Электронная бумага против настоящей: что лучше?

Логотип компании
Электронная бумага против настоящей: что лучше?

Иллюстрация: Shutterstock.ai

Читаем ли мы по-прежнему так же эффективно, как и раньше? Сохранилась ли разница между чтением с бумажного листа и с экрана?

Десять лет назад на YouTube завирусился видеоролик, где годовалая девочка играет с иллюстрированным журналом. Девочка еще не умеет разговаривать, но она усердно повторяет своими ручками жесты, пытаясь «передвигать» картинки и листать страницы. Девочка не понимает, почему журнал «не работает». В описании ролика было написано: «Технологии кодируют разум». Уже тогда многим было понятно: в мире растут «цифровые аборигены». Они перестанут читать бумажные книги, будут считать их непонятными и неудобными.

Приблизительно в то же время в российских городах прошла волна «очищения» от книг. Уличные мусорные баки были завалены еще вполне пригодными для чтения книгами. Люди избавлялись от них как от хлама. Сегодня у многих количество бумажных книг в доме можно пересчитать по пальцам, хотя иллюстрированные журналы встречаются.

Что происходит на рынке?

Даже несмотря на экономические трудности, век электронных книг и планшетов в зените. В народе даже ходит шутка: «Когда в руках оказывается смартфон, то телевизор превращается в радио».

По мере развития цифровых технологий, изобретаются новые и более технологичные способы чтения. Но возникает вопрос: читаем ли мы по-прежнему так же эффективно, как и раньше? Сохранилась ли разница между чтением с бумажного листа и с экрана? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в статье, опираясь на научные исследования.

Бумага оказывает глубокое влияние на качество чтения

Исследования влияния цифровых технологий на сознание человека велись уже с момента появления персональных компьютеров, когда новые технологии стали доступны массовыми пользователям. Они касались в том числе изучения качества чтения с экрана. Первые исследования, которые проводились до 1992 года, в основном сводились к выявлению интуитивных отличий по сравнению с чтением бумажных книг и документов.

Например, выяснилось, что человек читает с экрана медленней, чем на бумаге. Он запоминает меньше деталей среди прочитанного и оценивает прочитанное менее глубоко. В результате уже тогда сложилось устойчивое мнение, что учиться по учебникам и читать художественную литературу лучше именно с бумажных изданий, а не с экрана.

Но популярность электронного чтения роста. Во многом этому способствовало появление планшетов, совершенствование технологий электронного чтения. Результаты лабораторных экспериментов и опросов потребителей показали, что современные экраны и электронные книги не воссоздают в полном объеме «тактильные» ощущения от чтения с бумаги. При чтении с экрана появляется эффект «слишком длинных текстов»: если текст на бумаге психологически воспринимается как единой целое, но при этом естественно делится на рассказы, разделы и главы, то чтении с экрана создает эффект единого потока. У читающих быстрей возникает эмоциональное истощение их умственных ресурсов. Это затрудняет запоминание. Поэтому многие так полюбили «короткий формат». «Лонгриды» стали для них испытанием, а не удовольствием, как при бумажном варианте.

Было замечено, что у людей меняются подходы к чтению. Готовность к обучению стала быстрей истощаться при чтении учебников с экранов планшетов, чем было при бумажных носителях. «В чтении есть «телесность», — заявил тогда психолог Мэриэнн Вульф из Университета Тафтса. — Возможно, она даже больше, чем мы хотим думать, когда переходим к цифровому чтению. Мы стараемся теперь развиваться иначе. Возможно, мы стали слишком мало размышлять и сравнивать».

Выбор платформы имеет значение

До появления электронных устройств люди уже имели в своем арсенале разные платформы для передачи информации. Это были книги, печатные издания, телевидение, радио — каждая из них служила определенной цели. Например, изучать литературные произведения по фильмам считалось уделом «двоечников», потому что интуитивно многие понимали, что книга способна передать больше, тогда как понять смысл фильма даже сложней, чем выучить цитату из книги, чтобы подтвердить свои «знания».

Появление электронных устройств заставило людей задуматься: а что собственно представляет собой «чтение»?

