Анатолий Курманов: «Ключевой принцип «Умного города» — ориентация на человека»
При разработке концепции проекта «Умный город» ориентировались ли на мировой опыт?
В отличие от многих проектов построения с нуля, которые собираются реализовывать, особенно в Азии и на Востоке, российский проект «Умный город» (Smart City) — это про реальность. Понятно, что не все «умные города» будут сравнимы с Москвой, которая присутствует во всех мировых рейтингах, но определенный функциональный минимум по самым разным направлениям мы должны обеспечить. Несмотря на то что «Умный город» — ведомственный проект Минстроя РФ, он не ограничивается лишь строительством, ЖКХ и комфортной средой. Он включает огромное число самых разных направлений — обратную связь, образование, медицину, молодежную политику, науку, высшую школу, инвестиции, поддержку МСП, спорт, экологию и т. д. «Умный город» — это уже имя собственное. Это не значит, что проект ограничивается только городами. К примеру, ежегодно Правительство РФ проводит конкурс лучших муниципальных практик, где есть специальная номинация — «Умный город». Грантами награждаются пять лучших проектов, которые реализовали городские округа, и пять проектов, реализованных сельскими поселениями. Проект должен обеспечивать людей неким минимумом этих возможностей. Есть и дополнительные требования, ими тоже занимаются регионы, причем не только с высокой бюджетной обеспеченностью — многие субъекты делают это на основе государственно-частного партнерства, каких-то инвестиционных проектов.
Как бы вы определили основные цели создания «умных городов»?
Скажу о нашем ключевом принципе, сформулированном еще в 2018 году. Это, безусловно, ориентация на человека. Объяснение этого принципа очень простое: мы вступили в эру борьбы за человека. Научные исследования говорят о том, что к 2030–2035 годам 80% населения Земли будет жить как минимум в городских агломерациях. Откуда взялись пустые, заброшенные деревни? Интеллигентно это называется «трудовая миграция». Без человеческих ресурсов ни в одном населенном пункте не будет ни бизнеса, ни городской среды, ни государственного управления. Борьба за человека — ключевой принцип. Например, у нас есть требования: каждый регион обязан принять нормативно-правовой, определяющий стандарт комфортного жилья и прилегающей среды. Сейчас мы обрабатываем методические рекомендации, к концу года они выйдут.
Какие регионы РФ лидируют сегодня по внедрению технологий «Умного города»?
У нас есть рейтинг городов по Индексу цифровизации городского хозяйства, еще его называют «IQ городов». Методику рейтинга разрабатывал МГУ, потом мы ее немного изменили, чтобы синхронизировать требования стандарта и подсчет. Города разделены на несколько категорий. Есть категория «Крупнейшие города» (15 городов-миллионников), «Крупные города» (от 250 тыс. до 1 млн жителей), «Большие города» (от 100 тыс. до 250 тыс.) и «Административные центры» (менее 100 тыс.). Соответственно, итог подводится в каждой категории. Всего в проекте «Умный город» участвует свыше 200 городов. В следующем году мы оценим все муниципальные образования первого уровня — городские округа и сельские поселения. Лидеры 2023 года по вкладу в проект «Умный город» — Москва, Калужская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская области, Пермский край, Приморский край, Республика Татарстан, Свердловская область, Севастополь.
Как растет значение индекса «IQ городов»?
Поскольку «Умный город» — проект ведомственный, перед нами стояли четкие задачи. И мы их перевыполнили. По среднему значению индекса «IQ городов» мы должны были вырасти примерно на 30–40%. По тем 240 городам, которые входят в рейтинг, по итогам 2023 года индекс вырос на 84% в сравнении с показателем 2018 года. Это подтверждает, что мы идем правильным путем. В самом начале проекта, в 2018 году, мы только мечтали о том, чтобы существовали какие-то единые механизмы обратной связи, возможность безналичной оплаты проезда и т. д. В отдельных регионах были отдельные проекты — «Добродел» в Московской области или «Народный контроль» в Республике Татарстан. Сегодня мы уже говорим о внедрении технологий искусственного интеллекта (машинного обучения), о создании и верификации единых баз данных, об активности на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) нашего подрастающего поколения 14—18 лет, чтобы они могли, к примеру, участвовать в российском голосовании по выбору объекта благоустройства на следующий год. Если в первом голосовании в 2021 году мы с трудом получили 6–7 млн голосов, то в голосовании 2024 года участвовали почти 15 млн человек. Когда люди видят, что по итогам голосования появились или были благоустроены не какие-то площади перед городскими администрациями, а именно точки притяжения людей — площади, скверы, набережные, когда они понимают, что могут реально влиять на строительство или благоустройство, они активнее вовлекаются в общественное обсуждение. Всего по этой программе было построено несколько тысяч объектов по всей стране. Мы ведем банк решений «Умного города», в который попадают лучшие муниципальные практики. Они доступны на сайте проекта и являются своего рода витриной, которая помогает нам всем развиваться. Любой градоначальник может посмотреть, какие для нужд его города есть меры поддержки, федеральные проекты, какие есть совместные проекты, связанные с институтами развития, и как можно в них поучаствовать. Конечно, не все лучшие практики городов-миллионников применимы повсеместно. И связано это не с их стоимостью, а с тем, что городское хозяйство городов-миллионников сильно отличается от коммунального хозяйства региональных субъектов. Везде нужен разный подход. Хотя опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Казани очень ценный, и мы благодарны своим коллегам за то, что они делятся своим опытом и экспертизой, в том числе и неудачных практик.
Как и где в проекте «Умный город» задействованы технологии «Интернета вещей» (IoT) и искусственного интеллекта?
