Итоги 2021 года (III часть). Главная проблема – дефицит и сроки

Логотип компании
Итоги 2021 года (III часть). Главная проблема – дефицит и сроки
Помимо логистических проблем и дефицита в некоторых товарных категориях, какие еще сложности возникали в работе компаний и их партнеров в течение 2021 года?

(Окончание. Начало в IT News № 2-3/2022)

Руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы компании Logitech Ирина СТЕПАНОВА поясняет, что в компании опасаются ухудшения положения на рынке в связи с непрогнозируемыми последствиями пандемии. «Главный подход Logitech — доступность наших решений и масштабность присутствия в каждой стране. Достигается это за счет глобального распределенного производства по всему миру, что позволяет нам налаживать логистические и производственные цепочки, избегать сбоев поставок, вызванных форс-мажорными обстоятельствами», – подчеркивает г-жа Степанова.

Проблемы, проблемы


Помимо логистических проблем и дефицита в некоторых товарных категориях, какие еще сложности возникали в работе компаний и их партнеров в течение 2021 года?

Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):
Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):
«Главная проблема – дефицит и сроки. Это то, о чем абсолютно у всех – дистрибьюторов, дилеров, вендоров и заказчиков – болела голова».

Роксана ЯНБОРИСОВА, исполнительный вице-президент OCS Distribution, считает, что главный вопрос в канале: как нам сделать это? «И многим вендорам хочется сказать спасибо от себя, от дилера и от заказчика за ускорение кейсов и за выбивание оборудования с заводов. Часто это было непросто. Почти подвиг», – резюмирует она.

Генеральный директор Axoft Global Вячеслав БАРХАТОВ сообщил, что его компания с целью поддержки партнеров развивает свои финансовые инструменты. В частности, запущен инструмент рассрочки для реализации длительных крупных проектов в компаниях-заказчиках.

Генеральный директор компании Treolan (ГК «ЛАНИТ») Григорий СВЕРДЛИКОВ добавляет, что на проектную работу, помимо роста стоимости оборудования, влиял также постоянный стресс, не позволявший сосредоточиться и оперативно принимать решения. Но сейчас у всей цепочки продаж есть понимание ситуации, констатирует он.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse):
Юрий РОДНЫЙ (diHouse):
«Основные проблемы, которые мы в полной мере ощутили в 2021 году, зародились еще в 2020-м. Кроме уже упомянутых трудностей логистики, это нехватка полупроводников и материалов для производства техники».

Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB):
Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB):
«Не менее серьезный фактор – минимизация проектных скидок и проактивного маркетинга при дефиците товара в условиях повышенного спроса. Эту же ситуацию мы наблюдали в 2020 году: поддержка предоставлялась символически или ее не было совсем».

Коммерческий директор NETLAB Виктория ТАРАНТИНА отмечает, что в связи с повышенным спросом на решения для организации удаленных рабочих мест производители не могли поставить достаточного количества необходимого оборудования. Для решения этого вопроса все игроки рынка старались обеспечить товарный запас из доступных продуктов.

Александр РОЖКОВ («Группа Т1»):
Александр РОЖКОВ («Группа Т1»):
«Дефицит микрочипов и дисков для СХД способствовал увеличению спроса на облака».
  

Директор по продуктам и технологиям «Группы Т1» Александр РОЖКОВ отмечает, что маржинальность инфраструктурных проектов снижается, что не могло не сказаться на бизнесе интеграторов, специализирующихся преимущественно на инфраструктурных IT-проектах. «Наиболее уязвимы оказались небольшие компании с низким уровнем диверсификации бизнеса, зависимые от одного “якорного” клиента и партнера-вендора, не очень открытые к новым технологиям, а также экономящие на инвестициях в создание собственных цифровых платформ, развитие цифровой экспертизы и сертификацию сотрудников, – говорит он. – В зоне риска остаются и те, кто в рамках крупных госзакупок переоценивают свои возможности, сильно демпингуют, а затем оказываются не в состоянии выполнить взятые обязательства».

