Оптимизируем расходы на прием платежей: мультикассовые системы
Таким образом, смартфоны превращаются в онлайн-кассы: продавцы могут без физической кассовой техники принимать оплаты и отправлять клиентам электронные кассовые чеки на почту или мессенджер, полностью соблюдая российское законодательство, в частности 54-ФЗ. Подобных сервисов – с разным набором функций и возможностей – на рынке немало.
Как работают такие мультикассовые системы?
Как я уже сказала, платежный сервис устанавливается на смартфоны сотрудников. После этого они могут принимать оплату у клиентов любым удобным для них способом: наличными, смартфоном с банковским приложением, через СБП, QR-код, по картам Visa, MasterCard и МИР и т. д. Мобильный сервис будет формировать электронные кассовые чеки и отправлять их в ФНС и клиентам.
Более подробно о том, как работает прием оплаты:
-
Оформляя продажу, сотрудник выбирает на своем смартфоне услуги или товары и добавляет их в чек.
-
Сотрудник выбирает способ оплаты. Клиент подносит к экрану телефона свою банковскую карту, смартфон или сканирует QR-код, и деньги списываются с его счета.
-
Кассир/продавец передает клиенту электронный чек, выбирая нужную опцию в сервисе. Чек можно отправить на электронную почту, по SMS или через мессенджер.
Какие торгово-сервисные предприятия могут использовать эту возможность?
По видам и масштабу бизнеса нет ограничений. Удобно будет и крупным ретейлерам, и микропредприятиям (маленьким мастерским, туроператорам, кофейням, закусочным, парикмахерским и т. д.). Все они могут снизить расходы на дорогостоящее кассовое оборудование (платежные терминалы и кассовые аппараты), а также экономить на эквайринге. Комиссия за использование платежного онлайн-сервиса, включая сам эквайринг, составляет от 0,8% с покупки, тогда как банковская комиссия при расчетах по терминалу достигает 3% с чека. К тому же отпадает необходимость печатать бумажные чеки.
Ограничения на использование мультикассовых сервисов есть по некоторым категориям продукции/услуг. Такие сервисы нельзя применять при продаже маркированных и подакцизных товаров, которым требуется дополнительное оборудование для учета (ЕГАИС, «Честный знак», «Меркурий» и др.). Речь идет о молочной, алкогольной, табачной продукции, лотерейных билетах, древесине, автомобильных шинах, продукции военного назначения, некоторых медикаментах, БАДах и т. д.
Микробизнес
Особенно эта экономия будет ощутима для микробизнеса. Например, небольшому туроператору не надо в каком-то офисе устанавливать кассовое оборудование для фискализации платежей – клиент оплачивает туры переводами на сайте или в соцсетях, а продавец отправляет ему кассовый чек через платежный сервис на почту.
Другой пример – компании курьерской доставки и грузоперевозчики, которые работают всегда на выезде. Курьеры и водители должны принимать оплату от клиентов. Обеспечивать каждого платежным терминалом – накладно и неудобно. Куда более выгодно установить мобильное платежное решение сотрудникам на смартфоны, чтобы они могли прямо на месте принимать платежи от клиентов любым способом. В мобильном приложении на смартфоне есть вся номенклатура товаров/услуг, интегрированная с бухгалтерским сервисом, который использует предприниматель. Водителям и курьерам остается найти нужные позиции в приложении, чтобы оформить чек.
Еще один очевидный плюс для микробизнеса: новые мультикассовые системы выводят в легальное поле оплату безналичными переводами с карты на карту, как официальный расчет наличными в торговой точке. Многие предприниматели в целях экономии на эквайринговой комиссии принимали оплату таким способом, а теперь им не надо подвергать себя риску штрафов за использование этой серой схемы.
Маркетплейсы
Новые мультикассовые решения очень удобны для маркетплейсов, которые принимают удаленные платежи. Мобильные платежные решения позволяют интернет-магазинам расширять количество способов приема платежей, фискализировать платежи без кассового оборудования, делать их максимально прозрачными и обрабатывать без участия финансовых посредников: банков, инвестфондов, страховых и лизинговых компаний.
Мультикассовые сервисы учитывают все нюансы работы маркетплейса. Например, дают возможность автоматически отделять процент от суммы покупки владельцу магазина – ведь он зарабатывает на комиссии от продаж вендоров (поставщиков товаров и услуг) на своем сайте.
Мобильные платежные системы также позволяют соблюдать трехсторонний баланс интересов: самого владельца маркетплейса, поставщиков товаров/услуг и пользователей, которые совершают покупки у разных вендоров.
* * *
Скорость сегодня – решающий фактор на рынке. Поэтому тренд – на простые мобильные решения вместо сложных CRM-систем и физического кассового оборудования. Кроме работы с платежами, мультикассовые платформы берут на себя работу с аналитикой компании, взаимодействие с банками и налоговыми органами. В целом цифровизация платежных сервисов дает предпринимателям свободу для решения непосредственных бизнес-задач и полноценного развития компании.
Опубликовано 15.06.2023