Стейблкоины и нормативная база: мировой опыт

Логотип компании
Стейблкоины и нормативная база: мировой опыт

Изображение: SWKStock, Shutterstock

Стейблкоины применяются все шире, вопросов нормативного регулирования их применения всё больше.

Учитывая, что в настоящее время страны BRICS планируют создать свой собственный стейблкоин, причем по данным издания ZyCrypto его базой, возможно, станут технологии компании Ripple, есть смысл углубиться в вопросы регулирования стейблкоинов. Кроме того, важность стейблкоинов растет по мере введения все новых санкций против разных стран, криптоактивы часто являются той палочкой-выручалочкой, которая способна если не решить, то хотя бы смягчить сложности.

Стейблкоины, их виды, типы, лидеры рынка и новинки
Отметим, что стейблкоины не всегда привязаны к доллару, фунту, йене или любой другой валюте. Напомним, основными стейблкоинами в мире являются USDT компании Tether и USDC компании Circle. Упомянем также PYUSD компании PayPal (эмитентом является компания Paxos), а также только что анонсированный долларовый стейблкоин компании Ripple Labs (RLUSD). Часто стейблкоины привязаны не к фиату, а к цене драгметалла, например, золоту, серебру, платине. Общая капитализация таких «товарных» стейблкоинов составляет порядка $1,1 млрд, среди них 83% совокупной стоимости приходится на стейблкоины, привязанные к золоту (можно привести в пример такие монеты, как Tether Gold (XAUT) и PAX Gold (PAXG)). Отметим, что кроме стейблкоинов, стабильность которых обеспечивается запасами фиата — такие как упомянутые выше USDT и USDC, бывают еще алгоритмические стейблкоины — например, продукт обанкротившейся Terraform Labs (USTC) и новейший недавно анонсированный стейблкоин USDL компании Paxos International.

Стейблкоины и общие вопросы их регулирования
Вернемся к нормативным основам. Так, еще 14 февраля текущего года председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл обратился к Конгрессу с просьбой наконец создать законодательство по работе со стейблкоинами. Особенно острой задача в США стала после одобрения SEC спотовых bitcoin-ETF и ethereum-ETF, а также решение Дональда Трампа принимать в свой предвыборный фонд средства в криптовалюте — криптовалюты становится мейнстримом, регулирование — все важнее.

Кроме того, есть и политический интерес: бывший директор по инновациям CFTC Дэниел Горфин (Daniel Gorfine) заявил, что стейблкоины, поддерживаемые государством, дают возможность укрепить финансовое влияние любой страны на мировом рынке.

Но в США, например, федеральное законодательство про стейблкоины развивается медленно: законопроект «The Clarity for Payment Stablecoins Act of 2023» был заморожен, обсуждение «Lummis-Gillibrand Payment Stablecoin Act of 2024» ведется, но до выборов в США, намеченных на осень текущего года, его примут вряд ли.

В целом существует большое количество стран, помимо США, где регуляторы разрабатывают концептуальный подход к регулированию и надзору за стейблкоинами. При этом единого понимания нет, в разных странах мнения выглядят по-разному, законодательство, если оно где-то и есть, фрагментировано, хотя и наблюдаются общие моменты.
Так, на разных стадиях находится работа над законодательством о стейблкоинах в ЕС, Великобритании и США, эти страны/группы стран работают над проблемой, но о какой-либо целостности речи не идет.

Регулирование в ЕС и нормативы Международного валютного фонда
В ЕС стейблкоины упомянуты в «Markets in Crypto Assets Regulation» (MiCAR) — законопроекте о регулировании криптовалют в Евросоюзе. В него вошли правила, которые распространяются на эмитентов необеспеченных цифровых активов и стейблкоинов, а также торговые платформы. Эти нормативы, к слову, выдвигают требования к стейблкоинам, которые должны быть поддержаны отдельным резервом фиата, что сразу отсекает алгоритмические стейблкоины, даже если это прямо и не упомянуто. Напомним, 20 апреля 2023 года Европарламент утвердил MiCAR, а 16 мая его одобрил Совет ЕС. Новые правила для регулирования криптовалют (и заодно стейблкоинов) разбиты на три группы: часть вступила в силу с 30 июня 2023 года, часть требований вступит в силу только год спустя, 30 июня 2024 года, и последняя часть — 30 декабря 2024 года.

Согласно MiCAR, операторы стейблкоинов должны получать лицензию от компетентного органа государства — члена ЕС, на них так налагается обязанность обеспечивать привязку своих стейблкоинов к выбранному фиату. Эмитентам стейблкоинов нужно обеспечить раскрытие информации для клиентов, предjставить публичную бизнес-модель, наладить менеджмент рисков, создать механизм выкупа монет, иметь достаточные резервы, а также зарегистрироваться в EBA (Европейской банковской администрации). Подчеркнем, что MiCAR требует от эмитентов стейблкоинов наличия достаточных резервов, а в случае признания стейблкоинов «значимыми» предполагаются повышенные требования к капиталу их эмитентов, также эмитенты этих «значимых» будут обязаны проводить стресс-тесты.