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
«Стоит говорить не о проблемах, а о том, как текущие и перспективные задачи заказчиков реализуют в новых условиях системные интеграторы, как они организовали взаимодействие со своими клиентами».

Светлана ГАЦАКОВА, директор ДКИС ALP Group, полагает, что не все отечественные IT-компании могут соответствовать новым вызовам и это отчасти приводит к отложенному спросу. «Если же, как в нашем случае, интегратор способен отладить эти процессы, доказать рынку на практике их эффективность, больших проблем не будет», – заключает она.

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):
Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):
«Спрос на ВКС-решения в 2021 превысил все прогнозы, которые мы делали за год до этого».
  

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech) отмечает ряд особенностей развития рыночной ситуации в прошлом году. Во-первых, партнерам компании, которые специализировались на решениях для смежных областей, пришлось перестроиться и обратить внимание на новые решения для коммуникаций в свете изменений, вызванных пандемией: масштабный переход на облачные ВКС-решения и новые стандарты оборудования удаленных рабочих мест, в том числе конференц-комнаты на облачных решениях. Во-вторых, поскольку ВКС-решения Logitech просты в использовании, партнерам удалось оперативно провести апгрейд своего портфеля под актуальные требования рынка. В-третьих, компании пришлось существенно вложиться в демонстрационный фонд для выдачи техники на тестирование заказчикам, так как существенно сократились возможности представлять оборудование на мероприятиях, а офис был закрыт.

Роль интеграторов

 

Бытует мнение, что роль системных интеграторов в проектном бизнесе снижается, поскольку часть их функций берут на себя дистрибьюторы и даже вендоры. Вот что по этому поводу думают сами интеграторы.

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
«Действительно, дистрибьюторы и вендоры участвуют в реализации простых с технологической точки зрения проектах, где не требуется серьезная компетенция по широкому спектру технологий».
  

Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ») Олег ГОЛОВКО замечает, что это не новый тренд и говорить о снижении роли классических интеграторов сейчас нельзя. Ведь в первую очередь это компании, которые специализируются на комплексных проектах с большим количеством различных технологий. И количество таких проектов на рынке не иссякает.

Александр РОЖКОВ («Группа Т1»):
Александр РОЖКОВ («Группа Т1»):
«Классический формат интеграции теряет свои позиции – его доля в IT-услугах ежегодно снижается. Направление системной интеграции претерпевает серьезные изменения в связи с цифровизацией корпоративного IT-ландшафта».

Александр РОЖКОВ («Группа Т1») поясняет, что системные интеграторы вынуждены менять бизнес-модели – это вопрос не столько сохранения конкурентоспособности, сколько выживания на современном IT-рынке. У каждого интегратора свои подходы, как обеспечить подушку безопасности. Одни расширяют продуктовый портфель за счет поглощения нишевых компаний – например в области цифрового консалтинга, облачных технологий, ИИ, либо привлекают внешние инвестиции путем размещения акций на бирже. Другие создают совместные предприятия с госкорпорациями, а третьи диверсифицируют свой портфель: создают Open Source-практики, разрабатывают цифровые решения на основе технологий компьютерного зрения, биометрии, AR/VR и т. п. Как считает г-н Рожков, в зоне ответственности современного интегратора лежит и конвергенция технологий – операционных, информационных, цифровых, инфраструктурных. Сложности испытали те компании, чей профиль ориентирован исключительно на проектную деятельность. Правда, таких на рынке совсем немного.

Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):
Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):
«У большинства дистрибьюторов проектный бизнес сложился исторически как дополнение к основному. И сегодня входящие в их состав интеграторы – вполне самостоятельные и полноценные игроки нашего рынка».

Руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com Дмитрий ПЕТРОВ не считает, что роль интеграторов меняется. Но напоминает, что крупнейшие в своих отраслях предприятия на определенном уровне зрелости трансформируют свои IT-департаменты в полнофункциональных системных интеграторов, закрывающих IT-потребности головной организации. Несмотря на наличие приоритетного заказчика, такие компании при наличии ресурсов нередко выполняют проекты на стороне, практически не отличаясь от классических интеграторов.

