Юлия Смирнова: «Умный город» начинается с простых решений

Логотип компании
Прошлый год стал для Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга временем активного внедрения цифровых решений. Город расширил электронные услуги, продвинулся в клиентоцентричности и подтвердил свои позиции на федеральном уровне. О том, как цифровые технологии делают жизнь в Санкт-Петербурге удобнее и безопаснее, рассказала председатель Комитета Юлия Смирнова.

Юлия Леонидовна, прошлый год был весьма насыщенным в плане внедрения цифровых решений. Какие самые значимые достижения Комитета по информатизации и связи вы могли бы отметить в этом году и какие проекты удалось реализовать, несмотря на вызовы?

Ведется активная работа по цифровизации Санкт-Петербурга — расширяется список электронных услуг, внедряются принципы клиентоцентричности, реализуется программа импортозамещения, развивается городская система видеонаблюдения, совершенствуются способы взаимодействия с жителями. Комитет не только достигает высоких отраслевых показателей, но и внедряет действительно востребованные петербуржцами сервисы.

Неочевидным, но весьма значимым для Комитета направлением работы стало в этом году международное сотрудничество. При поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга налажено взаимодействие с дружественными странами — Беларусью, Вьетнамом, Киргизией, Филиппинами. Санкт-Петербургу есть что предложить коллегам, есть и чему поучиться. Городские сервисы находят позитивный отклик у зарубежных представителей органов власти и бизнеса. Среди особо востребованных проектов — АПК «Безопасный город», мониторинг наркоситуации, «Эффективный регион», электронные платформы взаимодействия с жителями.

С 2023 года в нашем городе, как и в других регионах России, реализуется федеральный проект «Государство для людей», который нацелен на создание новой культуры взаимодействия с гражданами. Есть ли уже первые результаты?

Да, Санкт-Петербург активно включился в работу по реализации проекта «Государство для людей», и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» как методолог проекта высоко оценивает работу Петербурга — в 2023 году город вошел в ТОП-10 субъектов Российской Федерации с высоким уровнем внедрения принципов клиентоцентричности, а в октябре текущего года получил приз за особый вклад в развитие проекта «Государство для людей».

В 2023 году Санкт-Петербург стал участником ряда пилотных проектов. Также ведется постоянная работа и по расширению спектра направлений для внедрения новых подходов, формированию принципиально иной культуры взаимодействия государства и человека.

Как реализация проекта «Государство для людей» повлияла на работу госорганов на местах? Были ли пересмотрены роли и функции сотрудников в процессе внедрения проекта?

План мероприятий по внедрению в Северной столице стандартов клиентоцентричности губернатор Александр Беглов утвердил в сентябре прошлого года. В план вошли 62 дорожные карты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с детально прописанными мероприятиями. На базе этого плана вице-губернатор Станислав Казарин, курирующий реализацию федерального проекта «Государство для людей», утвердил модель распределения полномочий между ИОГВ и их подведомственными организациями. Например, Комитет по информатизации и связи отвечает за методическое сопровождение внедрения Стандартов клиентоцентричности при предоставлении государственных услуг и осуществлении функций в ИОГВ.

Культуру взаимодействия государства и человека можно рассмотреть на примере МФЦ. А недавно Санкт-Петербург стал победителем конкурса «Лучший МФЦ России — 2023». Какие именно нововведения позволили достичь такого успеха и что означает эта победа для города?

Петербург стал победителем конкурса «Лучший МФЦ России — 2023» сразу в двух номинациях: «Лучшая крупная региональная сеть МФЦ» и «Лучший проект». Такой успех на престижном федеральном конкурсе — заслуженная оценка усилий по комплексному развитию петербургских многофункциональных центров.

МФЦ превратились в общественно-деловые пространства: помимо оформления государственных услуг, петербуржцы там могут, например, сфотографироваться, сделать копии документов, получить посылку, посетить выставки прямо в МФЦ.

