Рынок коммуникационного ПО в России и мире: основные игроки и тренды

Логотип компании
Рынок коммуникационного ПО в России и мире: основные игроки и тренды
Звонки, видеоконференции, месседжинг, чат-боты, речевая аналитика – все это составляет сферу коммуникаций, являясь неотъемлемой частью практически любого бизнеса.

Для эффективного общения с клиентами и коллегами рынок коммуникационных решений предлагает широкий набор инструментов, большинство которых работает из облака. Как устроен рынок облачных сервисов сегодня, кто является основными игроками на рынке коммуникаций и какие тренды определят их развитие в ближайшие годы? Попробуем разобраться.

Обзор рынка облачных технологий

Облачные технологии давно стали обширной экосистемой продуктов и услуг, помогая компаниям быстро развиваться и сокращать расходы. Однако из-за постоянного роста облачного рынка становится все труднее ориентироваться в нем. Какие же секторы выделяют сегодня как основные и как распределяются доли между ними в России и мире?

Итак, согласно прогнозам аналитиков, мировой рынок облачных технологий ожидает ежегодный рост на 17,5% – то есть к 2025 году он достигнет $832,1 млрд. Облачные технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса – 85% предприятий всех размеров уже используют их для хранения данных.

На сегодняшний день наиболее востребован сектор облачных решений SaaS (ПО как услуга) – его ежегодный оборот превышает $140 млрд. Однако сектор IaaS (инфраструктура как услуга), рыночная доля которого к 2022 году, по прогнозам, достигнет $80,1 млрд, и PaaS (платформа как услуга) с долей $72 млрд, также набирают вес на рынке. Такая тенденция объясняется постепенным проникновением облачных услуг в малый и средний бизнес, которым необходимы кастомизированные решения. Здесь стоит отметить долю CPaaS (коммуникационные платформы), которая, по оценкам, составила $4,56 млрд на 2019 год и вырастет на 39% к 2023 году.

В свою очередь, наряду с гигантами рынка активизируется и сектор     DaaS (рабочее место как услуга), наибольший рост которого, согласно исследованиям Gartner, прогнозируется к 2022 году в связи с растущим числом компаний, переходящих на удаленную работу.

Что касается отечественных разработчиков, в 2017 году их доля на мировом рынке составила 2,2% в секторе IaaS и 5,1% – в SaaS. Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, ежегодные темпы прироста этого рынка в период с 2021 по 2025 год в денежном эквиваленте составят 21%. Динамика развития российского и зарубежного рынков практически сопоставима: российский структурно повторяет мировые тенденции с отставанием в один-два года, что для технологического мира относительно невелико и свидетельствует лишь об уровне зрелости.

Следуя оптимистичному сценарию, объем российского рынка облачных услуг удвоится к 2022 году и перешагнет отметку в 155 млрд рублей. При этом ежегодный рост составит не менее 23%, а в отдельных сегментах – 30%. Таким образом, объем отечественного облачного рынка утроится к 2023 году.

Еще одним привлекательным фактором развития IT-рынка в России может стать снижение налогов. Так, налог на прибыль может составить всего 3% вместо 20%, а по страховым взносам — 7,6% вместо 14%.

Главные игроки российского рынка коммуникационного API

Но вернемся к коммуникационным технологиям. Предоставляя такие сервисы как обратный вызов, голосовые боты, маршрутизация звонков и т. д., рынок коммуникационных API в России достиг 2,6 млрд рублей, превысив показатель 2017 года на 91%. По данным на 2020 год, спрос на информационно-коммуникационные услуги вырос на 30,9% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на общемировую тенденцию снижения уровня доходов рынка коммуникационных технологий, применительно к российскому рынку пессимистичные прогнозы не оправдались.

По данным исследования J'son & Partners Consulting, в 2020 году около 80% компаний, использующих информационно-коммуникационные услуги, относились к торговле и сфере услуг: 21% составлял государственный сектор, 9% пользователей пришлось на сферу промышленности, а 4% – на транспортные услуги.

Что касается основных игроков рынка коммуникаций в России, на момент последних исследований лидирует компания МТТ, продвигающая свои услуги через API-платформу «Гнездо»: доля ее выручки на рынке составила 27%. Второе место с долей 20% и первое по количеству клиентов занимает Voximplant. На третьей позиции по доходам (14%) расположилась «Манго Телеком», предлагающая интеграции через API-продукты, например, с CRM-системами.

Данная статистика говорит о положительной динамике развития рынка. В перспективе совокупный среднегодовой темп его роста составит 29%. Облачные вычисления больше не являются развивающейся тенденцией – они успешно взяли на себя онлайн-процессы большинства отраслей.

Тренды развития рынка облачных коммуникационных технологий

Изменения структуры облачного рынка. Каждый год рынок облачных технологий в среднем стабильно растет на 25-30%. В прошлом году многие компании обратились к новым технологическим решениям, чтобы пережить пандемию. При этом ситуация не позволяла тратить время на глобальные структурные изменения и требовала быстрого внедрения в процессы именно тех сервисов, которые нужны в данный момент. В этом плане лучше всего сработал гибридный подход – использование собственной инфраструктуры, комбинированной с мощностью используемых провайдеров. Таким образом, на рынке происходит постепенный сдвиг в сторону мультиоблачной среды и гибридного облака: пользователи выбирают отдельные услуги в зависимости от своих потребностей.

Разносторонность облачных сервисов. Еще один фактор будущего развития – возможность заказчиков легко получить широкий ассортимент преднастроенных сервисов на выбор. Не тратя время на разработку с нуля, они смогут быстро улучшить свой продукт с помощью готовых решений. Облачные технологии в этом случае предоставляют заказчикам готовые сервисы и среду для разработки, написания, тестирования и размещения приложений. Этот фактор значительно улучшает показатель time to market (срок вывода продукта на рынок), что особенно важно в кризис для большинства сложных проектов.

Слияния. В последние несколько лет мы не раз наблюдали, как более крупные и амбициозные игроки рынка поглощают или сливаются со своими меньшими собратьями. Естественно, это лишь начало слияний. Наиболее востребованы будут компании с широким списком клиентов, стабильной IT-командой, экспертизой и самое главное – потенциалом для будущего роста.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Деление рынка. На российском рынке коммуникаций также будет сокращаться количество нишевых игроков. Сейчас происходит формирование трех главных направлений: органически развивающиеся российские провайдеры, проникающие на отечественный рынок глобальные провайдеры и операторы связи, которые пытаются завоевать рынок путем его поглощения, предлагая комплексные коммуникационные сервисы, в частности, работая с государственным сектором.

Дефицит высококвалифицированных специалистов. Основным фактором, препятствующим быстрому росту облачных технологий, является нехватка высококвалифицированных кадров. По этой причине в ближайшее время лидерство на облачном рынке будет определяться высоким уровнем профессионализма и постоянством IT-команды провайдера. Именно опыт и мастерство делают возможным реализацию усложняющихся задач бизнеса.

Сравнительно недавно основным барьером на пути использования облачных технологий были пробелы в информационной безопасности. Однако, как мы видим, за несколько десятков лет IT-услуги шагнули далеко вперед, взяв курс на стабильный рост. В частности, облачные технологии вышли на первый план и полностью перевернули внутренние процессы не только интегрирующих их компаний, но и структуру рынка, за развитием и ростом которого мы продолжаем следить.

Иван Алексеев,

Head of Business Intelligence, Voximplant

Опубликовано 07.06.2021

Похожие статьи