Квантовые вычисления, дорогие смартфоны, спутниковая связь и облака: драйверы финансового роста
Венчур: инвесторы опасаются, но не сдаются
Первое полугодие 2023 года в целом и второй квартал в частности продемонстрировали продолжение тренда к сокращению венчурных инвестиций на глобальном рынке.
В целом за первые шесть месяцев объем долгосрочных рисковых вложений в высокие технологии сократился на 48%, до $173,9 млрд, а число сделок снизилось на 19%.
В период с апреля по июнь сумма привлеченных средств инвесторов упала на 42,8%, просев со $152,9 млрд до отметки $87,4 млрд. Число сделок в этом сегменте во втором квартале 2023 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2022-го: с 12 696 до 10 571. Эти подсчеты произвела исследовательская компания PitchBook.
Еще в прошлом, 2022 году мировые инвестиции в венчур, по данным CB Insights, отметились резким падением на 35%, до $415,1 млрд. Впрочем, и рекорды 2021 года по объему рисковых вложений в высокие технологии, когда общая сумма привлеченных средств инвесторов во всем мире достигла $745,1 млрд, считают многие эксперты, стали лишь следствием большого вливания свободных из-за эпидемии ковида средств и раздутых оценок, которые рано или поздно должны были упасть. Что, собственно, и случилось.
Комментируя случившийся в 2022 году спад, вице-президент по инвестициям Softline, руководитель Softline Venture Partners Елена Волотовская отмечала, что нестабильность рынков заставляет венчурных капиталистов быть избирательными.
Перспективы у венчурного рынка, по мнению эксперта, несомненно, есть, и возможность восходящего тренда она прогнозировала уже на конец 2022 года, хотя дна этот тренд, возможно, еще не достиг. Несмотря на высокий интерес к криптовалютам во всем мире, объем венчурных инвестиций в сегмент Web3 за первые три месяца текущего года также отметился резким спадом по сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2022 года – с $13,5 до $2,8 млрд, или на 79%. Такие данные приводят в своем отчете эксперты K33 Research.
Квантовые вычисления: спокойный рост в ожидании прорыва
Как отметили аналитики, на венчурный рынок не смог повлиять даже возросший интерес к ИИ-продуктам. При этом на развитии сегмента квантовых вычислений развитие новых технологий, в частности искусственного интеллекта, отразилось, причем отрицательно. Мировой рынок квантовых вычислений, как прогнозирует сегодня компания IDC, будет неспешно расти на 48,1% в год в течение ближайших пяти лет и вырастет с $1,1 млрд в 2022 году до $7,6 млрд в 2027-м. В свою очередь инвестиции в квантовые вычисления будут ежегодно увеличиваться на 11,5% и к концу 2027 года достигнут $16,4 млрд.
Рост этого рынка мог быть в разы более динамичным, считают в IDC, если бы финансы и внимание потребителей не отвлекались на проекты в сфере ИИ, которые в ближайшей перспективе способны принести им больше пользы. Отрицательную роль, впрочем, сыграли также макроэкономические факторы – снижение спроса на новейшие технологии и более медленный, чем ожидалось ранее учеными, прогресс развития оборудования для квантовых вычислений. До тех пор пока в сфере создания оборудования для квантовых вычислений не случится прорыва, роль драйверов роста рынка будут играть направление «квантовые вычисления как услуга» (quantum computing as a service) и рост интенсивности вычислительных нагрузок.
Облака в плюсе
А вот глобальный облачный рынок от использования ИИ-приложений только выигрывает. Так, в 2022 году объем мирового рынка публичных облаков составил $545,8 млрд, увеличившись на 22,9%. Показатель в $246,3 млрд выручки пришелся на SaaS, он стал крупнейшим сегментом. Второе место занял IaaS с выручкой в $115,5 млрд. На PaaS и SaaS–SIS (System Infrastructure Software) пришлись соответственно суммы выручки в $92,6 млрд и 16,7% $91,4 млрд.
Как считают аналитики IDC, на рынок облачных услуг и на планирование корпоративных инвестиций начинает влиять широкое использование ИИ-приложений.