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
«Так иногда бывает, но не думаю, что это система. Ведь именно интегратор владеет всем пулом аналитик, инструментов и технологий, способных комплексно решать задачи заказчика».

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group) отмечает, что в настоящее время хороший системный интегратор, будучи одновременно и консультантом, и разработчиком, и внедренцем, способен гибко и оперативно реагировать на меняющиеся потребности клиента, адаптировать практически любые технологии, задействовать в своем продуктовом стеке возможности Open Source. А всё это вместе, естественно, позволяет российским СИ расширять функционал IT-систем, причем как универсальных, так и кастомизированных, добавляет она.

 

Что будет дальше?

 

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):
Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):
«Всеобщая цифровизация продолжается, а значит, спрос на IT-продукцию и дальше будет расти».

По мнению генерального директора «Марвел-Дистрибуции» Алексея МЕЛЬНИКОВА, дистрибьюторский рынок в ближайшие пять лет существенно консолидируется: ведущие игроки станут еще крупнее, а остальным будет сложнее. В проектном бизнесе ключевую роль будет играть степень вовлеченности компаний в программу по импортозамещению. А на потребительском рынке дополнительные возможности получат те, кто будет развивать направление D2C и активно работать с маркетплейсами, убежден он.

Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):
Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):
«О прогнозах говорить категорически не хочется. В данный момент спрос точно есть, рынок растет и продолжит расти весь год – это зависит от многого, но уж точно не от самих игроков. Мы все сможем констатировать результат только постфактум».
  

Павел АНОХИН (HP Inc.):
Павел АНОХИН (HP Inc.):
«Однозначно рынок будет двигаться в сторону развития решений для эффективной организации гибридного формата работы».

Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН отмечает, что гибридная работа накладывает свой отпечаток на развитие отдельных сегментов рынка. Можно выделить три ключевых требования, которые сегодня предъявляются к технике: во-первых, это наличие максимальных функций по киберзащите устройства, во-вторых – легкость и удобство администрирования удаленных ПК, и в-третьих – высокое качество видеокамеры.

Читайте также
Смогли ли отечественные и китайские производители бизнес-ноутбуков в полной мере заменить HP, Dell, Lenovo? Если нет, то чего им не хватает? На прошедшем круглом столе IT-World, проведенном при спонсорской поддержке компании «Рикор», мы обсудили эти и многие другие острые вопросы, ответы на которые попытались найти вместе с представителями компаний — производителей электроники.

В условиях, когда ноутбуки сотрудников покинули защищенный периметр корпоративных сетей, резко возросло число киберугроз, так как при работе на дому границы между личным и рабочим оборудованием размыты и невинные действия типа просматривания личной электронной почты на рабочем компьютере могут иметь серьезные последствия.

Каждый человек и бизнес любого масштаба – это потенциальная цель киберпреступников. Наличия одного только антивируса недостаточно, поэтому на рынке будет расти сегмент ПК со встроенными решениями по киберзащите. Для корпоративного сегмента дополнительным требованием станет удобство в администрировании удаленных конечных устройств. Кроме того, теперь все ПК должны быть снабжены качественной видеокамерой для проведения видеоконференций.

Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan):
Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan):
«Предугадать невозможно. Во многом мы зависим от геополитики, а она женщина капризная. Главное, что мы поняли за прошедшее время, – нужно сохранять оптимизм и видеть пространство для роста и развития».

Юрий РОДНЫЙ (diHouse):
Юрий РОДНЫЙ (diHouse):
«Думаю,  в ближайший год мы, скорее всего, будем наблюдать перераспределение долей между поставщиками продуктов и каналами сбыта, что может повлиять на рынок дистрибуции как в позитивную, так и негативную сторону».
   

Юрий РОДНЫЙ (diHouse) полагает, что, если верить макроэкономическим прогнозам о росте экономики России, можно аккуратно прогнозировать дальнейший рост рынка потребительской электроники в деньгах в пределах 10-15%. Однако коррекцию может внести перераспределение расходов на путешествия: после рекомендации ВОЗ о смягчении ограничений на туризм поездки за рубеж могут стать для россиян доступнее.

