«Мы ценим наших клиентов и их бизнес»

Логотип компании
«Мы ценим наших клиентов и их бизнес»
"Мы бережно относимся к уникальным процессам наших клиентов и не пытаемся их подгонять под ограничения готовых продуктов".

Сергей, в проектах вашей компании традиционно высока доля заказной разработки ПО – вы принципиально не используете решения «из коробки»?

Ну почему – защиту информации, мониторинг, управление инфраструктурой, кадры, бухгалтерию, документооборот и другие общие управленческие процессы мы, разумеется, автоматизируем при помощи готовых решений. Однако есть бизнес-процессы, для которых просто не существует «коробочных» продуктов. Наши заказчики – преимущественно госструктуры и предприятия крупного бизнеса: для первых не может быть тиражируемых решений в принципе, а вторые добиваются конкурентного преимущества, как правило, вследствие неповторимости своих бизнес-процессов. Мы ценим наших клиентов и их бизнес, поэтому очень бережно относимся к их уникальным процессам и не пытаемся их подгонять под ограничения готовых продуктов. Отсюда и большой процент заказной разработки в наших проектах.

Но ведь это, наверное, очень долгое дело?

Долгое – понятие относительное. Знаю компанию, в которой готовую ERP-систему от одного из лидеров рынка внедряли более 10 лет. У нас же полный перевод бизнеса на информационную систему нового поколения, АИС 2.0, как мы ее называем, занимает два-три года.

Согласитесь, тоже не слишком быстро. Готов ли заказчик ждать столько времени?

Нет, конечно, не готов. Более того, все известные мне попытки сразу заменить старую систему подобного масштаба на новую успешно проваливались именно из-за неприемлемых затрат на параллельное внесение изменений в функциональные требования. «Слона нельзя съесть целиком» – поэтому мы режем его на компоненты, которые можно реализовать командой в 7-10 бойцов в срок 6-9 месяцев. Готовые компоненты заменяют в промышленной эксплуатации часть старой функциональности на новую. План версионности и этапности выпуска компонентов определяется на основе приоритетов, которые диктует бизнес наших клиентов. Возможность такого подхода – одно из главных требований к проектированию архитектуры системы. Это, конечно, несколько увеличивает трудоемкость ее разработки, поскольку требует интеграции старой системы и новых компонентов для обеспечения их мирного сосуществования. Но иначе Ахиллес никогда не догонит черепаху.

А почему у ваших клиентов в принципе возникает потребность в переходе на АИС нового поколения?

Большинство решений подобного класса начали создаваться с середины 90-х годов прошлого века на основе доступных в то время технологий, аппаратно-программного обеспечения и телекоммуникационных средств. Автоматизация начиналась без концептуального проектирования с отдельных наиболее важных процессов и носила островной характер. С тех пор у предприятий накопились сотни слабо интегрированных программно-технических комплексов, имеющих в основном монолитную и клиент-серверную архитектуру, основанную на проприетарных программных продуктах. Среди типичных проблем систем такого класса – необходимость одновременной работы в нескольких приложениях, ручной перенос данных из одной системы в другую, разрозненность данных, длительные задержки при их актуализации. Чрезмерно сложен и информационный обмен: подсистемы обмениваются сообщениями по принципу «каждый с каждым». А разнообразие используемых программно-технических средств, большое число подрядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая доработка требует продолжительных сроков и высоких затрат. При этом приложения физически распределены по разным серверам, среднегодовая загрузка которых, как правило, не превышает 5%. Однако произошедшие за последние 15-20 лет фундаментальные сдвиги позволяют АИС получить качественно новые преимущества, ранее просто недоступные. В частности, значительно повысить уровень автоматизации бизнес-процессов и государственных функций, процессов взаимодействия с контрагентами и партнерами; упростить административные и технологические процедуры; создать единое информационное пространство, обеспечивающее выполнение операций и доступ к информационным ресурсам в режиме реального времени. А главное – построить централизованную, гибкую и масштабируемую технологическую инфраструктуру, способную обеспечить на ближайшие 15-20 лет быструю интеграцию существующих и создание новых информационных систем, а также снизить стоимость владения ими за счет перехода на программные продукты с открытым исходным кодом, повышения энергоэффективности, сокращения обслуживающего персонала.

Какие новые технологии вы бы отметили в первую очередь?

Я бы выделил прорывы в ИТ, которые, на мой взгляд, будут определять тренды для корпоративных систем на ближайшие пять-десять лет. Во-первых, сокращение стоимости интернет-трафика более чем на три порядка, развитие средств мобильного доступа – Wi-Fi, 4G, спутникового Интернета. Во-вторых, унификация инфраструктурных сервисов и предоставление ИТ-инфраструктуры приложениям как сервиса, переход к использованию облачных вычислений. В третьих, «Интернет вещей», М2М-взаимодействие: ГЛОНАСС/GPS, RFID, видеонаблюдение, датчики СКУД, противопожарные, освещенности, давления, температуры и многие другие технические устройства. В-четвертых, несомненный прогресс в области искусственного интеллекта и больших данных. Например, если 15 лет назад никто в мире не мог решить задачу распознавания лиц в потоке, то сегодня мы успешно внедряем подобные решения, вероятность ошибки первого и второго рода в которых не превышает единиц процентов. Наконец, в-пятых, значительный прогресс в качестве и количестве ПО с открытым исходным кодом, которое сегодня не только не уступает проприетарным аналогам, но порой превосходит их или вообще не имеет аналогов.

Есть мнение, что ИТ-проекты подобного масштаба несут колоссальные риски и для заказчиков, и для подрядчиков – например, Стив Макконнелл утверждает, что 65% из них завершились полным провалом. Вас это не пугает?

Да, риски действительно серьезные. Но сегодняшний риск – это вчерашняя проблема. Наша команда, как любят писать в HR-буклетах, дружная, но не совсем молодая – от студентов до ветеранов-экспертов с опытом профессиональной разработки ПО 15-20 лет. Поэтому мы хорошо знаем, где прячутся те самые грабли и научились их обходить. Ну и, конечно, багаж прошлых побед придает уверенности.

Читайте также
За пять лет своей работы новый стартап «Октава ДМ» на базе легендарного завода в Туле стал лидером по выпуску высокотехнологичной электроакустической аппаратуры благодаря современным достижениям и инновациям. Пятьдесят наименований продукции под брендом «Октава» поставляется как на внутренний рынок, так и в страны СНГ и БРИКС. А сегодня это еще и ведущий производитель по импортозамещению микрофонной техники общепромышленного назначения в России.

Опубликовано 25.03.2016

Похожие статьи