Ведущие мировые поставщики публичных облачных услуг продолжают вкладывать средства в свою инфраструктуру, ожидая как последующих волн миграции в облака традиционных корпоративных ИТ-приложений, так и роста спроса на новые облачные ИИ-решения. На первом месте в мире в этом сегменте рынка остается компания Microsoft с долей 16,8%, на втором месте Amazon Web Services с долей 13,5%.
Корпоративные расходы на услуги крупнейших поставщиков публичных облачных сервисов в 2022 году продолжали консолидироваться, совокупная выручка пяти крупнейших поставщиков – Microsoft, Amazon Web Services, Salesforce, Google и Oracle – превысила 41% общемирового объема.
Внедрение ИИ-продуктов положительно отразилось и на финансовых результатах Microsoft. Так, ИИ-приложение для Office под названием ‘Microsoft 365 Copilot’, созданное в сотрудничестве с компанией OpenAI, стоит $30 в месяц, и в свое время Microsoft инвестировала в OpenAI порядка $13 млрд. За отчетный квартал, который закончился 30 июня, продажи ‘Office 365’ увеличились на 17%, выручка Microsoft выросла на 8%, до $56,19 млрд, а прибыль за прошедший год заметно увеличилась и достигла $20,08 млрд.
ИИ лишит нас питьевой воды?
Гонка за ИИ, как полагают в корпорации Google, оказала отрицательное влияние и на такой фактор, как потребление воды в ЦОДах. Данные экологического отчета Google за последний год показали, что потребление воды, которое пошло на нужды центров обработки данных и, в частности, на их охлаждение, заметно возросло. Так, только лишь ЦОДы самой корпорации Google стали потреблять на 20% больше воды, соответствующей стандартам питьевой, и за последний год ее расход составил 5,6 млрд галлонов, или 21,2 млрд литров.
Смартфоны: ставка на состоятельных покупателей
Согласно неутешительным прогнозам, текущий год, лишь недавно переваливший за свой экватор, станет худшим за последние 10 лет для сегмента продажи смартфонов: по итогам года они снизятся на 6%, до 1,147 млрд устройств. Так считают аналитики Counterpoint Research.
Только во втором квартале, как подсчитали в IDC, поставки смартфонов на глобальном рынке уже упали на 7,8%, до 265,3 млн гаджетов.
В наибольшей степени отрицательное влияние на объемы продаж новых устройств оказывают рынки Китая, Северной Америки и Индии. Низкий спрос спровоцирован высокой инфляцией и макроэкономической нестабильностью. Многие пользователи решили, что сейчас не лучшее время вкладывать деньги в покупку нового смартфона. Например, в КНР за второй квартал объем рынка продаж упал на 2,1%. Пользовательские расходы на рынке Поднебесной пока еще низки.
Надежд ретейлеров не оправдал даже знаменитый шопинг-фестиваль «618», который всегда позволял им разогнать продажи, поскольку в условиях стагнации доходов и вялой экономики покупатели становятся более бережливыми, пишет News-Asia со ссылкой на “The Economic Times”.
Правда, итогами «618» многие остались довольны. Например, Xiaomi Group, владеющая брендом Redmi, как сообщил в Сети президент Xiaomi и генеральный менеджер бренда Redmi Лу Вейбинг, установила сразу несколько рекордов. За первые 12 минут было продано товаров на $140 млн, за полтора часа – на $422 млн, а за четыре часа сумма дохода от продаж приблизилась к отметке $600 млн. Смартфоны Xiaomi и Redmi оказались самыми продаваемыми среди всех мобильных устройств на популярных площадках JD.com и Tmall.
К слову, корпорации Xiaomi за счет концентрации на более дорогом ценовом сегменте смартфонов удалось поправить свои финансовые показатели. Несмотря на общее снижение числа проданных за квартал смартфонов на 19%, во втором квартале текущего года прибыль Xiaomi выросла на 147% и достигла $503 млн, а выручка снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2022 года незначительно – всего на 4%, до $9,25 млрд. Плохие показатели – падение продаж смартфонов на 22% – показал ключевой для корпорации рынок Индии. Хотя в корпорации считают, что он уже достиг дна и теперь пойдет вверх. Кроме того, в планах Xiaomi на ближайшее время – укрепить свои позиции на рынках Латинской Америки и Европы.
