«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией

Логотип компании
«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией

Фото: предоставлено пресс-службой

В Москве на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ прошло заседание Экспертного клуба «ИТ-Диалог». Основные темы - лучшие практики управления digital-проектами и повышение эффективности управления проектами цифровизации. На питч-сессии были представлены стартапы, претендующие на поддержку, объявленную в рамках программы «ИТ-Диалог».

Принять участие в мероприятии приглашались представители ИТ-компаний, ИТ-директора ведущих предприятий Москвы и Санкт-Петербурга и представители органов власти, ответственных за вопросы информационных технологий.

Модерировали мероприятие Иван Козлов, ИТ-директор группы «Латео» и директор по развитию клуба «ИТ-Диалог», и Антон Паулич, ЗАО «Центр открытых систем и высоких технологий» (ЦОС и ВТ), исполнительный директор клуба «ИТ-Диалог».

Информационный спонсор мероприятия - портал IT-World/журнал IT Manager.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 1
Фото предоставлено пресс-службой
Юрий Шойдин, замруководителя центра компетенций по проектному и программному управлению «Газпром-ЦПС», член правления СоДИТ, в своем выступлении говорил о компетенциях и навыках, которыми должны обладать лидеры проектов цифровизации. Каким видится руководитель, которому суждено реализовывать цифровые проекты в недалеком будущем - через 3-5 лет - учитывая основной тренд на гибридные команды и удаленную работу? В числе гибких навыков (soft skills), отметил спикер, на первое место сегодня выходит эмоциональный интеллект руководителя, чего ранее в трендах проектного управления еще не встречалось, умение управлять изменениями не только внутри самого проекта цифровизации, но и видеть, как этот проект меняет компанию. Помимо этого, руководитель завтрашнего дня должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами, и видеть его лидером, а не просто администратором, должны и все заинтересованные в проекте стороны, и собственная команда.

Анализ рынка, итоги которого привел спикер, показал, что сегодня практически все крупные компании, подбирая в штат руководителя проекта, ищут не только человека, умеющего решать проблемы в рамках своей предметной области, но и не видят его без навыков управления в рамках методологий Scrum, Agile, без творческого мышления, стрессоустойчивости и самомотивации.

Матрица компетенции руководителей проектов, которую в течение 1-2-х лет намеревается построить и использовать компания спикера, будет состоять из нескольких разделов: базовые навыки (hard skills), знание нормативных документов, технические компетенции, личностные навыки, управленческие коммуникации и кризис-менеджмент.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 2
Фото предоставлено пресс-службой
Людмила Гонтарь, руководитель проектного офиса дирекции «Аэродинамика», руководитель комитета по искусственному интеллекту ГЛОНАСС, руководитель Центра предиктивной аналитики РИЭПП, выступила с презентацией на тему «Особенности методик проектного управления в федеральных проектах по промышленному производству».

Обсуждая тему цифровизации, многие подразумевают под этим автоматизацию. На самом деле, это еще и инфраструктурное решение, и об этом аспекте нельзя забывать. Современный руководитель проекта должен обладать не только базовыми знаниями в ИТ, ему необходимы специальные компетенции - базовые знания и компетенции в той области, в которой работает предприятие, знания конкретных бизнес-процессов. В противном случае оцифровка предприятия сведется к построению системы, далекой от производства, от того, что происходит внутри отрасли и самого предприятия.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 3
Фото предоставлено пресс-службой
Михаил Азовцев, советник генерального директора, член Правления фонда РФРИТ, построил свой доклад по аналогии с «Вредными советами» Г. Остера. Его презентация, слегка разрядившая деловую обстановку – обо всем, как успешно провалить проект, претендующий на грантовое финансирование.

Если ваша главная цель - получить грант, то можете считать проект реализованным, как только средства гранта «упадут» на счет компании, и больше ничего не делать. И даже разбираться в документах и деталях договора перед подписанием – совершенно лишнее.

Управлять рисками и планировать все на несколько шагов вперед – зачем? Согласовывать ТЗ с разработчиком ПО? Не нужно забивать себе голову лишними деталями. А чем же тогда будет занят подрядчик?

Но не забывайте, что ТЗ создано именно для того, чтобы вносить в него изменения как можно чаще.

С дочерними организациями ничего не согласовывайте. Достаточно ли ресурсов для проекта – никогда не узнавайте этого. И не забивайте себе голову такими мелочами, как дополнительные поставщики и взаимозаменяемые товары.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 4
Фото предоставлено пресс-службой
Павел Алферов, профессор бизнес-практики в Школе управления «Сколково», преподаватель РАНХиГС, член правления «СОВНЕТ», разработчик дистанционных курсов «Центра оценки и развития проектного управления» (АНО «ЦОРПУ»), представил собравшимся итоги масштабного исследования по современным практикам управления проектами 2022-2024. В исследовании принимали участие 320 респондентов, описавших 341 проект из самых разных индустрий. 75% опрошенных имели опыт управления проектами свыше 5 лет, больше половины из них сертифицированы.

Почти 2/3 проектов - разработка новых ИТ-систем, проекты внедрения ИТ-систем, проекты организационных социальных изменений, образовательные проекты и строительные проекты. 71% из всех проектов в той или иной степени включают в себя Agile-практики. По словам спикера, исследование было инициировано с одной ведущей целью – выявить факторы, определяющие успешность проекта.

В 81% случаев проект был успешным, если решения по проекту принимались без задержек. В проектах, где были высокие задержки в принятии решений, успешными смогли стать только 18%.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Фактор, влияющий на успешность проекта – полномочия руководителя проекта. Там, где у руководителя проекта была лишь минимальная возможность принимать решение лично, успешными стали 15% проектов. Там, где руководитель проекта был наделен правами лично принимать решения, успех был обеспечен в 69% проектов.

Доступность ресурсов, экспертность куратора проекта и лиц, принимающих решения, вовлеченность в проект первого лица компании, коммуникации со стейкхолдерами и их задействованность в проекте, мотивация и уровень опыта команды – все эти факторы напрямую коррелируют с успешностью проектов. Кроме того, каждому проекту важно иметь какую-то методологию разработки (причем неважно, какую именно) и следовать ей, а также выстроить систему управления проектом (Framework) – без этого проекты столкнутся с неудачей.

Завершала мероприятие питч-сессия по отбору цифровых решений в рамках программы поддержки «ИТ-Диалог». На поддержку клуба претендовали VR Concept - многопользовательская программная платформа для работы с 3D-моделями в VR, автоматизированная система построения карьерных траекторий на основе больших данных Edwica, AgroGO - платформа, объединяющая на единой площадке заказчиков и исполнителей сельскохозяйственных работ, и стартап «Наймикс. Первая занятость».

Похожие статьи