Чеклист: как выбрать облачного провайдера
Сегодня перед многими компаниями стоит задача по миграции из зарубежных облаков. Кто-то идет по пути полного переноса данных, кто-то выбирает гибридные схемы организации инфраструктуры. Этим объясняется популярность мультиоблака в последнее время.
В любом случае такие решения должны приниматься с учетом множества факторов.
1. Соответствие законодательству
В России с 2007 года действует закон о персональных данных 152-ФЗ. Под его действие попадают почти все информационные системы: от интернет-магазинов до бумажных картотек. В связи с недавними утечками, роль и ответственность всех организаций, которые работают с данными пользователей пересматривается, а наказания скорее всего ужесточатся.
В первую очередь, бизнесу стоит обратить внимание на наличие документов соответствия 152-ФЗ у провайдеров. Еще одним маркером качественного сервиса является наличие этих документов в открытом доступе, а не по запросу. При этом приложения к документу, техпаспорт, модель угроз и ряд других документов в открытом доступе находиться не должны.
2. Актуальность и собственные дата-центры
Если говорить про критерии ИТ-инфраструктуры современного дата-центра, то самый главный — это актуальность. Не только с точки зрения оборудования и подходов в организации серверных, но и с точки зрения решения комплексных клиентских задач.
Провайдерам нужно предлагать большую вариативность в предоставлении инфраструктуры, «собирать» сложные инфраструктурные проекты на основе собственных услуг.
Если провайдер использует арендную площадь под дата-центр — это может накладывать ряд ограничений. Провайдер должен иметь возможность полноценно управлять ресурсами дата-центра и совершенствовать его инфраструктуру в зависимости от задач.
Другой важный аспект: наличие у провайдера нескольких дата-центров для построения отказоустойчивой геораспределенной инфраструктуры. Сами дата-центры должны располагаться в России.
3. Технологический стек и vendor lock
Выбор нового облачного провайдера во многом зависит от того, с какими технологиями команда уже умеет работать. Изучать новое — отлично, но не в условиях экстренной миграции.
Vendor lock или lock-in часто называют барьер для смены поставщика услуг или привязку к конкретному провайдеру. Достаточно часто это понятие демонизируют, хотя по факту оно лишь означает ситуацию, в которой затраты на изменения существенно превосходят возможные преимущества от смены провайдера услуг.
Очевидно, что в lock-in должен быть баланс между тем, насколько предложение вендора уникально и отвечает запросам рынка, и тем, насколько легко мигрировать из такой инфраструктуры без критичных затрат.
4. Понятные сроки миграции
В сложившейся ситуации время часто играет против компаний. Если провайдер затягивает процесс миграции, вряд ли с ним получится выстроить партнерские отношения в дальнейшем.
Часто это может быть маркером того, что команда специалистов на стороне провайдера полностью не укомплектована. Ждать, когда ситуация изменится, можно очень долго.
5. Прозрачное ценообразование
Обычно ценообразование в этой сфере построено по модели оплаты фактического потребления облачных ресурсов: клиент платит только за те мощности, которые использует.
Хорошей практикой для предоставления информации о стоимости услуг является конфигуратор (или онлайн-калькулятор) на сайте провайдера. С его помощью клиент может рассчитать предварительную стоимость решения без контакта с менеджерами и спланировать бюджет.
6. Возможность масштабирования
Провайдер должен иметь запас оборудования и укомплектованную команду, чтобы обеспечить клиенту комфортное развитие продуктов в рамках своей инфраструктуры.
Размещать масштабные проекты в небольших облаках не самое выгодное решение, которое быстро потребует пересмотра. Не стоит удваивать работу команде инженеров.
При выборе провайдера запросите инфраструктуру в тест. Проведите нагрузочное тестирование, чтобы понять, насколько она готова к выполнению ваших задач.
7. Техническая поддержка 24/7
Техническая поддержка может быть организована по-разному. Через чат-бот и живых специалистов на проводе или тикет-систему — не принципиально. Обратить внимание стоит прежде всего на время реакции при обращении. Часто оно зафиксировано в SLA — об этом наш следующий пункт.
Дополнительным плюсом будет развитая база знаний с туториалами по настройке различных продуктов и инструментов.
8. Ответственность по SLA
Провайдер должен работать по SLA. То есть нести экономическую ответственность перед заказчиком за даунтаймы, вызванные различными проблемами на своей стороне. Соглашение выступает в качестве страховки уровня услуг, которые провайдер гарантирует предоставить в рамках основного контракта.
9. От стартапа к энтерпрайзу: провайдер заинтересован расти вместе
Лучшей практикой взаимодействия клиента и облачного провайдера являются партнерские отношения.
Провайдер должен быть заинтересован в развитии клиентского сервиса так же, как и сам заказчик. Ориентация на совместный рост и долгосрочные отношения считается более гармоничным подходом ведения бизнеса.
Обращайте внимание на провайдеров, для которых облачный бизнес является основным. Рассматривайте поставщиков, которые предоставляют большой спектр продуктовых решений и услуг «на вырост». Сначала компания может рассматривать просто IaaS, но со временем ей могут потребоваться PaaS-сервисы для решения более серьезных задач.
10. Возможность личного посещения дата-центра
Крупные провайдеры периодически проводят экскурсии по дата-центрам. В рамках экскурсии обычно показывают, как устроены системы пожаротушения и охлаждения оборудования. Это дает наглядное представление о том, какие решения и практики применяются для контроля и защиты оборудования.
Будьте готовы к тому, что часть помещений (например, серверные) все равно окажутся приватными, но это нормально. Такой подход полностью соответствует нормам безопасности.
Заключение
В качестве бонусного пункта стоит отметить реализованные кейсы провайдера. Обращайте внимание на его репутацию и информацию, которая транслируется в блоги и СМИ.
Выбор провайдера зависит от совокупности всех факторов, но отталкиваться следует от задач и потребностей конкретного проекта. Важно думать не только о том, какие сервисы и мощности требуется прямо сейчас, но и составить план на будущее. Грамотный провайдер всегда поможет сориентироваться в этом вопросе.
Опубликовано 29.06.2022