Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена

Логотип компании
Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена
В 2022 году российский рынок ноутбуков испытал серьезные потрясения. Спад продолжается до сих пор, но рынок постепенно перестраивается и адаптируется к новым реалиям.

Серия ноябрьских анонсов показала, что он не только готов к перезапуску, но и обещает появление надежных и современных моделей отечественных и локализованных азиатских брендов.

Конечно, изменения начались с событий, произошедших в начале года, в феврале, которые полностью перекроили ранее выстроенные планы многих участников российского рынка.

Уход западных вендоров

Февральские события положили конец успешному периоду роста на рынке ПК, ноутбуков и планшетов, который наблюдался в регионе EMEA на протяжении семи кварталов. По данным на конец 2021 года, Россия занимала до этого высокое, четвертое место по объему поставок.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 1

Рынок поставок компьютерной техники по региону EMEA (Canalys, 2021)

Март стал месяцем больших перемен. После февральских событий многие компании объявили о прекращении своих поставок в Россию, включая Apple, которая сообщила о свертывании своих официальных продаж.

Столкнувшись со сложной ситуацией, Минцифры попробовала удержать рынок от стремительного падения. 1 апреля 2022 года ожидался выпуск обновленного перечня российских приложений и программ, которые вендоры обязаны предустанавливать при продаже в Россию. Минцифры не стала обновлять список, зато отменила штрафы за нарушение этих требований. Такое решение было принято, чтобы разрешить возникшую правовую коллизию из-за ранее объявленной легализации параллельного импорта — поставок товаров от сторонних поставщиков без согласия правообладателей.

Компания HP попробовала выдержать паузу, но к лету ситуация не изменилась, поэтому в начале июня HP объявила о своем уходе. Паузу взяли также Lenovo и Xiaomi: официально они не делали заявлений об уходе, но находясь под мощнейшим давлением со стороны Запада, стали постепенно сворачивать активность на российском рынке.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 2

Российский рынок используемых ноутбуков в 2022 году (Statista, 2022)

Август, 2022-й

В июле появились данные по объему продаж ноутбуков в России. Было объявлено, что продажи к этому моменту рухнули в штуках на 22% год к году. На фоне сокращения поставок продукции А-брендов наблюдалось укрепление позиций китайских брендов Honor и Huawei.

Оценки рынка были сделаны по данным продаж компании МТС. Это объясняет вывод об объявленном лидерстве по продажам ноутбуков за первую половину 2022 года: его сохранила американская компания HP с долей 21% (26% годом ранее). На втором месте оказалась компания Lenovo, которой удалось повысить за год свою долю с 17% до 18%. Третьей стала тайваньская компания Acer с долей 14%. Следом шли Asus (13%), китайские компании Honor (9%) и Huawei (8%). Доля Apple сократилась до 3%. Ее обогнала тайваньская компания MSI, получившая 6%.

Начало осени

В сентябре 2022-го принципиальных изменений динамики российского рынка ноутбуков не произошло, сообщила аналитическая компания ITResearch. Хотя показатели стали лучше, чем в августе, годовой спад продаж по-прежнему превышал 50%.

Традиционно начало осени связывают с ростом продаж более дешевых моделей ноутбуков. Поэтому данный период получил название Back-to-School — сезон активных продаж «рабочих лошадок» для студентов и школьников. Но в этом году обновление парка ноутбуков в массовом сегменте фактически не произошло. Наблюдалась стагнация закупок бюджетных ноутбуков, хотя в абсолютном выражении за этот период было продано около 220 тыс. таких устройств.

Аналитики отметили, что покупки совершали прежде всего обеспеченные клиенты. Это отразилось на росте продаж игровых ноутбуков. Было замечено и появление новых брендов, вроде Haier, которые предложили игровые бюджетные устройства для массового сегмента.

Исследователи отметили также рост отгрузок одного из главных игроков делового подсегмента — бренда HP. Это стало интересным симптомом, но он пока так и не проявил себя.

С точки зрения долевого участия, пальму первенства в сентябре вернула себе HP. Второе и третье места заняли Huawei и Acer. Суммарная доля первой тройки составила 42%.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 3

Доля ноутбуков различных типов (ультрабуки, ноутбуки, нетбуки и др.) в мире (EMR, 2022)

Ноябрь, 2022-й

Ожидания возрождения роста продаж ноутбуков не оправдались. В третьем квартале они упали на 55% год к году. Падение за январь — сентябрь оценили в 32%, опираясь на статистику продаж в «Марвел-Дистрибуции».

