Исследование Huawei: готовы ли молодые «жить» на работе?
Продолжительность рабочего времени меняется так же, как и рабочая среда. Пандемия смена поколений и новые технологии внесли свои коррективы в наш труд и отношение к нему. Теперь профессионалы больше всего ценят свободу, в том числе возможность выбирать, где и в каком режиме работать, отдыхать и путешествовать, но это не значит, что большинство предпочитают бездельничать целыми днями. Главное — это снятие лишних ограничений, мешающих действовать эффективно.
Согласно исследованию Huawei, уже сейчас некоторым сотрудникам для работы нужен только ноутбук (23% опрошенных), а в перспективе их число может кратно вырасти: большинство мечтает работать не в офисе, а дома или за городом — будь то дача, берег моря, лес или даже вершина горы (67% респондентов). Теперь 32% профессионалов отдадут предпочтение работодателю, для которого можно трудиться из любой точки страны или мира, и только 8% респондентов не представляют себе работу вне офиса.
Основные носители новых ценностей — молодые люди поколений Z (18—24 года, зуммеры) и Y (25—34 года, миллениалы), а также представители определённых профессий, связанных прежде всего с IT-сферой. Однако тренд становится всё более массовым и постепенно захватывает специалистов и из других возрастных категорий и профессий, указывают эксперты. Главными инструментами такого перехода стали экосистемы устройств, позволяющие объединить различные жизненные пространства.
Поколение Z меняет правила игры
В постковидном мире работа и отдых, обучение и путешествия сливаются воедино. Теперь профессионалы готовы работать в отпуске и в выходные дни (59% опрошенных), многие стараются везде брать с собой ноутбук, чтобы при необходимости сделать что-то по работе (39% опрошенных). В исследовании отмечается, что две трети респондентов (68%) отвечают на рабочие вопросы вне рабочего времени, а каждый второй молодой специалист в возрасте до 25 лет и вовсе «не видит необходимости отключаться от рабочих дел – его мысли часто заняты работой».
Причина такого слияния рабочего и личного пространства — не только в вынужденной «удалёнке». Главную роль сыграла смена поколений: для молодых людей важно найти не только оплачиваемую, но и интересную работу (51% зуммеров против 41% в остальных категориях). У многих уже есть любимое дело, которое захватывает их целиком (25% опрошенных в возрасте от 18 до 35 лет и 21% более старшего поколения).
Конечно, все респонденты считают, что зарплата при выборе работы — самый важный фактор (87% опрошенных), а самореализация — только на втором месте (60% участников). Но, по мнению экспертов, деньги намного меньше важны для поколения Z, чем для специалистов более старшего возраста (за финансовый фактор проголосовали 77% респондентов до 25 лет и 89% других участников). При этом чем моложе были респонденты, тем важнее для них были самореализация и новые интересные задачи (68% человек в возрасте до 25 лет, 62% миллениалов и только 55% людей старше 34 лет). Возможно дело в том, что многим молодым участникам опроса пока помогают родители, или это их первая работа, где они только изучает рынок.
В результате с самореализацией свою работу ассоциируют 42% молодежи и 39% и 37% специалистов более старшего возраста соответственно. При этом 18% опрошенных зуммеров и вовсе назвали профессиональный труд удовольствием. Для сравнения: так же считают только 14% миллениалов и 11% специалистов от 35 до 45 лет.
Эксперты отметили, что у людей, которые любят работу, профессиональный труд чаще пересекается с личной жизнью отдельными занятиями и активностями (45%), то есть фактически сливается с личным пространством. Для остальных это отдельная часть жизни, которая никак не связана с личной (57%). Именно из-за этого юные специалисты не хотят «быть устроенными», т.е. когда их приводят на «стабильное место с твердой зарплатой» вне зависимости от их интересов и расположенности к другим видам деятельности.
Молодым людям намного важнее организовывать жизнь в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями: об этом заявили 38% опрошенных в возрасте до 25 лет и только 33% и 29% профессионалов более старших поколений. Навязанные рабочие рамки и ограничения мешают самореализации — так считают 30% зуммеров и 29% миллениалов, но только четверть сотрудников в возрасте от 35 до 40 лет сталкиваются с аналогичной проблемой.
Ноутбук для современного мира
Респонденты практически единодушны в том, что главное преимущество ноутбука – возможность брать его с собой (74%). Кроме того, для женщин важна возможность работать в любом положении, не только за столом, но и лёжа (47%), а вот что думают по этому поводу мужчины — не уточняется.
Интересно, что многим сотрудникам все еще нравится работать на ноутбуках в офисе. Почти половина опрошенных считает, что так удобнее решать производственные задачи (49%) и можно сменить локацию на менее шумную (47%). Для специалистов также важно иметь возможность уединиться и подключиться к видеоконференции с клиентом (41%), особенно для молодых людей до 25 лет (51%). А 35% опрошенных при работе на ноутбуке просто испытывают ощущение свободы, опять же — в большей степени молодые люди (47%).
В характеристиках респондентам важны тип и мощность процессора (67%), объём встроенной и оперативной памяти (64%), диагональ экрана (38%), а также разрешение и матрица экрана (20%). При этом для мужчин важна ещё видеокарта (26%), а для женщин – время работы без подзарядки (22%) и возможность сопряжения нескольких устройств в одну экосистему (6%). Также стоит отметить, что последний критерий важен для специалистов, которые занимаются любимым делом, в отличие от работников, не слишком довольных своей работой (8,1 по 10-бальной шкале важности против 6,9).
Большинство респондентов хотели бы улучшить отдельные характеристики ноутбуков с учётом развития тренда на мобильность и свободу передвижения. В первую очередь — увеличить время работы без подзарядки (32%). Например, поставить ноутбук как смартфон на ночь заряжаться, чтобы большую часть дня вообще не думать о батарее.
Молодые люди до 25 лет в основном хотели бы улучшить тип и мощность процессора (28%), объём встроенной и оперативной памяти (23%), видеокарту (20%), а также вес и габариты ноутбука (16%). При этом 23% сотрудников в возрасте от 25 до 45 лет сказали, что их устраивают все характеристики, а 21% хотел бы улучшить тип и мощность процессора.
Вероятно, из-за высоких требований и желания улучшить характеристики поколение Z чаще меняет ноутбуки: 42% опрошенных до 25 лет сделали покупку в текущем или прошлом году. При этом большинство респондентов других возрастов купили ноутбуки около 2 лет назад (26%). Также это может зависеть от наличия финансовой помощи со стороны родителей.
Удобные девайсы, объединённые в экосистему позволяют пользователям экономить массу времени в течение рабочего дня, а свободные часы тратить на отдых и развитие — так считают 36% респондентов. Ещё 28% специалистов отметили, что современные решения помогают комфортно совмещать работу и личную жизнь. Технологии дают свободу и мобильность, уверены 38% опрошенных. Особенно сильно это убеждение среди молодежи: так высказались 43% поколения Z и 39% и 36% более старших возрастов соответственно.
Интересный факт: мужчины чаще считают, что грани между работой и личной жизнью стёрлись из-за технических возможностей устройств (46%), а женщины в качестве причины совмещения работы и личной жизни называли блогинг (24%). Также этот фактор чаще отмечается молодыми людьми в возрасте 18—24 лет (30%).