Каталог данных упрощает работу аналитиков и упорядочивает взаимодействие с поставщиками данных
«Данные – основа работы наших аналитиков. В Аналитическом центре накопилось огромное количество данных и продуктов, созданных на их основе: от коротких аналитических записок до сложных информационно-аналитических панелей. Количество задач, которые правительство ставит перед нашими аналитиками, и требования к оперативности их выполнения постоянно растут. А значит, растет потребность в данных и частота взаимодействия с их поставщиками – госведомствами и другими организациями. Старые методы уже не могли обеспечить растущие объем и темпы работы, в результате мы пересмотрели сложившиеся практики и заново выработали культуру работы с данными в АЦ», – рассказывает заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгений Гладышев.
До недавнего времени сбором и обработкой данных каждое подразделение АЦ занималось самостоятельно – системного подхода не существовало. Внутри не было обмена информацией и знаниями о решенных задачах. Каждый раз, когда аналитикам поступало очередное задание, начинался один и тот же процесс поиска данных, рассылки запросов в различные ведомства и организации, верификации полученных данных, изучения накопленного массива аналитических продуктов. Всё это занимало довольно много времени и превращало поиск в сложную, не менее аналитическую задачу. К тому же часть информации и знаний о данных безвозвратно терялась, если, например, сотрудник покидал Аналитический центр и его учетная запись удалялась. Во внешнем контуре множество однотипных или даже одинаковых запросов закономерно вызывали негативную реакцию со стороны поставщиков данных.
«Иными словами, подход к управлению данными нужно было срочно менять, иначе мы не смогли бы эффективно и оперативно решать задачи, которые ставит перед нами правительство. В ходе обсуждений возникла идея создать Каталог данных Аналитического центра. По сути, нам нужно было автоматизировать процесс работы с данными, создать единое хранилище, реализовать пользовательские программные инструменты, позволяющие быстро и просто найти данные и уже созданные на их основе продукты, и решить, нужны ли дополнительные запросы к поставщикам или мы сможем обойтись имеющимися ресурсами», – пояснил Евгений Гладышев.
Каталогизация данных – тема не новая, и можно было бы позаимствовать лучшие практики. Но западные продукты оказались неприемлемы из-за их дороговизны и ввиду геополитической ситуации, а отечественные поставщики, увы, не смогли предложить решения, которые полностью учитывали бы специфику работы Аналитического центра. «Тогда мы стали решать задачу самостоятельно. Наши специалисты изучили лучшие практики, учли собственные потребности и специфику и разработали уникальное решение», – продолжает Евгений Гладышев.
Одно из основных структурных подразделений АЦ, где ежедневно идет работа с данными, – Центр системного анализа, которым руководит заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Анастасия Пермякова. «Новый подход к организации работы с данными существенно упростил работу аналитиков, – рассказывает она. – Коллеги проделали огромную работу: составили перечень наиболее часто используемых социально-экономических индикаторов и добавили их в Каталог. Теперь аналитики могут оперативно найти нужный показатель и получить данные по нему. Технически значительно упростилась и работа над регулярными отчетами: благодаря Каталогу появилась возможность получить все данные сразу в одном файле. Более того, при переходе аналитиков из одного проекта в другой нужные данные всегда остаются на дистанции “одного клика”. Это очень важно для таких крупных организаций, как наш Аналитический центр, которые участвуют в проведении экспертизы в разных сферах экономики».
Сегодня Каталог данных Аналитического центра объединяет в себе целый набор функций. Это и система управления запросами на получение данных и предоставление доступа, и каталогизация данных, описание, источники и механизмы получения доступа к ним, а также универсальная система поиска, хранилище данных, включая процессы подготовки и загрузки и анализа качества данных, система обратной связи и уведомлений о добавлении новых и изменениях существующих наборов. «Оперативный доступ к большому количеству данных заметно ускоряет и упрощает разработку экономико-математических моделей, ведь качество таких моделей и прогнозов напрямую зависит от объема и разнообразия используемых данных, а наиболее трудоемким этапом обычно является именно сбор статистической информации, разбросанной по разным источникам», – отмечает Анастасия Пермякова.
Сегодня Каталог перестал быть решением для технических специалистов. Всё начинается с простой поисковой строки, а дальше результаты поиска открывают возможности работы с данными для всех категорий сотрудников, независимо от их специализации.
«АЦ решает задачи из разных областей. Сегодня это промышленное производство и добыча сырья, завтра – демография и вопросы здравоохранения. А значит, под рукой, в системном доступе, всегда должно быть большое количество источников данных, структур и форматов взаимодействия, а также результатов интеллектуального труда предыдущих периодов, – подчеркивает Евгений Гладышев. – В ближайших планах – сделать использование Каталога данных частью повседневной работы всех сотрудников АЦ. Ну и, конечно, дорабатывать наш Каталог, сокращая производственные издержки и повышая удобство его применения для всех категорий пользователей».
Опубликовано 25.05.2023