Революция или хайп?

Логотип компании
Революция или хайп?
CIO в сегодняшней его ипостаси завтра перестанет существовать"

Каждая промышленная революция – это не только прорыв, но и системное изменение жизни людей. Говорят, мы уже несколько лет переживаем четвертую промышленную революцию. Первые три помним из истории. Катализаторами в свое время были изобретение парового двигателя, затем электричества и, наконец, компьютера. А что по-настоящему великого изобрели, чтобы все вокруг заговорили об «Индустрии 4.0»? Что происходило с начала второго тысячелетия, чтобы мы к этому пришли? И что происходит сейчас?


Революция или хайп?. Рис. 1

Олег Суворов, Олег Суворов, вице-президент SPB CIO CLUB

Влияние ИТ стало всеобъемлющим: не существует более компаний, которые находятся вне информационных технологий. Более того, крупные игроки других индустрий переживают перестройку, сами становясь ИТ-компаниями. Большие данные – это «новая нефть», а человеческий труд и интеллект заменяют роботизированным, искусственным. Но что кардинально нового произошло? Не кажется ли вам, что изменилось только количество информации и объемы производства, но не его качество?

Так что же, четвертая промышленная революция – это «пузырь», который вот-вот лопнет или Революция с большой буквы, которая перекраивает человеческую жизнь, бизнес, экономику уже сейчас? Только спустя годы мы сможем сказать, какое влияние это на нас оказало. Но и сейчас спросим: куда идем? 

Предлагаем нашим экспертам ответить на три вопроса:

1. Как ИТ изменили ваш бизнес за последние несколько лет?

2. Какие стратегии и подходы наиболее эффективны в период трансформации?

3. Не постигнет ли CIO та же участь, что и директоров по электрификации в прошлом столетии?

  Революция или хайп?. Рис. 2

Антон Думин, ИТ-директор ОСК

1. Еще вчера мы занимались информатизацией, стараясь вовлечь в информационные системы все виды документов и данных, создавая большие хранилища и настраивая процессы обработки информации. Сегодня перед нами стоит задача отказаться от «старых» форматов, от документов, бумаги и полностью перейти в «цифру». Цифровизация, или цифровая трансформация, призвана завершить эпоху «мокрых» подписей на документах. Наступает эра транзакций и электронных реестров, эра роботов-обработчиков и искусственного интеллекта, эра цифровых двойников и виртуальной симуляции.

2. Для трансформации необходим плавный запуск. Очевидно, что ни у кого нет возможности «выключить» принтеры, открыть «цифровую» дверь и уйти в «цифру». Важно на каждом этапе обеспечивать преемственность используемых технологий и менять процессы постепенно. Но я уверен в том, что нас ждет интересное время, время изменений, которые затронут каждого.

3. CIO в сегодняшней его ипостаси завтра перестанет существовать. Уже создаются требования для нового типа руководителя – руководителя цифровой трансформации. Что это значит? На смену руководителю по информационным технологиям приходит РЦТ, менеджер, призванный изменить компанию, трансформировать ее. Это менеджер, способный проводить сложные изменения в компании. И если раньше для CIO такое умение было значительным бонусом, то теперь станет обязательным требованием.

  Революция или хайп?. Рис. 3

Инна Сенчугова, ИТ-директор «РЭП Холдинг»

 1. За счет автоматизации многих дублирующих функций и сокращения рутинной работы повысилась эффективность бизнеса компании, появились автоматизированные точки контроля исполнения и обнаружения «ошибок», вызванных человеческим фактором. Что, конечно же, повлекло за собой временное сокращение и повышение качества данных для принятия управленческих решений и возможность более оперативно реагировать на запросы рынка. Бизнес стал мобильным. Технологии дали возможность оперативно получать информацию о текущем состоянии дел в любом месте и в любое время.

2. Те подходы, которые позволяют получить быстрый результат при минимально затрачиваемом времени. И конечно же, они должны быть гибкими, чтобы при изменении вектора направления могли быстро перестроится и подхватить эти изменения. А если говорить с точки зрения стратегии трансформации, то она должна строится с учетом готовности бизнеса и необходимости в цифровизации процессов компании. Сначала ответить на вопрос: «Что хотим получить?» – и уже потом: «Как и с помощью чего это сделать?»

3. Нет. Современный CIO находится в тренде, и как мне кажется благодаря увеличению доступных информационных и профессиональных ресурсов оперативно следит за изменениями рынка технологий. Влияние оказывает и рынок труда, вносящий постоянные изменения в виде требований к профилю CIO. Таким образом, сегодняшний CIO – это профессионал, умеющий управлять проектами и изменениями и вести диалог на языке бизнеса.

  Революция или хайп?. Рис. 4

Денис Коротких, ИТ-директор ООО «Балтийский завод-Судостроение»

1. Мы уже сократили число информационных систем, покрывающих локальные потребности одной или нескольких служб. Следующий шаг – автоматизация процессов внутреннего и внешнего делового и технического документооборота. Причем вовлекли мы в этот процесс не только сотрудников Балтийского завода, но и наших заказчиков, проектантов и субподрядные организации, создав унифицированный прозрачный банк данных. Но мы движемся дальше – теперь мы работаем над созданием единой точки доступа к информационному пространству предприятия.