Очевидно, что при чтении мозг человека интерпретирует увиденное в напечатанном произведении. Но как увиденные слова преобразуются в абстрактные мысли? Очевидно, что это не является врожденным свойством, хотя бы потому, что человек не понимает текста, написанного на незнакомом иностранном языке. Мы имеем дело с эволюционно возникшей способностью. Она появилась сравнительно недавно, ведь письменность существует всего несколько тысяч лет назад, а на Земле осталось еще немало безграмотных людей, которые не успели освоить этот навык. Исследователи также поняли, что человеческий мозг объединяет способность чтения с другими способами познания, такими как разговорная речь или зрение.

Чтение, очевидно, связано также с распознаванием образов букв/иероглифов и его мысленного достраивания. Сразу возникает череда новых вопросов. Например, связано ли понимание текста с умением рукописного письма? Или переход на машинопись может снизить когнитивные способности человека?

Вопросов много, и мы не будем углубляться сейчас в детали. Важно отметить, что дополнительные элементы, возникающие в процессе чтения, вероятно, являются частью процесса осознания смысла и его запоминания. Это похоже на то, как, например, человек запоминает тропу в незнакомой местности. Он опирается на сопутствующие детали: оттенки цвета, посторонние признаки (например, рядом стоящий дом или дерево у поворота) и т. д. При чтении рукописного или напечатанного текста также присутствуют сопутствующие признаки. Они помогают лучше понимать текст. Чтобы помочь себе, человек может делать искусственные пометки — ставить знаки маркером, загибать страницы, писать сопутствующие мысли и т. д.

Но если сравнивать отпечатанную и электронную книги, то во втором случае подобные признаки отсутствуют (или менее выражены). Поэтому при чтении с бумажного носителя человек как бы создает «мысленные карты» читаемого текста. Они каким-то образом помогают его «мысленной навигации», что способствует запоминанию и более качественному пониманию смысла.

В случае использования смартфонов, планшетов и электронных книг таких интуитивных признаков для «навигации по тексту» нет. У читающего не создается в голове «электронной карты путешествия». Человек прокручивает на экране непрерывный поток слов и «телепортируется» с одной страницы на другую. Он перескакивает по функции поиска на новое место, не сохраняя «тактильного пути перехода». В этом случае информацию можно находить значительно быстрей, но она лишена уникальных атрибутов и слабо выделяется на фоне других данных. Чтение получается иным, лишенным неявных признаков.

Читайте также
В современном мире, где данные становятся основным ресурсом для принятия бизнес-решений, облачные системы бизнес-анализа играют ключевую роль в выявлении системных проблем, тенденций и точек роста. Одним из наиболее заметных решений на российском рынке является Visary BI — облачная система аналитики, разработанная НПЦ «БизнесАвтоматика».

Электронная копия не является 100%-ной для бумажной книги

На сказанное можно возразить: «Книги в формате PDF являются по сути 100%-ной «электронной иллюстрацией» для печатных книг!» Ответ простой: у электронных книг нет признаков «объема» и «присутствия». Они напоминают вид из окна поезда или автомобиля.

Многие туристы знают, что пешие приключения оставляют более богатые впечатления от увиденного, чем автобусные экскурсии, хотя объем получаемой информации в «автобусном» варианте часто оказывается значительно более насыщенным. Но остается меньше впечатлений. Новые данные трудней оседают в памяти, чем увиденное и услышанное в пешем варианте.

Исследователи считают, с чтением происходит что-то похожее. Например, темой юзабилити чтения занималось подразделение Microsoft Research. Еще в 2003 году они выпустили в Кембридже книгу «The Myth of the Paperless Office», в которой ее соавтор Эбигейл Селлен (Abigail J. Sellen) написала: «Неявное ощущение того, где вы находитесь в физической книге, оказывается более важным <для восприятия контента>, чем мы предполагали <ранее>». Производители электронных книг не учли тогда эти особенности.

О разном восприятии электронных и бумажных книг/документов говорят результаты и других научных работ. Так, в исследовании Университета Ставангера в Норвегии, опубликованном в 2013 году, сообщалось, что студенты, читавшие описание тестов на компьютере, демонстрировали более слабое запоминание их смысла, чем студенты, использовавшие бумажный вариант. При электронном чтении легко выделяются основные идеи в тексте, но в деталях прочитанного часто возникают провалы. Исследователи сделали тогда вывод, что благодаря иной навигации бумажные книги лучше подходят для задач, когда требуется «погружение в текст» и «запоминание отдельных подробностей».

