Кто управляет предприятием?
Центром внимания прошедшего в Москве ежегодного бизнес-форума IBM «Стратегии и технологии в диалоге» стали результаты масштабного исследования факторов, влияющих на управление предприятиями.
Сотрудники IBM Institute for Business Value подготовили отчет «Предприятие, управляемое клиентами», в основу которого легли 4183 беседы с высшими руководителями компаний 20 отраслей в 70 странах. Для их анализа впервые применили технологию IBM Watson, позволяющую извлекать информацию из больших массивов текстов на естественном человеческом языке.
Открывая дискуссию, генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев отметил, что корпорация проводит подобные исследования уже 10-й год и в этом году на первый план вышла качественно новая тенденция – интеграция клиентов в управление компаниями. Результаты исследования представил вице-президент IBM, глобальный лидер в области бизнес инноваций и стратегических инициатив Питер Корстен (Peter J. Korsten).
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на бизнес, топ-менеджеры компаний особо выделили влияние клиентов, которое растет в связи с распространением ИТ, мобильной связи и социальных сетей, – об этом заявили 54% опрошенных. При этом 46% тесно сотрудничают с клиентами, а развивать такой подход планируют 90%. В России эти показатели заметно ниже – соответственно 39, 37 и 76%. Почему это происходит?
Ответить на этот вопрос пытались участники оживленной дискуссии: генеральный директор и председатель правления «Российской венчурной компании» Игорь Агамирзян, генеральный директор корпорации «Системы управления» Алексей Ананьев, исполнительный вице-президент «ВымпелКом» Александр Поповский, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян и ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. Так, по мнению Андрея Шаронова, во многих секторах российской экономики из-за низкой конкуренции состояние рынка определяется продавцами, а не клиентами, однако в некоторых секторах ситуация уже изменилась в направлении мировых трендов. Гарегин Тосунян отметил, что в банковском секторе конкуренция высока и банки просто вынуждены быть клиентоориентированными, однако их деятельность жестко регулируется и вовлекать клиентов в управление они не имеют права. По мнению Алексея Ананьева, степень вовлечения клиентов в управление бизнесом вполне соответствует реалиям нашего рынка. При этом общемировые тенденции, такие как рост влияния социальных сетей на бизнес, уже наблюдаются и у нас. В свою очередь, Игорь Агамирзян подчеркнул, что технологические тренды всегда нацелены на глобальные рынки. Сегодня, считает он, происходит технологическая революция: период массового стандартизированного производства потребительских товаров идет к концу и намечается переход к персонализированному производству, которое радикально изменит всю экономику в ближайшие 50 лет. Выигрывать будут компании, ориентированные на персональные потребности пользователя.