2. Во главе всегда стоит непрерывность бизнеса. Уже опробован метод внедрения новых подходов к изменению бизнес-процессов организации и их автоматизации. Суть заключается в ступенчатом внедрении технологий: первый шаг – апробация нововведений на ограниченном объеме процессов и/или данных в ограниченный период времени с использованием принципа PDCA для сглаживания всех шероховатостей. Второй – распространение автоматизации на все предприятие.

3. Я не думаю, что это случится с «настоящими» CIO. Ведь именно CIO должен кристально ясно понимать структуру информационных потоков предприятия, и, как правило, только он может и умеет коррелировать их между собой. И уже сейчас «настоящий» CIO предлагает специалистам отделов и служб не автоматизацию локальных участков и задач, а встраивание новых бизнес-процессов в единое информационное пространство предприятия, расширяя и наполняя таким образом объем взаимосвязанной, а значит – полезной информации.

  Революция или хайп?. Рис. 5

Денис Голуб, генеральный директор компании «КТ-Сегмент» (холдинг «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»)

1. В нашем промышленном холдинге именно развитие бизнеса приводит к трансформации ИТ-инфраструктуры, а не наоборот. Бизнес развивается, появляются новые вызовы – вот с этими вызовами и приходится бороться, в том числе при помощи инструментов ИТ. При переходе от функциональной модели управления к холдинговой потребовалась полномасштабная замена самостоятельно разработанного программного продукта на моноплатформенный программно-аппаратный комплекс. В итоге была внедрена информационная система, отвечающая требованиям бизнеса, его потребностям в планировании, контроле и анализе процессов, происходящих во всех подразделениях холдинга.

2. Развивающийся бизнес находится в постоянном процессе трансформации, однако скорость и глубина изменений может быть различной. Собственно, от этого и будет зависеть выбор стратегии, подходов, изменения существующих или приобретение новых программных и аппаратных средств. Универсального решения нет. Однако существует ряд требований к выбору, и от того, насколько качественно CIO их учтет и выполнит при подготовке программы развития, будет зависеть эффективность конечного результата.

3. Роль информационных технологий растет год от года, думаю, что потребность в действительно профессиональных специалистах также будет расти. Поэтому я говорил бы не о CIO вообще, а о конкретных представителях профессии. Те, кто сможет внутренне перестроиться, поняв новые требования к ИТ-руководителю, останутся, остальные не смогут поддерживать темп и окажутся на обочине.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?


Революция или хайп?. Рис. 6

Максим Белоусов, управляющий партнер банка «Уралсиб»

1. Сегодня мы говорим о том, что клиент и его поведение становятся тем фактором, который определяет всю бизнес-модель. Вокруг действий клиента и его предпочтений выстраиваются ключевые бизнес-процессы. Если сегодня клиент  предпочитает взаимодействовать с миром через свой смартфон, то мы должны перестроить свой бизнес так, чтобы «встроиться» в это взаимодействие. Поэтому значительная часть ресурсов должна быть направлена на анализ поведения клиента – и это невозможно сделать в глобальных масштабах без новых технологий.

2. В первую очередь нужно стремиться к гибкости принятия решений и быстро реагировать на изменения рынка, вместе с правильной и своевременной оценкой рисков, которые эти изменения неизбежно вызовут. Вместе с этим нужно иметь холодную голову и не быть ведомым какими-то массовыми внедрениями новых технологий: можно пробовать что-то новое на небольших проектах, но история «у всех есть и нас должно быть» ни к чему хорошему не приведет.

И конечно, важна работа с корпоративной культурой: так или иначе процессами изменений руководят люди. Для человека новое – это всегда выход из зоны комфорта. Если показать сотрудникам важность и необходимость трансформации, реальность тех возможностей, которые она обещает, то можно минимизировать риски внутреннего сопротивления новым условиям. Культуру, в том числе и цифровую, нельзя сотворить в одночасье, ее определяют люди, и если люди не готовы к трансформации, то ее не случится.

3. Пока «традиционные» технологии и средства продолжают работать и приносить свои плоды, этот момент будет отодвигаться. Появление CDO (Chief Digital Officer) было лишь вопросом времени, но и опережать события пока не имеет смысла. Роль CIO будет отличаться от того, что мы имеет сегодня, но потребность в ИТ-директорах не отпадет никогда. Напротив, роль ИТ с каждым годом будет только возрастать. Стратегически ИТ слишком важны, однако работа ИТ-структуры и ее руководителей резко изменится.

Уже сейчас приходит новое поколение руководителей, которое отличается от прежнего с точки зрения ментальности. В последнее время намечается тенденция к сокращению ИТ-бюджетов, поэтому CIO должен научиться продавать бизнесу ИТ-проекты. Если ранее главный вопрос руководителя компании звучал как «сколько мы потратим на ИТ», то теперь генеральные директора спрашивают: «Сколько мы заработаем?»

 

Опубликовано 04.06.2018

Похожие статьи