Опуститесь на землю, друзья
Вам, вероятно, попадалась эта картинка. Карта США с изображением наиболее популярной профессии в каждом из штатов. Если не попадалась, то скажите навскидку – какая на первом месте? Финансовый брокер? Программист? Нет. Водитель-дальнобойщик. Та самая специальность, которой первой прочат падение на волне грядущей роботизации.
Эта картинка (вернее, то, что я и близко не представлял правильного ответа) заставила меня задуматься, насколько информационные технологии на самом деле преобразили мир. Без налета маркетинговой шелухи, всяческого хайпа и прочих будущих сингулярностей.
«Индия подготовила два миллиона программистов». И это при почти полуторамиллиардном населении? А сколько народу продает на улицах индийских городов разные местные кушанья, чтобы кормить шестую часть населения Земли? И чем занимаются в своей массе китайцы – кроме того миллиона с чем-то счастливцев, которые собирают на заводах FoxConn львиную долю всей мировой электроники? Ладно, добавим к ним еще несколько раз по столько, занятых на местных ИТ-гигантах вроде Huawei и Lenovo, – и все равно получается капля в море.
Вас тоже достали предложения по перевозке/пересылке грузов, которые сыпятся в почтовый ящик каждый божий день, или это я один такой невезучий? На самом деле это архиважная, как говорил классик, статья развития страны, а тем более такой огромной, как наша. И когда недавняя отправка из Москвы в Братск полутора центнеров оборудования обошлась нашей фирме в 4000 (четыре тысячи) рублей, я понимаю, что конкуренция сделала свое дело и связующий страну компонент, кровеносная система всякой бизнес-активности существует и развита очень неплохо, несмотря на одну их двух традиционных русских бед. Да – банковская система. Да – сети связи, Интернет и телефония, которые в России развиты очень неплохо и на мировом фоне. И даже с некоторым перехлестом: например, недавно «Ростелеком» отказался проводить Интернет в поселки и деревни с менее чем 200 жителями – а в планах было даже это. Но пока мы с вами, живые люди, не оказались помещены внутрь компьютера, чтобы получать по Интернету не только знания и развлечения в виде всякого цифрового контента, но и хлеб насущный, материальная сторона жизни будет более важна, чем все прочие, продвинутые и передовые.
Заиграться в перепроизводство перспективных специалистов можно на любом этапе и при любой формации. Помнится, как в середине 80-х две сверхдержавы – СССР и США – имели примерно равное население (даже с неким преимуществом в пользу СССР: 276 млн против 240 млн соответственно). А вот специалистов технического профиля СССР выпускал в год практически ВТРОЕ больше США. В результате, если помните советские реалии, большая часть студентов и даже выпускников-инженеров регулярно ездила в колхозы на помощь в уборке урожая, ну а потом этот и другие перекосы в экономике сделали свое дело.
Один из компонентов нынешнего могущества США – великолепная сеть дорог, автомобильных и железных, дающая экономическую связность немаленькой (четыре часовых пояса) стране размером с полконтинента. Одной из причин гражданской войны Севера с Югом были затруднения по экономическому обмену этих территорий (!), но уже к концу XIX века в строительстве железных дорог был достигнут такой прогресс, что даже на сегодняшний день общая их длина ВДВОЕ превосходит по этому показателю Россию и Китай, которые, естественно, находятся на втором и третьем месте. Уже в XX веке строительство автомобильных дорог (знаменитых Interstate в первую очередь) было одним из драйверов выведения США из Великой депрессии.
Об американских дорогах
«Пора уже исполнить обещание написать об американских дорогах отдельную главу. Они стоят этого. Может быть, они стоят даже большего – целой вдохновенной книги.
Мы не впервые очутились на автомобильной дороге. Теперь мы уже привыкли, притерпелись к этому блестящему дорожному устройству, но первое впечатление было незабываемым. Мы ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным коэффициентом сцепления. Дождь не делал ее скользкой. Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу. Дорога на всем своем протяжении была разграфлена белыми толстыми полосами. По ней в обоих направлениях могли идти сразу четыре машины. Практически эти дороги, подобно дорогам Древнего Рима, построены на вечные времена.
Нам предложили сесть в только что сошедшую с конвейера машину. Каждая машина делает два-три испытательных круга по специальной заводской дороге. Это в некотором роде образец очень плохой дороги. Можно объехать все Штаты и не найти такой».
Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка». 1936 г.)
А данные по дальнобоям, с которых мы начали статью, подтверждают и сегодняшнюю значимость дорог. Так что я с равным пиететом относился бы к человеку, проводящему интернет-кабель в вашу квартиру, и к водителю маленького грузовичка, который доставляет в ближайшую продуктовую лавку свежий хлеб и овощи. А вы? Давайте обсудим отношение к профессиям в Facebook.
Опубликовано 07.11.2017