Анализ рынка франчайзинга в России

04.06.2024
Анализ рынка франчайзинга в России

Источник: БИБОСС

Бизнес-портал «БИБОСС» опубликовал подробное исследование российского рынка франчайзинга – рейтинг Топ-100 франшиз России. Это первый рейтинг франшиз в России, который обновляется ежегодно с 2012 года.

Рейтинг 2024 года составлялся по итогам 2023 года. Согласно собранным данным, за 2023 год в России по системе франчайзинга было открыто более 8000 предприятий. Нужно отметить, что франчайзинг в России подорожал. В прошлом году средние инвестиции в открытие бизнеса среди топ-100 франшиз России составляли 3 885 000 рублей. В этом году средние инвестиции выросли до 5 775 000 рублей.

Для комфортного старта бизнеса в 2024 году, судя по результатам рейтинга, желательно иметь возможность инвестировать от 3-5 миллионов рублей.

Интересная инновация рейтинга: в него внедрены блокчейн-технологии, а участники получают дипломы в виде NFT карточек, что является уникальным явлением для подобных мероприятий в России. Благодаря технологии блокчейна, каждый диплом является неизменным, что делает его более ценным и верифицированным документом для владельца. Компании-победители могут использовать эти дипломы в своих маркетинговых материалах, на сайтах, а также в социальных сетях с поддержкой NFT, например в VK.

Новинки и тенденции рынка франшиз-2024

В этом году в отдельную категорию рейтинга выделили франшизы детского образования. Это настоящий прорыв года! Сразу 10 компаний вошли в этот список – среди них языковые школы, развивающие центры и детские сады, школы программирования, инженерии и робототехники.

Медицинские лаборатории, напротив, показывают отрицательную динамику. Количество открытий в этом сегменте уменьшается год от года после бума 20-21 годов, а количество закрытий, напротив, растет. Некоторые представители этой отрасли за год закрыли больше франшиз, чем открыли новых – то есть у них наблюдается уменьшение общего размера франчайзинговой сети. При этом соотношение открытий и закрытий составляет в среднем 10:9 – то есть закрывается практически столько же предприятий, сколько открывается новых.

Наблюдается бум компьютерных клубов для киберспорта. Такие бренды, как Colizeum и Cybex:X имеют сети, насчитывающие не одну сотню заведений – это впечатляющий результат, учитывая, что инвестиции в открытие компьютерного клуба начинаются от 5-10 миллионов рублей, и легко могут перевалить за несколько десятков, а то и сотню миллионов для клубов с киберспортивной ареной, на которой можно проводить крупные турниры и мероприятия.

Стабильность в сегменте франшиз общественного питания. Общественное питание – это бизнес, который год из года занимает большое количество мест в топ-100. В 2024 году второй раз выделяются в отдельные категории суши и кофейни – вместе с ними из категории питания у нас в топ-100 целых 20 франшиз. Можно быть уверенным в том, что в отличие от компьютерных клубов или медицинских лабораторий, кафе, рестораны, фаст-фуд и службы доставки всегда будут востребованы населением.

Также наблюдается уменьшение количества франшиз магазинов одежды и обуви. В 2023 году, после массового исхода международных брендов из России, в топ-100 смогла попасть только 1 франшиза магазинов детской одежды Gulliver, и в этом году тенденция сохранилась – в сотне лучших единственная франшиза магазинов одежды, только не детской, а женской – Elis. Экспертная комиссия связывает это с массовыми ребрендингами на этом рынке, и ожидает возвращения крупных сетей франшиз одежды в топ-100 в рейтинге следующего года.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Похожие статьи