Как не попасть в кассовый разрыв
Надо понимать, что кассовый разрыв — это проблемы с деньгами, но не с прибылью. По-другому: кассовый разрыв возникает у прибыльных компаний из-за неправильного управления деньгами. Конечно, у убыточной компании тоже бывают кассовые разрывы, но об этом в другой раз.
Как предвидеть кассовый разрыв?
Планировать поступления и выбытия. Если компания живёт без планирования, возникают конфузы: сегодня купили дорогой станок в цех, а завтра надо перевести государству НДС. Вот и кассовый разрыв.
Для планирования денежного потока нужно завести платежный календарь. Эта такая табличка, куда вы заранее пишете доходы и расходы — и видите, если где-нибудь деньги уйдут в минус.
Как избежать кассового разрыва
1. Вести бюджет. Второй важный документ — бюджет движения денежных средств (БДДС). Это ваш план по поступлениям и выбытиям на месяц вперед. Вдумчиво составьте прогноз, в течение месяца исполняйте бюджет — и по итогам периода точно будете в плюсе.
2. Завести систему фондов. Идея следующая: не тратить всю прибыль на премии, а откладывать часть в резервный фонд. Тогда в случае кассового разрыва или кризиса, можно перехватить деньги из резерва.
Также можно откладывать деньги в фонды на дивиденды, на премии, на ремонт и так далее.
3. Пересмотреть отсрочки клиентам и поставщикам. Если давать отсрочки не глядя, можно влипнуть в проблемы.
У каждой компании есть период оборачиваемости, при котором она будет чувствовать себя комфортно. Чтобы его узнать, надо составить финансовую модель. А пока можно давать отсрочки на меньший срок и просить клиентов оставлять предоплату.
Если вы видите, что денег не хватает, можно попросить поставщика или клиента перевести деньги быстрее.
4. Автоматизировать ведение отчётов. В Финтабло можно вести платёжный календарь, бюджет движения денежных средств и другие отчёты. Главная фишка сервиса — автоматизация. Не нужно тратить время, чтобы заносить данные вручную.