Европа строит собственную объединенную систему безналичных платежей
Банковские карты остаются наиболее популярным способом оплаты в Европе. Однако рынок платежных карт ЕС представляет собой «лоскутное одеяло» из набора разрозненных локальных систем. Так, во Франции заметная доля платежей приходится на карты платежной системы Carte Bleue. В Нидерландах основной платежной системой является iDEAL, в Швеции – Klarna. В Германии же популярен альтернативный карточным платежам вариант оплаты - Электронный метод прямого дебетового платежа (Elektronisches Lastschriftverfahren, ELV).
«На рынках десяти европейских странах все еще работают национальные системы платежных карт, и карты других стран-членов ЕС там не принимаются. Растет и число инновационных услуг, таких, как мобильные кошельки, которые также работают только на национальном рынке. Нынешняя ситуация привлекла инициативы от глобальных игроков, направленные на преодоление недостатков трансграничных розничных платежей путем создания новой отдельной платежной экосистемы», - сообщалось на сайте ECB.
Но порядка 80% карточных транзакций, совершаемых в Европе, приходится именно на карты Visa и MasterCard – таковы данные национальной ассоциации EuroCommerce,
Однако альтернативного общеевропейского решения, способного стать конкурентоспособной альтернативой поставщикам финансовых решений из США - Visa и MasterCard – европейским финансовым институтам не удалось разработать вплоть до настоящего времени.
«До того, как спорить о гегемонии США в платежах, общеевропейские попытки с треском провалились. Например, проект Monet, поддержанный 24 европейскими кредитно-финансовыми институтами в 2011 г., сорвался из-за отсутствия политической поддержки и неспособности разработать жизнеспособную бизнес-модель», - писала London news today.
Решить проблему фрагментации европейских розничных платежей и охватить все страны еврозоны, а в конечном итоге и весь Европейский союз, и должна EPI, считает член Исполнительного совета ECB Фабио Панетта (Fabio Panetta).
EPI как объединенная альтернатива Visa и MasterCard
Как прокомментировал в беседе со СМИ глава EPI Йоахим Шмалцль (Joachim Schmalzl), европейские ритейлеры, принимающие платежи свои за товары и услуги по картам доминирующих на рынке американских платежных систем, страдают от высоких комиссий, установленных банками-эмитентами карт международных платежных систем. Безопасность данных держателей карт при таких транзакциях находится под угрозой.
EPI, говорит эксперт, направлена на создание единого платежного решения для потребителей и ритейлеров по всей Европе. Она объединит самые популярные инструменты – платежные карты и цифровые кошельки, с помощью которых можно будет управлять всеми формами безналичных расчетов (совершать платежи в офлайновых торгово-сервисных точках, проводить онлайн-платежи, осуществлять денежные переводы, а также снимать наличные в банкоматах). Этот шаг должен значительно изменить ландшафт рынка безналичных платежей Европы и всего Евросоюза. Как планируют создатели EPI, она должна сместить с лидирующих позиций международные системы платежных карт Visa и MasterCard, базирующиеся в США, а также стремительно набирающие популярность систему мобильных платежей Apple Pay и китайские платежные сети. Как минимум, станет важным и решающим шагом в этом направлении.
PEPSI – первый шаг к консолидации платежных систем ЕС
Инициатива создания объединенной общеевропейской платежной системы исходила от 16-ти крупнейших банков пяти стран ЕС - Бельгии Германии, Испании, Нидерландов и Франции. Как сообщали ведущие европейские СМИ, работа над формированием Pan-European Payment System Initiative (PEPSI) – такое название она носила первоначально - началась еще в 2017 г. и задумывалась не только как техническая или финансовая, а, скорее, как политическая инициатива. Может быть, поэтому и велась в обстановке негласности и полу-секретности. Так, первое время ни один крупный европейский банк, опрашиваемый СМИ, не подтверждал свое участие в PEPSI, и никаких публичных заявлений относительно ее создания не делалось довольно долгое время.
Официальное объявление о планах запустить PEPSI группа их 16-ти европейских банков впервые сделала в июле 2020 г. Инициатива получила официальную поддержку как Европейского центрального банка (ECB), так и Европейской комиссии (European Commission). Однако название пришлось сменить, как считают специалисты, из-за давления со стороны известного производителя, название которого повторяла аббревиатура Pan-European Payment System Initiative.
Пандемия как движущая сила
Новый импульс объединению европейских банков для создания единого пространства безналичных платежей, полагают эксперты, придала пандемия коронавируса COVID-19, с возникшей неопределенностью и новыми рисками в мировой финансовой системе.
Платежная инициатива EPI будет базироваться на Европейской платежной системе Target Instant Payment Settlement (TIPS). Ее запустил ECB в ноябре 2018 г., после чего клиенты поставщиков платежных услуг (банков), как частные лица, так и организации, получили возможность осуществлять денежные переводы круглосуточно и в режиме реального времени, независимо от часов работы своего местного банка.
Сегодня к проекту EPI присоединились ведущие европейские кредитно-финансовые институты - Deutsche Bank, UniCredit, Santander, BNP Paribas и ING. Они, в совокупности, обрабатывают свыше 50% всех платежей, проводимых на рынке Европы.
К настоящему моменту, сообщает Financial Times, проект EPI смог собрать немногим более 30 млн евро. Источниками финансирования выступили свыше 30-ти крупнейших кредитно-финансовых институтов ЕС, в число которых вошли Deutsche Bank и Commerzbank (Германия), Santander (Испания), Banca Intesa Sanpaolo (Италия) и др.
Общие затраты на построение EPI, как прокомментировал Йоахим Шмальцль, потребует инвестиций в размере нескольких миллиардов евро. Затраты существенны, но необходимы. В одиночку, считает эксперт, конкурировать с международными платежными системами европейские финансовые институты не смогут.
EPI, как считают эксперты, может заработать уже в начале 2022 г. Правда, на первых порах – в ограниченном режиме. Но во второй половине года функционал сервиса планируется расширить.
Частные инициативы в области розничных платежей также будут поддерживаться ECB, но при условии, что они будут соответствовать пяти ключевым целям: удобство для клиентов, экономическая эффективность, безопасность, европейская идентичность и управление, общеевропейский охват, а в долгосрочной перспективе – и глобальный охват.