Оказалось, что падение продаж в корпоративном сегменте было в несколько раз выше, чем на массовом рынке. Эксперты искали объяснения происходящему и называли сразу несколько причин: дефицит поставок ноутбуков на рынок; осуществленное во время пандемии обновление парка у частных пользователей, которые активно скупали ноутбуки для удаленной работы; параллельный импорт и онлайн-продажи сетевых ретейлеров типа AliExpress.

Читайте также
Несмотря на то что российским компаниям удалось выстоять в условиях санкций и ухода западных вендоров, ситуация остается непростой, а до подлинной технологической независимости далеко. Но проблемы решаемы, и последовательное движение в сторону импортозамещения обязательно даст результаты, убежден Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM.

На основе сведений от МТС отмечалось, что по итогам третьего квартала средний чек на ноутбук увеличился на 5% год к году. Причина — выбор взамен прежних недорогих моделей среднего ценового сегмента более мощных игровых ноутбуков. Среди растущих брендов были выделены новые китайские игроки — Chuwi и Hasee.

Планы на будущее

По оценкам аналитиков, в течение 2022 года ретейлеры занимались в основном продажей своих складских запасов. Отмечались также небольшие поставки через параллельный импорт, но его размеры были невелики, потому что для их развертывания требуется большее время.

Было объявлено об ожидании к концу 2022 года «крупных партий ноутбуков отечественных и китайских брендов». Сообщалось также о расширении поставок ноутбуков зарубежных вендоров, но не было понятно, будет ли это достигнуто за счет наращивания параллельного импорта или ретейлеры используют более сложные логистические схемы для поставок оригинальных моделей.

Зато появились оценки параллельного импорта со стороны крупных дистрибьюторов, призывавших относиться к нему «с большой осторожностью».

Например, Валентин Губарев, замгендиректора по развитию бизнеса КРОК, советует учитывать, что параллельный импорт связан с повышенными рисками. «Одна и та же модель может иметь отличия по микрокоду или набору комплектующих. Вендор комплектует изделия, исходя из условий определенного рынка, выстроенной логистики поставок запасных частей и других особенностей». Эти зависимости не так сильно выражены в отношении ноутбуков, как в других сегментах ИТ, тем не менее программные конфигурация для других регионов имеют ряд существенных отличий, что потребует последующей «ручной локализации» приобретенных моделей поставщиками. Насколько грамотно они будут сделаны, остается вопросом.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 4

Прогноз развития мирового рынка ноутбуков за период с 2021 по 2029 г (MMR, 2022)

Следует также отметить, что 31 декабря истекает срок введенного Правительством РФ запрета на вывоз из страны ИТ-оборудования импортного производства, в том числе ноутбуков (он появился в марте 2022 года). Запрет распространяется на вывоз всей электроники, которая не производится в России. Это требование сдерживало до сих пор российские и зарубежные компании от перебазирования своей ИТ-инфраструктуры за рубеж. Массовое, но официально не подтвержденное бегство ИТ-специалистов теперь может быть дополнено вывозом ИТ-активов компаний. Но что будет происходить в реальности, мало кто понимает.

Новые модели ноутбуков на российском рынке

Irbis

В конце ноября российский бренд Irbis приступил к выпуску в Китае линейки своих ноутбуков для корпоративного и потребительского сегментов. К началу 2023 года они должны появиться в России в сети дистрибьютора Treolan («Ланит»), а также в магазинах «М.Видео» и DNS. В новой линейке представлены модели ноутбуков на базе Windows 11 Pro и Astra Linux с диагональю экрана 14, 15,6 и 17,3 дюйма. Устройства выполнены на базе процессоров Intel Core 11- и 12-го поколения и AMD Ryzen.

До сих пор ноутбуки Irbis имели незначительную долю на российском рынке, когда там господствовали HP, Lenovo, Acer, Asus и Apple. Теперь, в условиях проблем с организацией поставок ноутбуков этих зарубежных вендоров, Irbis получить значимую долю в корпоративном секторе. Перемен можно ожидать уже в 2023 году, считают эксперты.

