Техническая поддержка и ремонт компьютерного оборудования в новых условиях

Логотип компании
Техническая поддержка и ремонт компьютерного оборудования в новых условиях
Как бизнес решает проблему поддержки инфраструктуры в условиях потери сервиса со стороны производителей?

Ситуация, развернувшаяся на российском ИТ-рынке с февраля 2022 года, бросила отечественному ИТ-сообществу множество вызовов. Чтобы разобраться в них и расставить приоритеты по задачам, требующим решения, департамент маркетинга IBS Platformix с самого начала кризиса организовал активное взаимодействие с заказчиками компании по исследованию мнений и обмену опытом. Клиентская база IBS Platformix охватывает все значимые сегменты российского бизнеса, и благодаря этому взаимодействию у нас есть довольно точная картина происходящего с точки зрения конечных потребителей корпоративных ИТ-решений.

Так, исследование мнений ИТ-руководителей по вопросам развития корпоративных ИТ-инфраструктур, проведенное весной 2022 года, показало, что одной из самых значимых проблем заказчиков в начале кризиса стало прекращение зарубежными производителями обслуживания существующего парка оборудования. Один за другим западные вендоры покидали российский рынок, прекращая всю работу как по гарантии, так и по расширенным сервисам. В результате российские компании столкнулись с задачей, решить которую были не в состоянии ни своими силами, ни с привлечением помощи со стороны. Дело в том, что вместе с поставками оборудования зарубежные вендоры прекратили поставки по сервисным каналам: в страну перестали поступать запчасти и все авторизованные ранее сервисы не могли оказывать услуги по обслуживанию техники даже на коммерческой основе. Масштаб проблемы можно понять, обратившись к данным IDC за 2021 год: на долю сервисов по направлению deploy&support (установка и поддержка оборудования) в России более ¾ приходилось на западных производителей.

Уровень проблемы, с которой в 2022 году столкнулись конечные пользователи корпоративных ИТ-решений, наглядно демонстрирует распределение ответов на один из вопросов нашего весеннего исследования: «Как вы решаете проблему поддержки инфраструктуры в условиях потери сервиса со стороны производителей?» Каждый шестой ИТ-руководитель (16%) ответил, что сейчас задача не имеет адекватного решения; каждый третий (31%) – что старается решить задачу за счет привлечения локальных сервисных партнеров; каждый второй (45%) – что пытается обходиться собственными силами. Непривычная ситуация для заказчиков, которые еще совсем недавно более чем в 75% случаев полагались в этом вопросе на производителей.

В острой фазе кризиса главный удар в работе с запросами на поддержку ИТ-инфраструктуры и сервисными случаями приняли на себя интеграторы. В первую очередь, конечно, это связано с тем, что мы несем как юридическую, так и моральную ответственность за проданное оборудование. Но не менее важно, что мы располагаем достаточной экспертизой и штатом специалистов для оказания квалифицированной поддержки. Задачу с необходимыми комплектующими интеграторы стали решать, формируя ЗИП-склады. Помимо закупок комплектующих в дополнение к торговым партиям оборудования, в дело пошли бэушные устройства, отказное и демооборудование.

С середины лета 2022 года поставки ЗИП вошли в русло привычных дистрибьюторских каналов и проблема стала менее острой, хотя, конечно, не потеряла актуальности. Большинство «пожаров» в инфраструктурах заказчиков были потушены, пришло время формировать более зрелые сервисные предложения. На текущем этапе задача сервисных партнеров все больше сводится к управлению ожиданиями заказчиков от уровня сервиса. Заказчики, в свою очередь, оказывают непрерывное давление на рынок, толкая его к предоставлению услуг, как можно ближе повторяющих привычные сервисы западных производителей. Сейчас заказчикам нет смысла ремонтировать оборудование своими силами, чтобы не рисковать потерей права на сервис от поставщика. К тому же нет задач, которые бы совсем не имели решения, и вопрос чаще всего касается только временных рамок.

Чтобы спрогнозировать динамику развития рынка сервисов по поддержке корпоративных ИТ-инфраструктур, стоит вернуться к результатам нашего исследования. На вопрос о способах решения задачи обеспечения поддержки в условиях массового ухода западных производителей с российского ИТ-рынка 8% ответили, что защищены от рисков, так как эксплуатируемая инфраструктура является санкционно независимой. Очевидно, это подразумевает, что львиную долю услуг в этом случае они получают от российских производителей оборудования. Этот сервис в зависимости от зрелости производителей может быть как предоставлением ЗИП (чаще всего от ОЕМ-производителей), так и полнофункциональной 3-уровневой поддержкой с привлечением собственных мощностей и штата разработчиков.

К сожалению, несмотря на заявления российских производителей о кратном росте оборотов, в полной мере заместить оборудование ушедших компаний они не могут. Однако за прошедший год был преодолен серьезный барьер. Если прошлой весной о наличии доверия к российскому оборудованию и программному обеспечению (кроме ПО для информационной безопасности, где уровень доверия гораздо выше) заявляли менее 10% ИТ-руководителей, то сегодня в той или иной степени почти половина заказчиков применяет в своих инфраструктурах российские решения.

Несмотря на очевидно позитивные сдвиги, задача поддержки парка оборудования ушедших производителей еще довольно длительное время сохранит актуальность. Конечно, она будет и дальше терять приоритетность, однако не сможет быть полностью искоренена в среднесрочной перспективе. Во-первых, инсталлированный парк оборудования западных производителей продолжит использоваться еще довольно длительное время и, соответственно, требовать поддержки. Во-вторых, необходимо решать вопросы с поддержкой оборудования, поступающего по каналам параллельного импорта.

Тем не менее хочется верить, что с повышением уровня и ростом удельной доли продуктов и компонентной базы отечественного производства наши заказчики будут получать все более и более зрелые услуги, что сделает их корпоративные ИТ-инфраструктуры независимыми от внешних факторов и, следовательно, более устойчивыми.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Опубликовано 27.03.2023

Похожие статьи