Привычные для современного горожанина «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор» помогают спланировать визит в МФЦ и записаться на прием для получения госуслуг. После оформления документов уведомления о статусе обращения в МФЦ приходят в сообщениях социальной сети «ВКонтакте». Этот проект реализован в рамках внедрения клиентоцентричных подходов в работе МФЦ, именно он получил высокую оценку Министерства экономического развития России в номинации «Лучший проект» — важно, чтобы взаимодействие граждан с государством было простым и доступным.

Есть ли потенциал для дальнейшего цифрового развития МФЦ? Можете поделиться планами по добавлению новых технологий, таких как, например, искусственный интеллект?

На горячей линии МФЦ Санкт-Петербурга в режиме «24×7» работает голосовой помощник с искусственным интеллектом — он понимает человеческую речь, настроение, степень удовлетворенности и передает необходимую информацию в зависимости от запроса заявителя. Использование искусственного интеллекта позволяет автоматизировать до 50% запросов на горячей линии МФЦ, а значит, гражданам больше не нужно ждать в очереди по телефону, чтобы записаться на прием или узнать статус заявления. Технологии речевой аналитики играют важную роль при анализе диалогов и принятии управленческих решений для улучшения процессов предоставления государственных услуг гражданам.

Планируется реализация исходящих звонков голосового помощника, в частности, для информирования о предстоящей предварительной записи в МФЦ, о поступлении результатов услуг.

Читайте также
Кризис — это не только вызов, но и шанс. Вместо попыток скопировать прошлые решения, российские ИБ-разработчики фокусируются на том, что действительно нужно сегодня — на надежных и понятных инструментах для безопасности. Заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов рассказал, как вопреки уходу иностранных технологий и непрерывным кибератакам удается перестраивать цифровую оборону и создавать решения, которые отвечают реальным вызовам, а не формальным требованиям.

К 2030 году в России появится реестр жизненных ситуаций для удовлетворения потребностей граждан. В Санкт-Петербурге разрабатывается пять региональных жизненных ситуаций. Расскажите о них подробнее. Почему были выбраны именно эти жизненные ситуации и какие выгоды они принесут гражданам?

В первую очередь выбор жизненных ситуаций продиктован особенностями Санкт-Петербурга и высоким уровнем востребованности. Основная выгода для жителей — возможность получить без личного посещения и при однократном заполнении электронной формы все необходимые услуги и информацию в одном месте — в специализированном сервисе на региональном портале госуслуг. При этом сервис должен быть максимально удобным и интуитивно понятным.

Жизненные ситуации «Возвращение гражданина со специальной военной операции», «Запись на получение дополнительного образования детей школьного возраста» и «Отправить ребенка на отдых» актуальны для всех субъектов страны.

Истинно петербуржскими можно назвать жизненные ситуации «Житель блокадного Ленинграда» и «Мой дом — дом культурного наследия». По первой ситуации в том числе планируется предоставление всех необходимых услуг в проактивном режиме, а также включение в нее досуговых, культурных и спортивных мероприятий.

Санкт-Петербург богат объектами культурного наследия (ОКН) — в настоящее время их насчитывается более 9000, это не только памятники и архитектурные композиции, но и отдельные здания, жилые и нежилые помещения. Целью реализации жизненной ситуации «Мой дом — дом культурного наследия» является предоставление удобного сервиса на региональном портале госуслуг для получения актуальной, полной и достоверной информации.

Существует ли координация с другими регионами России по разработке жизненных ситуаций? Обменивается ли Санкт-Петербург опытом с другими регионами по внедрению этих технологий?

Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в реализации федерального проекта «Государство для людей», в 2023 и 2024 годах город активно участвовал в различных мероприятиях по обмену опытом и лучшими практиками при разработке жизненных ситуаций.

В 2023 году с проектом «Жизненная ситуация о возвращении гражданина со специальной военной операции» Комитет по информатизации и связи занял первое место в региональном конкурсе профессионального управления проектами «Проектный Олимп Северо-Запад» в номинации «Клиентоцентричное управление» — «Лучшие проекты в области клиентоцентричности» и выступил в качестве эксперта на международном форуме по клиентоцентричности в государственном управлении.