По мнению аналитиков, коммерческие компании и частные пользователи будут выбирать модели Irbis, оснащенные Windows, по цене от 29 тыс. руб. Моделям Irbis на базе Astra Linux прочат спрос со стороны госкомпаний, которые делают свои закупки с соблюдением требований регулятора по импортозамещению.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 5

Ноутбук Irbis NB267

«Ф-Плюс Мобайл»

В начале ноября 2022 года проявила себя российская компания «Ф-Плюс Мобайл» (входит в группу ИT-дистрибьютора «Марвел-Дистрибуция»). Она выпустила в продажу две линейки ноутбуков под собственным брендом «F+ Flaptop» — модели Flaptop I и Flaptop R.

Линейка Flaptop I собрана на базе Intel i3-1215U, i5-1235U, а в ноутбуках Flaptop R устанавливаются процессоры AMD Ryzen 3 5400U/Ryzen 5 5600U/AMD R7-5825U. На всех моделях устанавливается Windows 11, цены от 40 тыс. рублей. Ноутбуки F+ Flaptop имеют дисплей с диагональю 15,6 дюйма, оснащены IPS-матрицей с разрешением FHD (1920×1080, 16:9, 250 нит). Размер ОЗУ равен 8 или 16 Гбайт, SSD-накопитель имеет емкость 256, 512 Гбайт или 1 Тбайт.

«Ф-Плюс Мобайл» планирует локализовать в 2023 году производство своих ноутбуков Flaptop уже на территории России. В его планах занять 20% российского рынка ноутбуков по итогам 2023 года.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 6

Ноутбуки F+ Flaptop

Infinix

С продукцией гонконгской компании Infinix российские пользователи могли познакомиться еще в 2021 году, когда компания представила свою первую серию ноутбуков INBOOK X1 Pro. Но этого не произошло, потому что модель «не доехала» до российского рынка из-за сложившейся неопределенности.

Тем не менее объявленная в этом году новая модель — Infinix INBOOK X2 — станет первой, которая будет официально поставляться в Россию с легальной гарантией от производителя.

Infinix INBOOK X2 выстроена на платформе Intel Core 10-го поколения и не претендует на лидерство в производительности. Компания делает ставку на другие преимущества: дизайн и надежность.

Читайте также
Российский провайдер «Инферит Облако» позволяет клиентам строить независимые инфраструктурные и ИТ-сервисы. В этом помогает собственное производство серверов и ставка на открытое ПО.

Свой международный путь Infinix начинала на рынках Африки. Это очень динамичный рынок, который выделяется повышенной требовательностью к надежности работы устройств в сложных климатических условиях. Наверняка такая особенность понравится российским пользователям, традиционно предпочитающим красивые и надежные изделия.

Ноутбуки Infinix — ультратонкие и легкие, их дизайн ориентирован на молодежную аудиторию для решения ежедневных задач. По мнению экспертов, эти ноутбуки отличает стильный и современный дизайн, яркая гамма цветов и высокая компактность. Любовь азиатских вендоров к небольшим цветовым украшательствам также присутствует.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 7

Ноутбук INBOOK X2

realme

В начале ноября китайская компания realme, хорошо известная в России как вендор смартфонов, объявила о выходе на российский рынок своих ноутбуков. Компания представила свою первую модель — realme Book на платформе Microsoft Windows 10 (с возможностью бесплатного обновления до Windows 11).

Устройство имеет 2К-дисплей и отличается высокой производительностью. Оно легкое и тонкое, пригодное для работы, творчества и развлечений. Компания относит эту модель к концепции «1 + 5 + T», где 1 — это смартфон, центр экосистемы, 5 — это ноутбуки, «умные» часы, наушники, планшеты и ТВ, а T — это технологии «умного дома» в рамках бизнес-платформы Techlife.

Ноутбук оснащен процессором Intel Core i5 11-го поколения, видеокарой Intel Iris Xe Graphics, 8 Гбайт памяти, SSD-диском на 512 Гбайт, имеет экран с разрешением 2К. Предусмотрен высокоскоростной порт Thunderbolt 4 и поддержка Wi-Fi 6. Примечательно использование неклассической пропорции 3:2 для экрана взамен более распространенного соотношения сторон 16:10 или 16:9. Это последний тренд в ноутбуках, возвращение к классике, потому что именно такой экран позволяет удобно разместить наибольший объем информации в офисных программах.


Выбор ноутбука: изменение рынка и новые имена. Рис. 8

Ноутбук realme Book

Опубликовано 25.11.2022

Похожие статьи