Онлайновые информационные технологии: итоги прошедшего года и прогнозы на 2009 год

Логотип компании
Онлайновые информационные технологии: итоги прошедшего года и прогнозы на 2009 год
Конечно, сейчас в умах доминирует кризис. Трудно не прийти в уныние, когда наблюдаешь, как затягивают пояса предприятия почти всех отраслей. Однако ситуация обязательно улучшится. Оптимисты уверяют, что трудные времена просто необходимы для того, чтобы компании трезво оценили свое состояние и реализовали давно назревшие меры по сокращению расходов.
Итоги прошедшего года
Конечно, сейчас в умах доминирует кризис. Трудно не прийти в уныние, когда наблюдаешь, как затягивают пояса предприятия почти всех отраслей. Однако ситуация обязательно улучшится. Оптимисты уверяют, что трудные времена просто необходимы для того, чтобы компании трезво оценили свое состояние и реализовали давно назревшие меры по сокращению расходов.

В прошедшем году наблюдался повышенный интерес к технологиям Enterprise 2.0. Ассоциация информационного и образного менеджмента (The Association for Information and Image Management, AIIM) проанализировала эволюцию рабочего места и подвела итоги в документе «Модель работника AIIM» (AIIM Worker Model). В нем описываются этапы перехода организаций от «островов “Я”», сфокусированных на индивидуальной производительности труда, к «расширенному “Мы”», когда все члены коллектива сотрудничают и изобретают с применением технологий Enterprise 2.0. Исследование AIIM показало, что типичное рабочее место меняется – организации все чаще внедряют такие корпоративные технологии Web 2.0, как вики, блоги, RSS и социальные сети.

Forrester Research в своем недавнем отчете проанализировала технологии Enterprise 2.0 и пришла к интересным результатам. Аналитическая фирма прогнозирует эволюцию технологий коллективной работы Web 2.0 в следующих направлениях:

  • Социальные сети изменят общепринятый подход к работе. Существуют культурные преграды, но Forrester верит, что они будут преодолены, и работники станут активно общаться со своими коллегами-единомышленниками. Это открывает невиданные возможности для творческой коллективной работы.
  • Вики помогают облегчить сотрудничество. Это одна из самых многообещающих корпоративных технологий Web 2.0 – пользователи добиваются больших успехов в ее освоении, особенно когда в этом участвуют руководители предприятия, и этот рынок демонстрирует признаки здорового роста.
  • Блоги как технология продолжают существовать – но не захватывают воображение корпоративной аудитории. Социальные сети вдохнут во внутренние блоги новую жизнь, предоставив больше контекста, но чтобы удерживать внимание работников, одних блогов недостаточно, считает Forrester.
  • Каналы RSS недооцениваются предприятиями. Эта вездесущая технология обеспечивает механизм доставки информации, избавляя пользователей от необходимости разыскивать ее.

Forrester утверждает, что некоторые технологии Web 2.0 обладают обширными и живучими экосистемами и могут продержаться несколько лет или даже десятилетия, но со временем рынок станет высоко консолидированным, число пользователей сократится, и уровень доходов понизится.

  • Подкастинг движется к упадку. Пользователи сообщают, что в контексте производительности труда и коллективной работы подкасты не слишком привлекательны и эффективны, и круг поставщиков этой технологии сужается.
  • Форумы также недоиспользуются. Хотя эта технология сохранит свое фундаментальное значение для коллективной работы, данный сегмент рынка не расширяется, и со временем форумы войдут в состав более крупных пакетов ПО, ориентированных на сообщества.

Между тем компании начинают применять социальные сети и построение сообществ в качестве дешевых маркетинговых инструментов, а технологии корпоративного поиска становятся менее таинственными, избавляясь от репутации «черного ящика». К такому выводу приходит в отчете по технологиям поиска и доступа к информации (The Search & Information Access Report 2009) компания CMS Watch. Ее аналитики опросили заказчиков корпоративных поисковых систем и оценили 20 решений этого типа, выявив некоторые тенденции. Кроме большей открытости механизмов поиска, CMS Watch обращает внимание на повышенное стремление к простоте установки и обслуживания и к расширению встроенной функциональности систем.