Отметим, отвлекаясь от европейских нормативов, что существует документ МВФ (International Monetary Fund) 2022 года под названием «Regulating the Crypto Ecosystem: The Case of Stablecoins and Arrangements». Там указано: «Любая глобальная нормативно-правовая база для стейблкоинов должна быть гибкой, комплексной, учитывающей риски, а также обеспечивать равные условия игры для всех участников рынка». В документе также указано, что нужно ограничить круг эмитентов стейблкоинов организациями, которые уже регулируются и для которых существует установленная система надзора. Для нерегулируемых организаций нужно разработать специальное регулирование или пересмотреть существующую нормативную базу, чтобы гарантировать, что все организации-эмитенты стейблкоинов имеют лицензию или разрешение. Если эмитенты становятся «системно важными» (тут мы можем еще раз упомянуть компанию Tether, на USDT которой в настоящее время завязано очень многое — де факто, это новый мировой стандарт), властям необходимо устранить риски, применяя требования, сопоставимые с теми, которые применяются к системно значимым банкам: более интенсивный надзор, обязательства по безопасности и надежности, а также стресс-тестирование. При этом, разумеется, мнение МВФ это некий «шарообразный конь в вакууме», в реальности картина на рынке выглядит слегка по-иному.

В ЕС же, еще до появления MiCAR, в 2021 году были сформулированы три возможных варианта идеологического подхода к регулированию рынка стейблкоинов: 1) создать новое законодательство; 2) применить к рынку стейблкоинов директиву EMD II (The Second Electronic Money Directive); 3) ограничить (читай — запретить) хождение стейблкоинов в ЕС. В итоге победил симбиоз первых двух вариантов: создание законодательства с учетом EMD II.

С вступлением в работу MiCAR эмитенты стейбкоинов в ЕС будут обязаны: пройти авторизацию в Центральном банке ЕС и опубликовать White Paper с информацией о монете для инвесторов; 2) подчиняться требованиям регулятора к управлению в сфере маркетинга, раскрытию информации и разрешению конфликтов интересов; 3) поддерживать ликвидность на достаточном уровне. Никакие новые стейблкоины не могут быть предложены на рынок ЕС, если эмитент не авторизован в Европейском центробанке и не опубликовал White Paper, одобренную европейскими регуляторами. К слову, согласно нормативам MiCAR, стейблкоин считается системообразующим, если он удовлетворяет как минимум трем из вышеперечисленных критериев: имеет резервы более 5 млрд евро, у него более 10 млн пользователей, или торговый оборот по этому стейблкоину превышает 500 млн евро в день; также учитывается, связан ли стейблкоин с мировой финансовой системой и используется ли для платежей в глобальном масштабе.

Не всем нравятся европейские нормативы MiCAR, так, компания Circle, упоминавшаяся выше, раскритиковала эту законодательную базу; недовольство высказал и гендиректор компании Tether. Последнему меньше всего понравилось требование держать заметную часть фиатных резервов на счетах местных европейских банков. Более того, требуется разбить этот депозит на части и положить в разные банки.

Соединенное Королевство: резервы должны быть ликвидными
В Великобритании экономический секретарь Казначейства Бим Афолами сообщил 15 апреля текущего года, что новое законодательство по стейблкоинам появится в Соединенном Королевстве в июне или июле 2024 года. Ожидается, что законодательство Великобритании в сфере стейблкоинов будет базироваться на Financial Services and Markets Act (FSMA) 2023 года, где стейблкоины и цифровые валюты определяются как активы, подлежащие регулированию. Кроме того, законодательство будет учитывать нормативы банка Bank of England (BoE) и циркуляры Financial Conduct Authority (FCA). Отмечается, что в дискуссионных документах Bank of England изложена возможная нормативно-правовая база, которая касается функционирования платежных систем, использующих стейблкоины (с упором на стейблкоины, номинированные в фунтах стерлингов). Среди требований: необходимость наличия в платежной цепочке субъекта, который мог бы быть идентифицирован как оператор платежной системы. Эта организация должна будет оценивать риски в различных элементах платежной цепочки, и обеспечивать соответствующий надзор. Также эмитенты стейблкоинов должны полностью обеспечить денежную массу стейблкоинов депозитами в Bank of England. Пользователи же должны иметь возможность покупать стейблкоины по номиналу в фиатной валюте, а также в любой момент иметь возможность поменять стейблкоины на фиатную валюту.

