Как вернуть купленное на маркетпейсе? Кому предъявлять претензии?

Логотип компании
22.08.2022
Как вернуть купленное на маркетпейсе? Кому предъявлять претензии?
Юристы СПбГУ попытались ответить на этот вопрос и проанализировали около восьмидесяти судебных решений.

Выводы неутешительные: действующее законодательство очень расплывчато регулирует работу маркетплейсов и интернет-агрегаторов — сервисов по заказу такси, авиабилетов, товаров, бронированию гостиниц и квартир.Несмотря на то, что понятия «маркетплейс» и «агрегатор» известны почти каждому, действующее законодательство никак не определяет их как инструменты продаж. 

Они отмечают: маркетплейсы воспринимаются покупателями как полноценный магазин, хотя по законодательству являются лишь витриной.

 «При этом чаще всего их деятельность выходит далеко за пределы информационного обеспечения взаимодействия между продавцами и потребителями. Например, в изученных нами делах с участием владельцев агрегаторов такси агрегатор организует и управляет перевозками пассажиров, подбирает партнеров и допускает их к приложению, корректирует заказы и осуществляет прием платежей», — рассказал профессор СПбГУ Олег Городов.

Попытки регулировать решение спорных вопросов предпринимались еще четыре года назад, когда в закон о защите прав потребителей были внесены изменения. В частности, было введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)». Согласно новой редакции закона, агрегатор это сайт или страница, которые одновременно дают возможность:

Читайте также
И хотя Gartner ушел из России, он продолжает играть определенную роль на мировом рынке, делая прогнозы о технологических трендах, которые будут (или могут) задавать тон в ближайшие годы. И вот в конце октября на Gartner IT Symposium/Xpo 2024, аналитики американской компании вновь порадовали нас горячей десяткой стратегических технологических тенденций на год грядущий, выделенных Gartner, с примерами сценариев их применения.

  • ознакомиться с предложением,
  • заключить договор с продавцом
  • произвести предоплату.

Обязательно соблюдение всех трех условий. И наоборот, для непризнания сервиса агрегатором, достаточно не соответствовать одному требованию. Это позволяет получать все преимущества маркетплейса и уйти от большинства проблем с клиентами, например, экспертизы и обязанностей принимать к возврату товары ненадлежащего качества.

В связи с пробелами в законодательстве, некоторые агрегаторы-гиганты, на сегодняшний день, не являются таковыми. Достаточно не принимать оплату на своем сайте. Например, в случае с AliExpress оплата заказов осуществляется через AliPay (входит в Alibaba Group). Или поступить так же как «Яндекс.Маркет». В 2018 году он удалил с сайта «корзину», оставив только информацию о товарах и ссылки на продавцов.

Действующая на сегодня формулировка закона позволяет торговым интернет-площадкам избегать ответственности за продажу через их сервис некачественных товаров (ведь агрегатор сам ничего не продает) и даже публикацию ложной информации (ведь эту информацию ему предоставил продавец).

Авторы исследования –профессор СПбГУ Олег Городов, доцент СПбГУ Юлия Ковалевская и преподаватель СПбГУ Алексей Петров, уверены, что таких проблем можно избежать. Для этого нужно всего лишь дополнить законодательство о защите прав потребителей: необходимо установить статус владельцев агрегаторов и расширить зону их ответственности.
Похожие статьи