В 2008 году продолжалось активное развитие семантических технологий и приложений, предоставляющие пользователю более качественную и контекстуальную информацию. В данной области работают такие компании, как израильская SemantiNet, которая недавно представила технологию headup, а также Quintura, hakia, Cognition Technologies, Twine, AdaptiveBlue, Spock, Talis и Perfect Market (купившая MediaRiver).

Все больше предприятий обращает свой взор к «облакам» - то есть «облачным вычислениям». Некоторые называют это явление «пост-программным миром» (post-software world). Концепцию разработки и выпуска «облачных» приложений взял на вооружение практически каждый из крупных игроков в отрасли.

Мы наблюдали также тенденцию к расширению мира открытых платформ и данных – с использованием API и открытых стандартов. В качестве примеров можно привести технологии Yahoo! BOSS, Yahoo! SearchMonkey, мобильную ОС Google Android и Google Open Social. Компании Facebook, MySpace и Google предложили пользователям инструменты, которые позволяют управлять их онлайновыми персонами и соединять свое участие в социальных сетях с более широким вебом.

За прошедший год приобрел широкую популярность сервис микроблоггинга Twitter. Отдельные области его применения кажутся довольно полезными - например, публикация сообщений о пожарах и других инцидентах. Между тем популярность виртуальных миров, похоже, пошла на убыль. В конце года Google прекратила поддержку своего виртуального мира на основе браузера Lively, запущенного только в июле.

Еще стало популярным использование владельцами сайтов виджетов для распространения своей информации среди других, родственных им интернет-ресурсов. Это позволяет издателям открывать двери как для рекомендательных ссылок, так и для партнеров по рекламе, которые могут привлекать посетителей на собственные ресурсы при гораздо меньших затратах по сравнению с традиционными методами развития бизнеса. Недавно портал The New York Times.com запустил бета-версию механизма Times Widget, использующего сервис виджетов Gigya.

Между тем индустрия газет и печатных изданий в целом вынуждена приспосабливаться к меняющимся условиям и трудной экономической ситуации. Ряд изданий, включая The Christian Science Monitor, PC Magazine и Financial Week, перестали издаваться на бумаге и целиком перешли в онлайн. В декабре объявила о банкротстве газетная и издательская сеть Tribune. The New York Times страдает от сокращения рекламы и «изучает финансовые альтернативы». Многие печатные издания просто сократились в размерах. Другим придется обдумать и ускорить переход на онлайновые модели.

Прогнозы на 2009 год

Аналитическая фирма Outsell выпустила отчет «Прогноз развития информационной отрасли в 2009 году: кто не рискует, тот не пьет шампанское» (Information Industry Outlook 2009: No Guts, No Glory). В нем утверждается, что несмотря на влияние экономического кризиса и беды новостных и некоторых отраслевых B2B-изданий, эта отрасль продолжит расти примерно на 3% в год и в 2009 году достигнет размера в $412 млрд, против $400 млрд в 2008 году.

На недавней конференции Web 2.0 Summit в Сан-Франциско аналитик Morgan Stanley Мэри Микер (Mary Meeker) провела интересную презентацию «Тенденции ИТ и интернета» (Technology/Internet Trends). По ее словам, онлайновый мир очень тесно связан с общей экономической ситуацией, и скорого выздоровления ожидать не следует. Обозреватель The New York Times Сол Ханселл (Saul Hansell) назвал это выступление cheerful gloom, что можно вольно перевести как «веселые похороны» или «зияющие высоты». Главный вывод: компании с убедительными бизнес-моделями, приносящие потребителям материальные выгоды, должны выжить/процветать — потребители нуждаются в экономии больше, чем когда-либо, и наилучшим местом для ее поиска должен стать интернет.