К слову о депозитах. Компания Tether планирует выпустить долларовый стейблкоин aUSDT, обеспеченный золотом. Такая возможность нигде в законодательстве пока не прописана.

Вернемся к Британии: там также планируют использовать для регулирования стейблкоинов ряд правоприменительных практик и стандартов, применяющихся в настоящее время. Речь идет о «Principles for Business» и «Conduct of Business» FCA. В основном речь идет о стандартах бухучета и категоризации клиентов. Но кроме стандартных требований будут и те, что применимым только к рынку стейблкоинов: первое заключается в поддержке курса 1 к 1 с определенной базовой фиатной валютой, второе, что пользователь может всегда поменять стейблкоины на базовый фиат по номиналу. Поэтому FCA предлагает не просто хранить резервы, достаточные для обеспечения стейблкоинов, и эти резервы не просто должны быть стабильны по цене, но еще и есть требования по поводу ликвидности резервов. Все эти соображения, как ожидаются, лягут в основу британского законодательства по стейблкоинам, которое ожидается, как упомянуто выше, этим летом.
Интересно, что некоторые аналитики утверждают, что британским властям придется «пройти по канату», регулируя стейблкоины: необходимо будет и обеспечить Великобритании привлекательную локацию для криптоактивов, но при этом защитить безопасность инвесторов и пользователей. Отмечается, что несмотря на прошедший Brexit, законодатели Соединенного Королевства внимательно поглядывают на континентальную Европу, в частности, на MiCAR.

Регулирование стейблкоинов: ситуация в США
В США ситуация в деле регулирования стейблкоинов находится позади и европейской, и британской. Одна из причин — законодательный процесс в США нетороплив в принципе, в частности из-за двух конкурирующих партий. Но подвижки есть — так, 17 апреля текущего года сенаторы Кирстен Джиллибранд (Kirsten Gillibrand, D-NY) и Синтия Люммис (Cynthia Lummis, R-WY) создали законопроект «Lummis-Gillibrand Payment Stablecoin Act of 2024». Это продвинутая и пересмотренная версия документа «Responsible Financial Innovation Act», предыдущая версия которого не смогла пройти через одобрение Конгресса. Этот законопроект запрещает алгоритмические стейблкоины (подробно об алгоритмических стейблкоинах мы в IT News писали в материале «До Квон и конец алгоритмических стейблкоинов»). Очевидно, что запрет алгоритмических стейблкоинов — результат краха в мае 2022 года монеты USTC компании Terraform Labs, когда инвесторы по всему миру потеряли порядка $62 млрд. Также американский законопроект предусматривает наличие резервов 1 к 1, примерно так же, как прописано в нормативах ЕС и Великобритании. Это не первый и даже не второй американский законопроект: ранее в трясине согласований утонул «The Clarity for Payment Stablecoins Act of 2023», получивший поддержку обоих партий, но в итоге замороженный.

Если закон Люммис-Джиллибранд примут, то будет создана нормативная база для выпуска и надзора за платежными стейблкоинами. Появится определение стейблкоина, эмитенты стейблкоинов будут обязаны получать лицензии от государственных регулирующих органов и обеспечивать соблюдение правил, а также предоставлять регуляторам отчетность.

В законопроекте прописано требование к эмитентам поддерживать резервы, равные стоимости стейблкоинов в обращении, и хранить их таким образом, чтобы обеспечить стабильность и ликвидность стейблкоинов. От эмитентов стейблкоинов требуется раскрытие информации о резервах и любых потенциальных рисках. Также потребуется внедрение мер по борьбе с отмыванием денег. Американские законодатели при этом сомневаются, что закон будет принят в текущем году. Одна из причин — текущий год является выборным, вероятно, закон будет принят уже при новом президенте.
Фрагментарное регулирование и глобальный крипторынок

К слову, учитывая, что крипторынок является глобальным в мировом масштабе, есть смысл регулировать его на наднациональном уровне, фрагментация тут на пользу не пойдет. Мысли типа «наши стандарты лучше, чем ваши» глобальному рынку могут только навредить. В целом заметно, что подход к регулированию содержит один общий важный пункт — наличие ликвидных резервов и контроль этих резервов.

Читайте также
Российская индустрия программного обеспечения в 2023 году показала рост на 19,4% и достигла оборота 1,983 трлн рублей, что стало возможным благодаря активной внутренней поддержке и политике импортозамещения. Опрос более 300 компаний, проведенный ассоциацией «РУССОФТ», отразил ключевые тенденции отрасли: рост внутреннего спроса, падение экспортных доходов и кадровый дефицит, а также отметил направления для дальнейшего развития и выхода на новые рынки. IT-World разбирается, каким станет российский рынок ПО в ближайшие годы и какие вызовы ему предстоит преодолеть?

Опубликовано 23.06.2024

Похожие статьи