Кроме того, в октябре 2024 года Комитет принял участие в международном ежегодном форуме «Клиентоцентричность в государственном управлении — 2024», на котором представил две жизненные ситуации: «Возвращение гражданина со специальной военной операции» и «Мой дом — дом культурного наследия».

Как видеоаналитика помогает не только отслеживать инциденты, но и прогнозировать их? Можете ли привести случаи успешного прогнозирования событий? 

Алгоритмы системы видеоаналитики позволяют наблюдать и анализировать поведение людей, выявлять аномалии в поведении, которые могут предшествовать инциденту — например, агрессивные действия или подозрительные скопления людей.

Собранные данные позволяют отслеживать паттерны и сезонные тренды, на основании которых можно заранее разрабатывать меры и рекомендации по профилактике инцидентов. Правоохранительные органы могут использовать полученные сведения для прогнозирования возможных беспорядков во время массовых мероприятий: анализируя собрания людей, их поведение и взаимодействие, можно заранее выделить зоны риска и усилить меры безопасности. Кроме того, используемые инструменты позволяют прогнозировать трафик на дорогах и автомагистралях для управления потоком транспорта и предотвращения заторов.

Таким образом, видеоаналитика помогает внедрять проактивное управление безопасностью, что способствует снижению числа инцидентов и улучшению общей ситуации в общественных местах.

Какова роль «умных» технологий, таких как «умные» домофоны и фонари с камерами, в снижении уровня преступности? Планируется ли расширение этих технологий на большее количество районов?

«Умные» технологии, использующие видеокамеры, значительно повышают уровень безопасности, позволяя оперативно фиксировать и предотвращать преступные действия. Они обеспечивают дистанционный контроль за происходящим в реальном времени и собирают данные, которые могут быть проанализированы для выявления признаков различных нарушений, что помогает правоохранительным органам и исполнительным органам государственной власти более эффективно распределять ресурсы и оперативно реагировать на опасные события.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Отдельные инфраструктурные проекты масштабируются на весь Санкт-Петербург — это позволит обеспечивать комфорт и безопасность жителям и гостям города во всех районах. Продолжается реализация проектов «Умный двор» и «Умная остановка», общественные пространства оснащаются системой видеонаблюдения с функциями звукового оповещения, информирования и предоставления Wi-Fi-доступа к Интернету. Отдельный проект — оснащение детских и спортивных площадок системами видеонаблюдения с функциями видеоаналитики и звукового оповещения.

Как вы видите будущее «умных» технологий в Санкт-Петербурге и какое место они займут в повседневной жизни горожан к 2030 году?

В 2030 году планируется полностью интегрировать «умные» технологии в повседневную жизнь горожан, сделав ее более комфортной и безопасной. С развитием искусственного интеллекта, «Интернета вещей», автоматизации и цифровизации люди все больше полагаются на «умные» устройства и системы для управления своими повседневными задачами. Электронное управление городским хозяйством увеличит количество услуг, предоставляемых онлайн: ожидается, что к 2030 году большинство административных процессов будет переведено в цифровую форму, позволяя сократить бюрократию и повысить оперативность решения вопросов.

Учитывая множество различных систем и сервисов, в дальнейшем еще больший акцент будет сделан на интеграции всех городских систем и служб в единую информационную архитектуру, что поможет улучшить управление ресурсами и повысить безопасность.

Также разрабатывается проект открытия цифрового МФЦ — многофункционального центра, где установлены компьютеры самообслуживания с доступом заявителей к различным государственным информационным системам, порталам и официальным сайтам, которые предоставляют доступ к широкому спектру услуг в электронном виде и обладают дополнительными сервисами, обеспечивающими качественное предоставление услуг.

Опубликовано 06.11.2024

Похожие статьи