Константин Шляхов: «Дистрибуция в динамичном мире»

Логотип компании
Идет стремительный переход всех этапов взаимодействия в онлайн. Меняется традиционная модель взаимодействия в канале и создается новая экосистема, в которой работают все участники цепочки продаж. Пересматриваются подходы и к рискам на рынке...

Рынок ИТ всегда отличался гибкостью и быстрой реакцией на инновации. Какие из основных трендов на нем вы могли бы отметить в настоящее время?

Сегодня все мы живем в настолько быстро меняющемся мире, что не всегда успеваем это даже осознать, а уж тем более заблаговременно подготовиться. Идет стремительный переход всех этапов взаимодействия в онлайн. Меняется традиционная модель взаимодействия в канале и создается новая экосистема, в которой работают все участники цепочки продаж. Пересматриваются подходы и к рискам на рынке. Российские компании уже привыкли жить в условиях санкций и ограничений, но за последний год мы наблюдаем подобные ситуации и с другими компаниями в других странах, включая всем известную ситуацию с Huawei. На самом деле с похожими американскими санкциями первым столкнулся другой крупный производитель из Китая – компания ZTE – и они до сих пор пытаются решить связанные с этим проблемы. Huawei подверглась аналогичным санкциям уже в этом году, и оперативно пересматривает свою стратегию и модель поведения на рынке.

Это новые условия, новая реальность бизнеса – история покажет, к чему приведет такое противостояние мировых гигантов и кто больше пострадает от взаимных ограничений. Меняются и барьеры для входа на рынок. Если раньше бизнес строился годами, то в последние годы мы видим резкие взлеты стартапов. За очень короткое время усилиями небольшой группы энтузиастов из удачной идеи вырастает крупный игрок.

А как в этих реалиях меняются условия ведения бизнеса на российском ИТ-рынке?

Если говорить про сам рынок, то в последнее время заметен тренд импортозамещения в корпоративных поставках и проектах. Правда, в основном это касается локализации финальной сборки готового изделия либо локального производства ограниченной части его компонентов. О полном цикле разработки и производства в России говорить преждевременно. И в этом аспекте мы, к сожалению, отличаемся от Китая. Так, например, попытка США «наказать» санкциями Huawei вынуждает последнюю еще больше развивать свое производство и вкладываться в собственные технологии и разработки, а это может уже в ближайшем будущем создать сильного конкурента нынешним американским гигантам. Кто в итоге выиграет – вопрос достаточно спорный. Тем не менее тенденция выхода на рынок отечественных вендоров существует, и мы это учитываем при формировании нашего продуктового портфеля. Конечно, опыт выстраивания канала продаж и работы с ним у таких игроков невелик. Кроме того, многие из российских производителей пока не стремятся развивать и поддерживать канал продаж, а продают и напрямую, и через партнеров. Это создает конкуренцию в канале, снижая, а зачастую и вообще убивая маржинальность и интерес к развитию линейки. Но это лишь первые шаги, и мы надеемся, что со временем, преодолев период становления, они начнут заботиться о канале, выстраивать и поддерживать цепочку продаж вместе с партнерами.

Что касается розницы, здесь можно отметить тренд ухода с рынка небольших локальных марок и постепенного увеличения доли ведущих производителей. Если говорить про смартфоны, то доли лидеров Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi увеличиваются, вытесняя более мелких производителей и частные марки. Если же оценивать общий объем рынка, то в этом году был спад в первые два квартала, все участники ощутили это на себе. В третьем квартале наметился рост продаж, в первую очередь за счет розницы. Поскольку российский ИТ-рынок уже не растет темпами пяти- или десятилетней давности, конкурентная борьба за перераспределение долей на рынке усиливается. И в этих условиях для дистрибьютора все более важным становится выбор правильных партнеров и рост вместе с расширением доли тех или иных производителей.

Изменяются бизнес ландшафт и внешняя среда бизнеса. Как это сказывается на управлении и стратегии ИТ-компаний?