Сам интернет-поиск будет играть все более важную роль – в третьем квартале прошлого года число поисковых запросов к Google выросло на 34% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Продолжится ускоренное освоение интернета в развивающихся странах: в 2008 году совокупное число пользователей в топ-10 развивающихся странах превысило соответствующий показатель для топ-10 развитых стран.

Особенно перспективным выглядит рынок мобильного интернета. Недавно опубликованы результаты нового исследования организации Pew Internet & American Life Project, озаглавленного «Будущее Internet III» (The Future of the Internet III). Опросив около 1200 экспертов, включая ученых и участников рынка, его авторы приходят к выводу, что мобильные устройства станут главным каналом выхода в интернет, а грань между рабочим и личным временем будет становиться все более размытой. Некоторые наблюдатели называют 2008 год годом iPhone. Однако похоже, что это только начало, и еще важнее то, что появится после – простые в применении мобильные интернет-устройства и приложения.

Надежным источником статистики и анализа отрасли служит IDC. В конце декабря аналитическая фирма выпустила отчет «Прогнозы IDC 2009: котел экономического кризиса ускорит перестройку ИТ-индустрии» (IDC Predictions 2009: An Economic Pressure Cooker Will Accelerate the IT Industry Transformation). Авторы этого документа утверждают, что в наступившем году на рынке ИТ столкнутся две мощные силы: глубокий мировой экономический кризис и радикальная перестройка отрасли, которая происходит в последние годы. Взаимодействуя друг с другом, эти силы окажут существенное влияние на все десять тенденций, которые IDC предвидит в 2009 году:

Читайте также
Кризис — это не только вызов, но и шанс. Вместо попыток скопировать прошлые решения, российские ИБ-разработчики фокусируются на том, что действительно нужно сегодня — на надежных и понятных инструментах для безопасности. Заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов рассказал, как вопреки уходу иностранных технологий и непрерывным кибератакам удается перестраивать цифровую оборону и создавать решения, которые отвечают реальным вызовам, а не формальным требованиям.

  • Мировой рынок ИТ сократится наполовину.
  • Рост развивающихся рынков и инвестиций малых предприятий значительно замедлится – но будет обгонять рост рынка в целом еще больше, чем в 2008 году.
  • Ускорится движение ИТ-индустрии в сторону «облака».
  • Проблемы офлайновой экономики вынудят продавцов активнее переходить в онлайновую.
  • Индустрия связи будет консолидироваться и расширяться в направлении «облачных» услуг».
  • Это будет плохой год для индустрии мобильных устройств – рост рынка телефонов прекращается, в секторе ноутбуков рост продолжится, но цены и прибыли производителей упадут, а рынок персональных навигаторов ожидает консолидация.
  • В сфере ИТ ускорится разрушение стены между «работой» и «личной жизнью».
  • Ускорится процесс модернизации средств доступа к информации и ее анализа – под влиянием отдачи от краха финансовой отрасли, растущей лавины информации из социальных сетей и цифрового видео, а также амбиций ключевых поставщиков, претендующих на последний – и стратегически самый важный – оставшийся кусок ИТ-рынка.
  • Этот год, проходящий под девизом сокращения расходов, будет благоприятным для «зеленых» технологий.
  • Государственные инициативы приведут к росту отрасли в 2009 году благодаря массовым инвестициям в ИТ — сосредоточенным на восстановлении экономики, рационализации энергетики и здравоохранения и повышении стабильности и прозрачности финансовых рынков.

Читайте также
IT-World рассказывает, что нужно учесть собственнику бизнеса, чтобы его сайт был актуальным долгое время, ранжировался в поисковиках и привлекал клиентов. В этом материале собраны советы с точки зрения бизнеса, разработки и юзабилити. К чему подготовиться, как создать сайт с долгосрочной перспективой и возможностями для масштабирования без полной переделки?

Опубликовано 11.01.2009