По подсчетам экспертов, во втором квартале 2023 года Xiaomi заняла третье место по продажам смартфонов на мировом рынке, реализовав 33,2 млн устройств и заняв 12,5% глобального рынка. Первое место заняла Samsung с 53,5 млн проданных смартфонов (20,2% рынка), второе – Apple (42,5 млн смартфонов и 16% рынка).
Для Apple итоги третьего квартала в сегменте смартфонов будут еще более радужными, не исключают аналитики. Стартовавшие 22 сентября во многих странах продажи нового смартфона iPhone 15 вызвали ажиотаж. Впрочем, уже традиционный, подогретый активными рекламной и PR-компаниями. В очередях томились, а порой и дрались покупатели в Австралии, Новой Зеландии, Китае, Сингапуре, Индии и Дубае. В Россию, где Apple официально свою продукцию не продает с марта 2022 года, iPhone 15 попадет по каналам параллельного импорта из ОАЭ, Китая и ряда других стран. Его стоимость на разных площадках, уже принимающих предварительные заказы, начинается от 112 тыс. рублей и достигает границы почти в 190 тыс. рублей (для iPhone 15 Pro 256 Гбайт).
А вот с другим продуктом, который, как ожидалось, станет массовым, у Apple пока не задалось. Гарнитуры дополненной реальности Vision Pro, которые компания намеревалась выпустить в количестве 900 тыс., оказались слишком сложны в изготовлении, не хватает комплектующих, высок процент брака. Как итог, в 2024 году корпорация произведет менее 400 тыс. таких устройств, и этот гаджет, цена которого составляет $3499, в ближайшие три года останется нишевым продуктом.
ПК и планшеты: не лучшие времена
Поставки планшетов и персональных компьютеров на глобальном рынке продолжают снижение. Продажи планшетов во втором квартале 2023 года, как подсчитали в IDC, уменьшились на 29,9%, до 28,3 млн устройств. Тройку лидеров возглавила Apple с 10,5 млн проданных устройств, второе место у Samsung (5,8 млн), третье – у Lenovo (2,1 млн).
Продажи ПК по итогам текущего года, как прогнозируется, просядут на 13,7%, до 252 млн устройств. В частности, в пользовательском сегменте объем продаж снизится на 16,2% (до 112 млн устройств), объем продаж ПК для образовательных целей – на 11,2% (до 31,1 млн). Продажи ПК для корпоративного сегмента снизятся на 11,7%, до 108,9 млн штук. Положительное влияние на сегмент окажет то обстоятельство, что в 2025 году Microsoft прекратит поддерживать ОС Windows 10, что простимулирует обновление парка коммерческих ПК. Apple, как считают эксперты, также должна удвоить усилия по внедрению своих продуктов на корпоративный рынок.
Несмотря на то, что Samsung Electronics удалось ухватить пальму первенства в сегменте смартфонов, второй квартал 2023 года стал для корпорации худшим в финансовом выражении, начиная с 2009 года. Квартальные доходы компании снизились на 22%, до $46 млрд, прибыль упала на 96%. Причина – в падающем глобальном рынке модулей памяти из-за снижения спроса на смартфоны и ПК. В первом квартале 2023 года убытки по направлению «модули памяти» в Samsung составили около $3 млрд.
Впрочем, многие участники рынка полагают, что дно уже пройдено и в ближайшее время ситуация начнет налаживаться. Например, спрос на модули памяти нового поколения DDR5 потянет бум на ИИ, а высокий спрос на DRAM-модули сформируют ЦОДы, которым для решения ИИ-задач нужно их в 4–6 раз больше, чем обычно.
Правда, прогнозируют эксперты, мировой рынок смартфонов может вернуться к росту даже в конце 2023-го, а в 2024-м объем поставок ПК прекратит снижение и подрастет на 3,7%, достигнув 261,4 млн штук.
(Окончание читайте в IT News №10/2023)
Опубликовано 30.09.2023