Отмечалось также, что различные случайные признаки и ощущение более полного контроля над бумажной книгой помогает интуитивно чувствовать текст с большими подробностями. Опять же вспоминаются пометки на полях или загнутые страницы, что нередко практиковалось при чтении бумажных книг. Благодаря этому лучше сохраняются мысли и выделяются артефакты, помогающие лучшему пониманию текста.

А для нового поколения, выросшего на электронных текстах, пришло «клиповое» мышление. Например, опрос миллениалов (родившихся между 1980 и началом 2000-х гг.), проведенный в 2008 году в Университете Сальве Регина в Род-Айленде, показал, что «когда дело доходит до чтения книги, даже это поколение предпочитает старомодные печатные издания», если хочет избежать возникновения «клиповых образов».

Электронная бумага против настоящей: что лучше?. Рис. 1

В исследовании 2003 года, проведенном в Национальном автономном университете Мексики, почти 80% из 687 опрошенных студентов заявили, что «для более ясного понимания» они предпочитают пользоваться бумажными книгами, а не читать тексты с экрана.

Опросы потребителей также показывали, что часто для людей имеет большое значение их тактильные ощущения при чтении бумажных книг. Они выделяют: «можно почувствовать фактуру бумаги», «услышать характерный звук при перелистывании страниц», «можно выделить текст карандашом» и т. д. Для них электронный текст на компьютере гораздо менее «осязаем», чем текст на бумаге.

Выбор электронной версии чаще всего связывают с тем, что благодаря компактному размеру гаджета можно хранить в небольшом объеме сразу огромное количество электронных книг. Они становятся более доступными. Качество понимания или удовольствие от чтения уходят на второй план.

Цели изменились

Обратим ваше внимание, что материалы названных исследований относятся к более чем десятилетнему периоду. Это не значит, что их выводы устарели, но указывает на то, что… мир поменялся. Всеобщая популярность электронных гаджетов привела к тому, что пользоваться электронной книгой стало для многих привычным и удобным. Привычка и любовь к чтению бумажных книг постепенно утрачиваются. Технологический прогресс победил аргументацию.

Но оказывается, что тема целесообразности бумажных книг продолжает жить. Буквально недавно, в конце декабря 2023 года, в журнале The Guardian появилась статья. Там упоминаются результаты более двух десятков исследований, которые проводились Университетом Валенсии (Испания) в период с 2000 по 2022 год. Все исследования были объединены общей целью: оценить понимание прочитанного.

В общей сложности в этих исследованиях приняли участие почти 470 тыс. человек. Согласно их результатам, чтение печатных книг способствует улучшению навыков освоения и понимания. Исследователи считают, что по сравнению с чтением в цифровом формате бумажная книга дает 6–8-кратный прирост в понимании смысла.

Чтение с экрана и бумажного носителя: разные феномены

По мнению, которому пришли психологи, чтение проявляет себя в двух разных свойствах: во-первых, запоминание, во-вторых, появление знания.

Запоминание — это возможность вспомнить фрагмент информации вместе с сопутствующими ему контекстуальными подробностями. Знание — это появление у человека ощущения, что определенная информация теперь является для него истинной. Причем для знаний часто отсутствуют воспоминания о том, каким образом эта информация была получена.

Как правило, запоминание относят к более слабой форме памяти. Скорей всего, полученная информация быстро исчезнет, если она не станет более стабильной и попадет в долговременную память. Обычно это связано с попутными переживаниями или эмоциями.

Читайте также
Одной из самых критичных инженерных систем центра обработки данных (ЦОД) можно назвать систему электроснабжения. На нее вместе с системой бесперебойного питания может приходиться до 25% от общей стоимости. Поэтому, прежде чем приобрести то или иное решение, бизнес тщательно взвешивает не только его преимущества, но и недостатки, а также связанные с ним риски.