В 2018 или 2019 году вместе с коллегами из Ростелекома мы провели исследование, какие сквозные технологии наиболее актуальны. Его итоги показали, что это «Интернет вещей», 5G, биометрия, обработка неструктурированных данных, технологии поддержки принятия решений, дополненная и виртуальная реальность, распределенные базы данных, геоинформационные технологии и навигация, машинное обучение, облачные/туманные/граничные вычисления. С тех пор в этом списке ничего не изменилось. Следует отметить, что в программной части транспортной телематики у нас нет импортных составляющих — этот сегмент пришел к импортонезависимости еще в 2018 году. Государство определило правила игры и отошло в сторону. А вот IoT без геоинформационной системы работать не будет, даже если мы говорим о таких банальных вещах, как «умный» чайник или «умный» холодильник. Сквозные технологии применяются практически везде. Единственно, с чем есть задержка — это 5G.
Чем занимается Центр компетенций «Умный город»?
Создание такого единого федерального центра компетенций, который учитывал бы опыт и пожелания регионов, в какой-то момент стало насущной необходимостью. Перед регионами и муниципальными образованиями стоят свои задачи. И аккумулирование регионального опыта для выработки коллективной позиции очень важно. Мы являемся своего рода фильтром. С одной стороны, мы передаем федеральным коллегам опыт и пожелания регионов, активно обсуждаем с ними предложения и требования регионов, чтобы региональные особенности учитывались на федеральном уровне. С другой стороны, мы являемся «окном» для бизнеса, и одна из наших задач — поиск способов «подружить» государство и бизнес, мы служим своего рода переводчиками с языка бизнеса на государственный язык, и наоборот, и должны всех их научить общаться с людьми, разрабатывать бизнес-продукты с ориентацией на конечного пользователя. Это задачи Центра компетенции. У нас несколько направлений деятельности. Одно из них — организация мероприятий «Умного города». Это и международные форумы по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город», национальные премии за вклад в цифровизацию городского хозяйства «Умный город», Всероссийские игры «Умный город: живи спортом», Всероссийский конкурс «Таланты «Умного города». Второе направление — обеспечение координации деятельности рабочей группы Минстроя РФ как голоса регионов, через предоставление своей площадки для формирования консолидированного мнения. Мы очень благодарны всем членам рабочей группы, в которую входят представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, аппаратов губернаторов и муниципальных руководителей. Следующее направление — Научно-образовательный центр «Умный город». В его деятельности принимает участие Плехановская академия, Институт Лобачевского из Нижнего Новгорода, Университет Иннополис, с рядом региональных вузов идет процесс подписания договоров. Наша задача — повышение кадрового потенциала среднего и нижнего звена служащих муниципальных образований. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» уже обучено колоссальное количество государственных служащих, включая министров, губернаторов, их заместителей и других специалистов, сейчас активно работает «Школа мэров» и Цифровой университет муниципалитетов. Проект важен и с точки зрения бизнеса. Например, к нам поступают активные запросы от крупных девелоперов, которым сейчас критически не хватает рабочих кадров, обученных новым технологиям. Мы готовы практически бесплатно обучать специалистов для механизированных работ в сфере градостроительства. Важная цель — информационная поддержка проекта «Умный город». Мы выпускаем одноименный журнал в бумажном формате, ведем онлайн-портал, телеграм-канал и т. д.
Повлиял ли на проект «Умный город» уход западных разработчиков ПО?
Если говорить об отрицательных последствиях, то уход западных разработчиков вообще никак не повлиял на проект «Умный город». Наоборот, он дал шанс, которым наша ИТ-сфера сумела воспользоваться в полной мере.
Еще до февраля 2022 года, до санкций, до ухода вендоров и производителей, практика показала, что нужен правильный государственный подход, когда государство создает условия, адресную поддержку, а не просто засыпает деньгами.
Как проект «Умный город» вписывается в нацпроект «Экономика данных»?
Три региональные платформы — жилищное строительство, коммунальное хозяйство, благоустройство — включены в соответствующие федеральные проекты, которые входят в нацпроект «Экономика данных». Пилотные регионы уже определены. И наша задача — внимательно проверить, чтобы не было дублирования с функционалом существующих государственных информационных систем, а развивать продукт и использовать уже существующие лучшие практики. В конце текущего года мы собираемся провести в Москве мероприятие, на котором подробно расскажем о проекте.
Как вы решаете проблему дефицита ИТ-кадров?
«Умный город» — это городское хозяйство. А что такое городское хозяйство? К примеру, на стройке одно рабочее место дает рабочие места в 12 отраслях народного хозяйства для 52 человек. Что такое ЖКХ? Это девять отраслей народного хозяйства. Специальных образовательных проектов для «Умного города» нет. Но мы принимаем деятельное участие в разработке новых федеральных образовательных стандартов как для муниципалитетов, так и для бизнеса. Когда университет Иннополис выполнял базовую функцию по изменению национальных образовательных стандартов, мы активно участвовали в этом процессе. У нас в дефиците далеко не только ИТ-кадры.
Как в ближайшие год-два будет развиваться проект «Умный город»?
В текущем году проект «Умный город», стартовавший в 2018 году, заканчивается. Мы планируем принятие проекта на период 2025–2030 годов. При этом понимаем, поскольку мы привязаны к национальным проектам, значительная часть 2025 года уйдет на пересборку проекта «Умный город». И хотя итоги за 2024-й мы подведем только в следующем году, могу сказать, что определенных результатов в своей работе мы достигли. На основании тех федеральных проектов, тех мероприятий, которые указаны в федеральных проектах, тех показателей, которые будут определены как критерии оценки для руководителей регионов, мы и будем собирать новые стандарты нового «Умного города».
Опубликовано 31.10.2024