Итоги 2021 года (III часть). Главная проблема – дефицит и сроки
(Окончание. Начало в IT News № 2-3/2022)
Руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы компании Logitech Ирина СТЕПАНОВА поясняет, что в компании опасаются ухудшения положения на рынке в связи с непрогнозируемыми последствиями пандемии. «Главный подход Logitech — доступность наших решений и масштабность присутствия в каждой стране. Достигается это за счет глобального распределенного производства по всему миру, что позволяет нам налаживать логистические и производственные цепочки, избегать сбоев поставок, вызванных форс-мажорными обстоятельствами», – подчеркивает г-жа Степанова.Проблемы, проблемы
Помимо логистических проблем и дефицита в некоторых товарных категориях, какие еще сложности возникали в работе компаний и их партнеров в течение 2021 года?
Роксана ЯНБОРИСОВА, исполнительный вице-президент OCS Distribution, считает, что главный вопрос в канале: как нам сделать это? «И многим вендорам хочется сказать спасибо от себя, от дилера и от заказчика за ускорение кейсов и за выбивание оборудования с заводов. Часто это было непросто. Почти подвиг», – резюмирует она.
Генеральный директор Axoft Global Вячеслав БАРХАТОВ сообщил, что его компания с целью поддержки партнеров развивает свои финансовые инструменты. В частности, запущен инструмент рассрочки для реализации длительных крупных проектов в компаниях-заказчиках.
Генеральный директор компании Treolan (ГК «ЛАНИТ») Григорий СВЕРДЛИКОВ добавляет, что на проектную работу, помимо роста стоимости оборудования, влиял также постоянный стресс, не позволявший сосредоточиться и оперативно принимать решения. Но сейчас у всей цепочки продаж есть понимание ситуации, констатирует он.
Коммерческий директор NETLAB Виктория ТАРАНТИНА отмечает, что в связи с повышенным спросом на решения для организации удаленных рабочих мест производители не могли поставить достаточного количества необходимого оборудования. Для решения этого вопроса все игроки рынка старались обеспечить товарный запас из доступных продуктов.
Директор по продуктам и технологиям «Группы Т1» Александр РОЖКОВ отмечает, что маржинальность инфраструктурных проектов снижается, что не могло не сказаться на бизнесе интеграторов, специализирующихся преимущественно на инфраструктурных IT-проектах. «Наиболее уязвимы оказались небольшие компании с низким уровнем диверсификации бизнеса, зависимые от одного “якорного” клиента и партнера-вендора, не очень открытые к новым технологиям, а также экономящие на инвестициях в создание собственных цифровых платформ, развитие цифровой экспертизы и сертификацию сотрудников, – говорит он. – В зоне риска остаются и те, кто в рамках крупных госзакупок переоценивают свои возможности, сильно демпингуют, а затем оказываются не в состоянии выполнить взятые обязательства».
Светлана ГАЦАКОВА, директор ДКИС ALP Group, полагает, что не все отечественные IT-компании могут соответствовать новым вызовам и это отчасти приводит к отложенному спросу. «Если же, как в нашем случае, интегратор способен отладить эти процессы, доказать рынку на практике их эффективность, больших проблем не будет», – заключает она.
Ирина СТЕПАНОВА (Logitech) отмечает ряд особенностей развития рыночной ситуации в прошлом году. Во-первых, партнерам компании, которые специализировались на решениях для смежных областей, пришлось перестроиться и обратить внимание на новые решения для коммуникаций в свете изменений, вызванных пандемией: масштабный переход на облачные ВКС-решения и новые стандарты оборудования удаленных рабочих мест, в том числе конференц-комнаты на облачных решениях. Во-вторых, поскольку ВКС-решения Logitech просты в использовании, партнерам удалось оперативно провести апгрейд своего портфеля под актуальные требования рынка. В-третьих, компании пришлось существенно вложиться в демонстрационный фонд для выдачи техники на тестирование заказчикам, так как существенно сократились возможности представлять оборудование на мероприятиях, а офис был закрыт.
Роль интеграторов
Бытует мнение, что роль системных интеграторов в проектном бизнесе снижается, поскольку часть их функций берут на себя дистрибьюторы и даже вендоры. Вот что по этому поводу думают сами интеграторы.
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ») Олег ГОЛОВКО замечает, что это не новый тренд и говорить о снижении роли классических интеграторов сейчас нельзя. Ведь в первую очередь это компании, которые специализируются на комплексных проектах с большим количеством различных технологий. И количество таких проектов на рынке не иссякает.
Александр РОЖКОВ («Группа Т1») поясняет, что системные интеграторы вынуждены менять бизнес-модели – это вопрос не столько сохранения конкурентоспособности, сколько выживания на современном IT-рынке. У каждого интегратора свои подходы, как обеспечить подушку безопасности. Одни расширяют продуктовый портфель за счет поглощения нишевых компаний – например в области цифрового консалтинга, облачных технологий, ИИ, либо привлекают внешние инвестиции путем размещения акций на бирже. Другие создают совместные предприятия с госкорпорациями, а третьи диверсифицируют свой портфель: создают Open Source-практики, разрабатывают цифровые решения на основе технологий компьютерного зрения, биометрии, AR/VR и т. п. Как считает г-н Рожков, в зоне ответственности современного интегратора лежит и конвергенция технологий – операционных, информационных, цифровых, инфраструктурных. Сложности испытали те компании, чей профиль ориентирован исключительно на проектную деятельность. Правда, таких на рынке совсем немного.
Руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com Дмитрий ПЕТРОВ не считает, что роль интеграторов меняется. Но напоминает, что крупнейшие в своих отраслях предприятия на определенном уровне зрелости трансформируют свои IT-департаменты в полнофункциональных системных интеграторов, закрывающих IT-потребности головной организации. Несмотря на наличие приоритетного заказчика, такие компании при наличии ресурсов нередко выполняют проекты на стороне, практически не отличаясь от классических интеграторов.
Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group) отмечает, что в настоящее время хороший системный интегратор, будучи одновременно и консультантом, и разработчиком, и внедренцем, способен гибко и оперативно реагировать на меняющиеся потребности клиента, адаптировать практически любые технологии, задействовать в своем продуктовом стеке возможности Open Source. А всё это вместе, естественно, позволяет российским СИ расширять функционал IT-систем, причем как универсальных, так и кастомизированных, добавляет она.
Что будет дальше?
По мнению генерального директора «Марвел-Дистрибуции» Алексея МЕЛЬНИКОВА, дистрибьюторский рынок в ближайшие пять лет существенно консолидируется: ведущие игроки станут еще крупнее, а остальным будет сложнее. В проектном бизнесе ключевую роль будет играть степень вовлеченности компаний в программу по импортозамещению. А на потребительском рынке дополнительные возможности получат те, кто будет развивать направление D2C и активно работать с маркетплейсами, убежден он.
Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН отмечает, что гибридная работа накладывает свой отпечаток на развитие отдельных сегментов рынка. Можно выделить три ключевых требования, которые сегодня предъявляются к технике: во-первых, это наличие максимальных функций по киберзащите устройства, во-вторых – легкость и удобство администрирования удаленных ПК, и в-третьих – высокое качество видеокамеры.
В условиях, когда ноутбуки сотрудников покинули защищенный периметр корпоративных сетей, резко возросло число киберугроз, так как при работе на дому границы между личным и рабочим оборудованием размыты и невинные действия типа просматривания личной электронной почты на рабочем компьютере могут иметь серьезные последствия.
Каждый человек и бизнес любого масштаба – это потенциальная цель киберпреступников. Наличия одного только антивируса недостаточно, поэтому на рынке будет расти сегмент ПК со встроенными решениями по киберзащите. Для корпоративного сегмента дополнительным требованием станет удобство в администрировании удаленных конечных устройств. Кроме того, теперь все ПК должны быть снабжены качественной видеокамерой для проведения видеоконференций.
Юрий РОДНЫЙ (diHouse) полагает, что, если верить макроэкономическим прогнозам о росте экономики России, можно аккуратно прогнозировать дальнейший рост рынка потребительской электроники в деньгах в пределах 10-15%. Однако коррекцию может внести перераспределение расходов на путешествия: после рекомендации ВОЗ о смягчении ограничений на туризм поездки за рубеж могут стать для россиян доступнее.
Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise (HPE) в России Александр ЩЕРБИНА предупреждает, что количество кибератак в последнее время резко растет, как и стоимость их предотвращения и устранения последствий. По оценкам Accenture, в 2015 году расходы по этой статье во всем мире достигли $11 млрд, а в 2018-м – уже $13 млрд.
Сегодня во все серверы HPE на уровне блока управления встроен кремниевый страж – silicon root of trust, который предотвращает попытки неавторизованного доступа или кибератаки на протяжении всей жизни сервера. Более того, с момента отгрузки устройства информация обо всех нежелательных взаимодействиях с ним передается напрямую заказчику. Несколько месяцев назад HPE приобрела компанию Zerto – одного из лидеров отрасли защиты данных в облачных средах. Например, незадолго до этой сделки крупная текстильная американская компания TenCate подверглась атаке программ-шифровальщиков, но благодаря решению Zerto удалость за несколько минут восстановить доступ к данным, вернувшись к состоянию документов за 10 секунд до атаки.
«Если говорить о ценности данных, то мы развиваем HPE Ezmeral — набор софтверных решений, позволяющих заказчикам легко переносить данные из старых форматов в новые при помощи контейнерных технологий. Мы с большой надеждой смотрим на данное направление работы», – заключил г-н Щербина.
Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB) уверена, что общий прогресс и толчок, который дала пандемия в плане развития дистанционной работы, способствовали продвижению многих продуктов и технологий. Сейчас можно выделить несколько тенденций, которые укрепляются и в будущем продолжат масштабироваться, считает она. В частности, удаленная работа, развлечения и учеба увеличили интерес к облачным решениям, онлайн-торговле и маркетплейсам. Значительно повысилось внимание к кибербезопасности и конфиденциальности данных. Не менее масштабные перспективы связаны с активным наращиванием импортозамещения, комментирует г-жа Тарантина.
Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com) полагает, что основным драйвером развития рынка в обозримом будущем останутся госсектор, а также проекты в области импортозамещения и цифровизации крупнейших коммерческих компаний. Преодоление текущих трудностей во многом будет зависеть от общего развития политико-экономической ситуации в стране и в мире.
Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group): «В ближайшее время мы увидим новые интересные и – главное – реальные проекты по импортозамещению, а также внедрение разработок, созданных интеграторами для обеспечения эффективности внутренней деятельности и отлаженных в собственных проектах, в функционал IT-систем заказчика. Кроме того, продолжится цифровизация в регионах».
Ирина СТЕПАНОВА (Logitech) с удовлетворением отмечает растущий спрос на оборудование Logitech, а также стойкий интерес со стороны канала. В ближайшем будущем компания ожидает дальнейшего роста продаж ВКС-решений. Помимо этого, продолжит развиваться российский софт для коммуникаций – Logitech активно сотрудничает с локальными производителями и продолжит идти по пути разработки продуктов, дополняющих и улучшающих продуктовую линейку вендора.
Опубликовано 15.04.2022