В России появятся биометрические паспорта и водительские права
Сбербанк РФ совместно с новым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в ходе работы Петербургского экономического форума - 2018 продемонстрировал прототипы двух биометрических идентификационных документов с микрочипом – паспорта и водительского удостоверения. В памяти чипа будет записана информация о биометрических данных владельца документа: его фотография и изображение отпечатков пальцев. Но самое главное - документы дадут возможность своему владельцу воспользоваться встроенной квалифицированной облачной электронной подписью (ЭП).
ЭП, ранее известная как ЭЦП (электронно-цифровая подпись) – механизм аутентификации, позволяющий подтвердить принадлежность ЭП ее владельцу, зафиксировать наличие (или отсутствие) в электронном документе каких-либо изменений с момента его подписания, а также подтвердить факт подписания электронного документа. Создателю сообщения (документа) ЭП позволяет прикрепить к нему определенный код, наличие которого, после проверки по определенному алгоритму, дает получателю возможность удостовериться, что сообщение (или документ), которое он получил, было создано с помощью данного отправителя, что оно действительно было отправлено и не изменилось в процессе передачи, или же, что подписавшая документ сторона подтверждает свое информированное согласие и одобрение.
ЭП является аналогом собственноручной подписи и обладает полной юридической силой. Используют ее, в основном, юридические лица для проведения целого ряда операций, как внутри компании, так и с внешними контрагентами: для таможенного декларирования, регистрации сделок с недвижимостью, управления государственными заказами, формирования финансовой, статистической и прочих отчетностей перед государственными учреждениями и внебюджетными фондами, для создания электронного документооборота различных уровней, управления акционерным капиталом.
ЭП также используется в электронной коммерции, глобальных системах межбанковского рынка обмена валют (Forex), в различных расчетных и трейдинговых системах, для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (система ЕГАИС), в проектах «Электронное правительство» и «Электронный гражданин», в банковских системах платежей. Физическим лицам наличие ЭП дает возможность упростить взаимодействие с государственными структурами, с работодателями, учебными учреждениями через Интернет.
ЭП, как правило, записывается на физический носитель – токен, а ее использование требует определенных программ и настроек на компьютере.
Новые документы, помимо чипа с размещенной в его памяти оцифрованными биометрическими данными владельца, будут содержать еще и встроенную квалифицированную облачную ЭП. Как рассказал старший вице-президент Сбербанка РФ Анатолий Попов в ходе конференции «ВЭД. Новый уровень. Digital», которая прошла в марте текущего года в Москве, работа по созданию облачной квалифицированной электронной подписи совместно с регуляторами — Минсвязи, Минэкономразвития и ФСБ – длилась почти два года.
Облачная ЭП позволяет гражданину осуществлять юридически значимые действия онлайн, не имея токена. Например, через мобильный телефон. Сложность заключалась в том, что для таких действий необходим биометрический паспорт, но в РФ единственным документом удостоверения личности, содержащем встроенный биометрический чип, был загранпаспорт. Поэтому чипом подобного рода было решено оснастить наиболее массовые документы — паспорта граждан РФ и водительские удостоверения.
Разработкой прототипов новых документов занимались Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России и ФГБУ НИИ «Восход» – фактически, единственный российский разработчик автоматизированных и информационных систем для нужд федеральных структур.
Помимо всех областей использования ЭП, владельцам новых документов станет доступна еще одна – дистанционная регистрация бизнеса. Этот сервис Сбербанк РФ разработал совместно с Федеральной налоговой службой для своих клиентов.
Не секрет, что сегодня в РФ и процессы регистрации юридического лица, и процессы получения ЭП занимают довольно много времени. Например, регистрация собственного бизнеса требует неоднократных визитов в налоговую инспекцию и кропотливого заполнения всех документов, выбора банка для открытия расчетного счета. Для получения квалифицированной ЭП – выдают их авторизованные удостоверяющие центры (УЦ) - от уже зарегистрированного юрлица потребуется целый пакет документов (копия свидетельства о регистрации, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, приказ о назначении на должность руководителя и проч.), многие из которых необходимо, к тому же, заверить нотариально.
Процедура же дистанционной регистрации бизнеса, разработанная Сбербанком и продемонстрированная перед участниками Сочинского инвестиционного форума в феврале 2018 г., занимает всего около получаса и представляла собой пять элементарных шагов. Первый предприниматель зарегистрировал свою фирму при помощи смартфона с поддержкой NFC-технологии, электронной подписи и загранпаспорта с биометрическим чипом прямо в ходе форума.
Выпуск новых документов со встроенной ЭП является частью пилотного проекта Сбербанка РФ по созданию благоприятной деловой среды — принципиально новой модели обслуживания, в которой применяются высокотехнологичные, но при этом удобные, быстрые и доступные схемы проведения удаленной идентификации.
Массовая выдача новых документов начнется именно с водительских прав. Технология, которая позволяет выпускать их со встроенным биометрическим чипом, уже утверждена МВД. Получить документ, как ожидается, можно будет уже с 1 декабря текущего года. Новые паспорта станут доступны не раньше, чем через год – летом 2019 г. При этом, клиенты Сбербанка РФ смогут получить их в отделениях самого банка, без необходимости обращаться в МФЦ.
Новый проект Сбербанка РФ является, в некотором роде, продолжением широко разрекламированного в свое время проекта УЭК (Универсальных электронных карт), в измененном и адаптированным именно для нужд бизнеса варианте. Сбербанк являлся основным акционером ОАО «УЭК» - федеральной уполномоченной организации, на которую были возложены функции координатора и оператора проекта по внедрению проекта УЭК — с долей 68% акций в капитале. Предполагалось, что картами УЭК, объединяющими в себе функции идентификационного документа со встроенной электронной подписью и средства платежа, будут охвачены все граждане России. Впоследствии эти карты должны были полностью взять на себя функции паспорта, страхового полиса ОМС, пенсионного свидетельства, средства доступа к госуслугам, а также стать частью Национальной системы платежных карт (НСПК).
Необходимость создания НСПК муссировалась на рынке несколько лет, и в качестве основы для ее создания предлагались многочисленные и довольно успешные российские системы платежных карт - «Золотая Корона», UnionСard и ряд других. В том числе и платежная система «ПРО100», оператором которой выступала ОАО «УЭК», а расчетный центр принадлежал Сбербанку РФ.
Введенные в 2014 г. санкции со стороны США и прекращение обслуживания карт Visa и MasterCard российских банков за рубежом, подхлестнули работы в этом направлении. Однако ни одной российской платежной системе не суждено было стать основой для создания системы национальных платежных карт. Сегодня 100% акций НСПК - операционного и платежного клирингового центра для обработки операций по банковским картам внутри России и оператора платежной системы «Мир» - принадлежит ЦБ РФ.
Выпуск карт проекта «ПРО100» Сбербанк прекратил в мае 2016 г. Сам же грандиозный и амбициозный проект УЭК, на который было потрачено 150-170 млрд рублей только лишь бюджетных средств, просуществовал всего несколько лет. Эмиссия карт УЭК длилась четыре года, но получили их лишь несколько сотен тысяч россиян. 1 января 2017 г. проект УЭК был закрыт.
Опубликовано 31.05.2018