Во время одного из исследований ученые попросили одних студентов читать материал с экрана, а других — с отпечатанных копий. Как оказалось, чтение с экрана больше направлено прежде всего на «запоминание». Поэтому позднее большинство не смогли вспомнить детали прочитанных текстов, хотя схватили суть.

В то же время студенты, которые читали с бумажной копии, не только запоминали, как в «электронной» группе, но и получали «знание». Это проявилось в том, что позднее им приходилось тратить значительно меньше времени на поиск информации в оригинальном тексте, чтобы вызвать правильное воспоминание. Часто они просто «уже знали ответ».

А виновата ли технология?

Очевидно, что, заметив разницу в качестве восприятия при чтении, исследователи сразу стали искать отличия и называть возможную причину.

На первых порах главной причиной рассматривалась то, что на глаза пользователя при чтении с экрана возникает иное, более утомительное воздействие. В то время широко применялись электронно-лучевые трубки (ЭЛТ), которые вызывали у многих быстрое утомление глаз, головные боли и даже помутнение зрения при длительном чтении текстов со светящихся экранов.

Симптомы усталости были настолько распространены, что от них в той или иной степени страдало около 70% пользователей. Пользователям офисных компьютеров часто давали рекомендации устанавливать дисплеи с матовым покрытием взамен глянцевых. Считалось, что менее стойкое запоминание текстов, читаемых с экранов, было связано именно с усталостью.

Но появление ЖК-дисплеев качественно изменило ситуацию. Усталость прошла, а различие в уровне восприятия текстов осталось. И хотя многие исследователи остались при своем мнении, что усталость и повышенная нагрузка на глаза действительно снижают «ресурсы» памяти и ведут к снижению запоминания, этот эффект был вычеркнут из числа основных и признан побочным.

Но взамен пришла другая идея.

Как показали исследования, проведенные в 2005 году в Государственном университете Сан-Хосе, люди, читающие с экрана, значительно больше времени тратят на вспомогательные операции: рассматривание значков, повторный просмотр строк, выявление искомых слов. Прежде чем ответить, они сначала делали повторные проверки текста — при чтении с бумажного носителя люди чаще всего прочитывали документ один и только один раз.

Ученые назвали этот эффект «метакогнитивным регулированием обучения». Оно состоит в том, что человек интуитивно стремится повторно удостовериться, что ранее сделанная им оценка текста была верной. На интуитивном уровне его сознание как бы меньше доверяет при чтении с экрана и поэтому требует повторной проверки.

Эту версию подтвердили эксперименты, проведенные в 2011 году в Израильском технологическом институте Технион. При сдаче экзамена студентов разделили на несколько групп. Всем требовалось прочитать пояснительный текст к каждому вопросу, но часть студентов пользовалась компьютером, а другая часть — бумажным документом. Оказалось, что когда время на чтение задания сильно ограничено, то результаты для всех групп студентов становятся приблизительно одинаковыми. Однако если цейтнота при чтении не было, то скорость выполнения задания у группы с бумажными носителями была на 10% выше, чем у сверстников, читавших с экрана. Другими словами, при чтении с электронного изображения человек сдерживал сам себя.

Будущее покажет

Как видно, проблема пока не решена. Однозначного ответа, что лучше, до сих пор нет.

Исследователи считают, что возможно новое поколение пользователей скоро выработает новые навыки чтения с экрана. В результате им удастся избавиться от психологических интуитивных предубеждений. Причем неважно, осознают они их или нет. Возможно, после этого они смогут понимать электронный текст и запоминать его с такой же эффективностью, как и при чтении с бумаги.

Сейчас считается, что люди часто предпочитают сначала читать электронную версию книги, а потом, если им понравилось или они хотят возвращаться к книге вновь (например, учебник, справочник, литературное произведение), многие стремятся приобрести бумажный вариант.

Свою лепту могут внести разработчики и бизнес. Уже сейчас в мире есть немало стартапов, которые занимаются вопросами конвергенции цифровых технологий. Например, разработчики пробуют внедрить опцию размещения пиктограмм страниц в левой части интерфейса для планшетов с их перемещением в правую часть после прочтения. Это будет отдаленно напоминать бумажную книгу.

Самое интересное, похоже, впереди.

Опубликовано 29.01.2024

Похожие статьи