Здесь можно видеть разные подходы. Так, в розничном бизнесе собственники все больше уходят от оперативного управления: выстраивается система менеджмента, которая решает все управленческие задачи. В проектном бизнесе пока все наоборот: наиболее значимые вопросы решают владельцы компаний и без них серьезные задачи и проекты не запустить. Причины кроются в том, что по-прежнему бизнес с корпоративными заказчиками строится на личных отношениях владельца или топ-менеджера с заказчиком. Но и тут происходят изменения. ИТ-бизнес, который очень долго оставался частным, все больше укрупняется и все чаще переходит под контроль государства. Крупные государственные и окологосударственные структуры начинают проявлять активный интерес к ИТ-индустрии, постепенно занимая все большую и большую долю на рынке. Это ведет к тому, что на ИТ-рынке, как и в других областях, игроков будет оставаться все меньше и они будут все крупнее. При этом будет меняться и модель управления. При смене владельцев зачастую меняется и управленческая команда.

А каким образом это будет происходить?

Как пример, мы можем наблюдать изменения в таких компаниях, как «Техносерв», «Ростелеком – Цифровые Технологии» (ООО «РТК ЦТ») и других. К управлению привлекается профессиональный менеджмент, а владельцы – зачастую большая часть акций принадлежит государству или крупным госкомпаниям – уже не участвуют в оперативном управлении. Это меняет и структуру распределения крупных заказов на рынке. Сегодня реализация все большего числа значимых и крупных нацпроектов в области цифровизации уходит в Ростех и уже упомянутый «Ростелеком». Многие из тех, кто стоял у истоков рождения ИТ-отрасли в России, считают, что наш ИТ-бизнес вырос из небольших частных компаний и таковым остается. На самом деле, это уже не так: все очень быстро меняется. Государство сейчас контролирует порядка 70% экономики, при этом в ИТ его доля пока значительно ниже, но, думаю, это ненадолго. Многие проекты и направления в области ИТ становятся значимыми и начинают входить в сферу государственных интересов. Как поведет себя государство в выстраивании взаимодействия с ИТ-бизнесом, мы пока не знаем. Возможно, будет работать и договариваться с частным бизнесом. Но может пойти и другим путем, поглощая наиболее значимых игроков рынка или создавая новые госкомпании под важные нацпроекты и направления. В этом контексте будет интересно наблюдать за развитием ситуации с «Яндексом»: как государство обеспечит защиту интересов национальной безопасности и удастся ли при этом учесть/сохранить интересы нынешних акционеров и владельцев компании – это будет весьма показательный пример.

Коснулась ли глобализация дистрибуторского бизнеса? Какие изменения ждут дистрибуторов и что вы предпринимаете для адаптации под новые условия бизнеса?

На рынке дистрибуции ситуация будет, скорее всего, также двигаться по пути укрупнения: количество компаний будет сокращаться и скорее всего в состав акционеров все чаще будут входить крупные структуры, так или иначе аффилированные с государством. Естественно, мы, как и большинство коммерческих компаний, всегда готовы к привлечению внешних инвестиций, что способно дать сильный стимул к быстрому развитию и росту компании. Но это просто возможности, а не цель.

Что касается нас, то стратегия «Марвел-Дистрибуции» состоит в том, чтобы адаптировать модель управления компанией, сделав ее менее зависимой от конкретных людей. Когда бизнес в значительной степени завязан на конкретного человека, он становится менее устойчивым и любые изменения в составе собственников или менеджмента могут привести к серьезным и болезненным процессам внутри компании. Мы это понимаем и постепенно движемся к разделению функций владельцев и менеджмента. Вместе с тем компания должна быть прозрачна и удобна для инвесторов, если она хочет играть на рынке привлечения внешних инвестиций либо банковских кредитов.

Сегодня «Марвел» имеет более 150 вендоров и более 4500 партнеров, офисы в России, Казахстане и Грузии, представителей в Азербайджане, Киргизии, Узбекистане и Туркменистане. Мы считаем, что нам пока достаточно международного присутствия, и в ближайшее время серьезных шагов в этом направлении не планируем. Что же касается выбора вендоров, то, как и прежде, мы готовы работать со всеми производителями, которые предлагают актуальные технологические решения, имеют внятную стратегию развития и поддержки канала и заинтересованы в расширении своей доли рынка.

 


Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Опубликовано 01.11.2019

Похожие статьи