Сверхпроводимость: Россия на пути к созданию полностью электрических летательных аппаратов

Логотип компании
Сверхпроводимость: Россия на пути к созданию полностью электрических летательных аппаратов
«Фонд перспективных исследований» и компания «СуперОкс», разработчик технологии производства высокотемпературных сверхпроводниковых проводов второго поколения, успешно провели испытания электродвигательной установки на основе технологий сверхпроводимости, питающейся от аккумулятора. Предположительно, новая технология будет использоваться в проектах по созданию полностью «электрических» летательных аппаратов.

«Фонд перспективных исследований» и компания «СуперОкс», разработчик технологии производства высокотемпературных сверхпроводниковых проводов второго поколения, успешно провели испытания электродвигательной установки на основе технологий сверхпроводимости, питающейся от аккумулятора. Предположительно, новая технология будет использоваться в проектах по созданию полностью «электрических» летательных аппаратов.

Отмечается, что подобный проект российская сторона реализовала впервые в мире. Как сообщила пресс-служба Фонда перспективных исследований, в его рамках в лаборатории были испытаны элементы авиационной интегрированной электроэнергетической системы, базирующейся на единой высокотемпературной сверхпроводниковой платформе(ВТСП). Последняя состоит из аккумуляторной батареи, ВТСП-кабеля, ВТСП-токоограничивающего устройства и ВТСП-электродвигателя.

В ходе тестов были сымитированы условия взлета, посадки, а также заряда и разряда батареи во время планового полета и в аварийных режимах, и все это время электропитание двигателя обеспечивалось исключительно за счет аккумуляторной батареи высокой мощности.

Эксперты полагают, что система, которая успешна прошла тестовые испытания в лаборатории, уже в обозримой перспективе будет использована в составе экспериментальной авиационной гибридной силовой установки. Ее разработкой в настоящее время занимается Центральный институт авиационного мотостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова (входит в НИЦ им. Жуковского). В составе самолета испытания гибридной установки запланированы на текущий и следующий годы.

Свой совместный проект по созданию высокотемпературного электродвигателя на сверхпроводниках Фонд перспективных исследований и компания «СуперОкс» запустили еще в декабре 2016 г.

Как сообщили Фонде перспективных исследований, в перспективе данная технология найдет применение при создании отечественных ГСУ и электроэнергетических комплексов для электрических морских судов, а также самолетов и вертолетов, работающих полностью на электрических силовых установках. От существующих сегодня образцов авиационной техники их будут отличать более совершенные эксплуатационные характеристики. В их числе, например, возможность вертикального взлета и посадки. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этой технологии, в рамках этого проекта были разработаны образцы электродвигателей различной мощности - 50 кВт и 500 кВт.

Как отмечают эксперты, о создании прототипа электрического авиадвигателя руководство ЦИАМ им. П. И. Баранова сообщило в конце апреля, и его испытания в полете должны состояться до конца текущего года. Электродвигатель мощностью 60 кВт был разработан еще в прошлом 2019 г., однако тестовый полет с его использованием прошел без особого успеха – самолет «Сигма-4», на котором он был установлен, в воздух подняться так и не смог.

«Мы столкнулись с определенными сложностями в создании системы управления двигателем и полет не состоялся», — прокомментировал в СМИ этот неудачный опыт генеральный директор ЦИАМ им. П. И. Баранова Михаил Гордин. Но, заявил он тогда, система будет переделана с учетом всех обнаруженных недостатков, и при испытаниях, которые пройдут еще в текущем году, самолет должен полететь на аккумуляторе, а в следующем 2021-м - на топливном элементе.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Похожие статьи