Что нам дала система маркировки «Честный знак»?
Маркировка товаров позволила увеличить российский бюджет на 470 миллиардов рублей. Это произошло благодаря уменьшению количества поддельной продукции и увеличению производства легальными производителями. Они стали продавать больше товаров, больше зарабатывать и платить больше налогов, при этом цены на товары остались прежними.
Государственная система маркировки «Честный знак» заработала в 2019 году. Если в 2020 году в систему было включено 10 групп товаров, то на начало 2024 года обязательная маркировка распространяется уже на 17 групп, что составляет 15% несырьевого ВВП страны. Дополнительные поступления в бюджет страны по маркируемым товарным группам составил 470,8 млрд рублей. В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») сообщили, что ключевой фискальный эффект был получен благодаря маркировке табачной продукции - он оценивается в 245,9 млрд рублей. При этом, обеление рынка, которое прослеживается на основе динамики производства и импорта легальной продукции, составило 11%.
Фискальный эффект от маркировки парфюма оценивается в 5,5 млрд рублей. Здесь обеление рынка составило 37%. Повышение качества - рост числа товаров с подлинными документами - декларациями или сертификатами соответствия превысил 93%. Фискальный эффект от маркировки товаров легкой промышленности составил 37,2 млрд рублей, обеление рынка - 33%. Повышение качества превысило 62%.
Фискальный эффект от маркировки в молочной отрасли оценивается в 57,4 млрд рублей, а от маркировки обуви - в 47,4 млрд рублей. При этом, обеление рынка составило 56%. Что же касается повышения качества (рост числа товаров с подлинными документами - декларациями или сертификатами соответствия составил почти 98%.
Увеличение доходов в российский бюджет произошло благодаря очищению рынков от контрафактной продукции после внедрения государственной системы маркировки «Честный знак». В результате, легальные производители увеличили объемы продаж и производства, что позволило им больше зарабатывать при сохранении прежних цен на товары. Это, в свою очередь, привело к увеличению налоговых отчислений.
Кроме того, эксперты утверждают, что система маркировки помогает сдерживать рост цен. Например, молочная продукция растет в цене намного медленнее, чем другие товарные группы - производители знают, что под контролем и сдерживают цены.
В 2023 году к системе «Честный знак» подключилось 6 новых групп товаров, в которых сейчас поэтапно вводится маркировка. Дополнительные налоговые поступления в этих группах еще не оценивались. Не стоит забывать, что по 14 типам товаров сейчас проводятся добровольные эксперименты по маркировке, по 4 группам - ожидается решение Правительства о проведении пилотных проектов.
По мнению заведующего кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, все страны, вводившие маркировку товаров, отмечали повышение собираемости налогов, снижение доли контрафакта, рост оборота легальных производителей. «Теневой сектор вынужден либо обелиться, либо прекратить производство», - резюмировал он.