2/3 крупнейших российских сайтов под угрозой

Логотип компании
07.06.2012
В период с 2010 по 2011 год эксперты компании Positive Technologies в рамках оказания услуг по тестированию на проникновение и анализу защищенности информационных систем проводили детальный анализ веб-приложений ключевых российских компаний и предприятий.

В период с 2010 по 2011 год эксперты компании Positive Technologies в рамках оказания услуг по тестированию на проникновение и анализу защищенности информационных систем проводили детальный анализ веб-приложений ключевых российских компаний и предприятий. Несмотря на хорошо выстроенные в этих организациях процессы ИБ, 10% проанализированных сайтов не только содержали критические уязвимости, но и были уже взломаны.

Объектами исследования стали 123 портала государственного и финансового секторов, телекоммуникационной, промышленной и других отраслей российской экономики.В среднем на каждый сайт пришлось по 15 уязвимостей. Две трети веб-ресурсов содержали критические уязвимости, и почти на всех сайтах были обнаружены проблемы с безопасностью среднего уровня риска.

Лидером по количеству слабозащищенных сайтов оказались телекоммуникации: 88% ресурсов этой отрасли содержали критические уязвимости. По оценке экспертов Positive Technologies столь большое число уязвимых веб-приложений связано с экстенсивным ростом телекоммуникационных компаний. Широкое распространение сделок по слиянию и поглощению создает чрезмерное многообразие типов информационных систем и оборудования, что превращает обслуживание такого технологического парка в очень сложную задачу.

Вследствие низкого уровня безопасности телекоммуникационных сайтов базы данных клиентов сотовых операторов и другая конфиденциальная информация часто оказываются в руках спамеров и мошенников.

Достаточно много порталов с критическими уязвимостями было обнаружено также в сфере информационных технологий и в государственном секторе, где доли ресурсов с наиболее опасными уязвимостями составляют 75% и 65% соответственно.

Уровень защищенности в промышленной отрасли можно охарактеризовать как средний. Критические уязвимости были найдены на 50% сайтов (это лучше ситуации в телекоме и госсекторе). С другой стороны, в промышленной сфере эксперты Positive Technologies обнаружили целый ряд ресурсов, на которых концентрация критических уязвимостей крайне высока. Злоумышленник может использовать уязвимости на сайте для проникновения в IT-инфраструктуру предприятия, что зачастую грозит самыми печальными и непредсказуемыми последствиями — от промышленного шпионажа до полной остановкой производства или экологической катастрофы.

Наибольшее внимание защищенности своих сайтов от критических уязвимостей уделяют владельцы веб-ресурсов из финансовой отрасли: только 43% проанализированных веб-приложений содержат критические уязвимости. Дополнительный анализ систем дистанционного банковского обслуживания показал, что в них устранены практически все критические уязвимости.

Тенденция развития кибермошенничества на сегодняшний день такова, что преступнику легче проводить атаки на компьютер клиента банка, который оказывается самым слабым звеном в системах удаленного предоставления банковских услуг. Такие уязвимости как межсайтовая подмена запросов (CSRF, найдена в 6% систем ДБО) и межсайтовое выполнение сценариев (XSS, 18%) не будучи критическими при определенных условиях позволяют злоумышленнику осуществить фишинг-атаку и совершить кражу.

При этом большинство сайтов финансового сектора пока не соответствуют международным стандартам, несмотря на то, что примерно 98 из каждых 100 уязвимостей в системах ДБО и других веб-приложениях финсектора — не являются критическими.

Как следует из полученной статистики, только 10% исследованных веб-приложений финансового сектора (включая ДБО) удовлетворяют требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS.

Читайте также
Какие методы обнаружения deepfake существуют? Какие возможности могут предоставить большие языковые модели (LLM) для генерации и обнаружения дипфейков? Расскажем о технологии aIDeepfake для борьбы с фальсифицированным контентом.