Александр ЩЕРБИНА (HPE):
Александр ЩЕРБИНА (HPE):
«2022 год будет отличать превалирование трех трендов. Первый – стремление к обеспечению максимальной безопасности, второй – извлечение из данных наибольшей выгоды для бизнеса, последующее превращение информации в готовый продукт и ускорение его вывода на рынок, а третий – автоматизация ЦОДов, и HPE в этом направлении уже работает».
  

Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise (HPE) в России Александр ЩЕРБИНА предупреждает, что количество кибератак в последнее время резко растет, как и стоимость их предотвращения и устранения последствий. По оценкам Accenture, в 2015 году расходы по этой статье во всем мире достигли $11 млрд, а в 2018-м – уже $13 млрд.

Сегодня во все серверы HPE на уровне блока управления встроен кремниевый страж – silicon root of trust, который предотвращает попытки неавторизованного доступа или кибератаки на протяжении всей жизни сервера. Более того, с момента отгрузки устройства информация обо всех нежелательных взаимодействиях с ним передается напрямую заказчику. Несколько месяцев назад HPE приобрела компанию Zerto – одного из лидеров отрасли защиты данных в облачных средах. Например, незадолго до этой сделки крупная текстильная американская компания TenCate подверглась атаке программ-шифровальщиков, но благодаря решению Zerto удалость за несколько минут восстановить доступ к данным, вернувшись к состоянию документов за 10 секунд до атаки.

«Если говорить о ценности данных, то мы развиваем HPE Ezmeral — набор софтверных решений, позволяющих заказчикам легко переносить данные из старых форматов в новые при помощи контейнерных технологий. Мы с большой надеждой смотрим на данное направление работы», – заключил г-н Щербина.

Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB):
Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB):
«Несмотря на быстро меняющуюся обстановку на рынке, IT-сектор продолжит расти и трансформироваться».

Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB) уверена, что общий прогресс и толчок, который дала пандемия в плане развития дистанционной работы, способствовали продвижению многих продуктов и технологий. Сейчас можно выделить несколько тенденций, которые укрепляются и в будущем продолжат масштабироваться, считает она. В частности, удаленная работа, развлечения и учеба увеличили интерес к облачным решениям, онлайн-торговле и маркетплейсам. Значительно повысилось внимание к кибербезопасности и конфиденциальности данных. Не менее масштабные перспективы связаны с активным наращиванием импортозамещения, комментирует г-жа Тарантина.

Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):
Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):
«В будущее мы смотрим оптимистично. Если не произойдет каких-то форс-мажорных обстоятельств, рынок продолжит расти как в ключевых сегментах оборудования, так и в сфере проектных решений и сервисов».
  

Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com) полагает, что основным драйвером развития рынка в обозримом будущем останутся госсектор, а также проекты в области импортозамещения и цифровизации крупнейших коммерческих компаний. Преодоление текущих трудностей во многом будет зависеть от общего развития политико-экономической ситуации в стране и в мире.

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):
«Не исключаю появления новых стратегических альянсов».
  

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group): «В ближайшее время мы увидим новые интересные и – главное – реальные проекты по импортозамещению, а также внедрение разработок, созданных интеграторами для обеспечения эффективности внутренней деятельности и отлаженных в собственных проектах, в функционал IT-систем заказчика. Кроме того, продолжится цифровизация в регионах».

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):
Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):
«В целом мы, как бренд, останемся верны своим основным принципам: будем поддерживать тренд на партнерство с производителями программных решений для совместной работы, в том числе российскими, и развитие формата гибридной работы на единой платформе».

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech) с удовлетворением отмечает растущий спрос на оборудование Logitech, а также стойкий интерес со стороны канала. В ближайшем будущем компания ожидает дальнейшего роста продаж ВКС-решений. Помимо этого, продолжит развиваться российский софт для коммуникаций – Logitech активно сотрудничает с локальными производителями и продолжит идти по пути разработки продуктов, дополняющих и улучшающих продуктовую линейку вендора.

Опубликовано 15.04.2022

Похожие статьи