В Петербурге обсудили цифровизацию образования

Логотип компании
В Петербурге обсудили цифровизацию образования
В настоящее время в городе виден ряд тревожных тенденций. Снижается количество выпускников школ, поступающих в ведущие вузы, сильные ученики уходят после 9-го класса, запросы рынка труда не соответствуют системе образования. Как решать проблемы?

2 апреля в правительственной резиденции К2 прошла стратегическая сессия, посвященная цифровой трансформации среднего образования. Мероприятие открыл вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин. Он обозначил существующие проблемы цифровизации государственного сектора и рассказал о том, что изменила в нем пандемия. Говоря о том, что сегодня школа перешла к огромному количеству образовательного контента, он подчеркнул, что при этом роль учителя незаслуженно снижена, и это необходимо исправлять. Именно учитель должен встать на первое место в образовательном процессе, а к 2030-му году образование в школе должно быть построено на личности преподавателя.

Цифровая трансформация системы образования предполагает действия по нескольким направлениям. Среди которых: формирование современной инфраструктуры образовательных организаций, предоставление в электронной форме услуг в сфере образования, таких, как например, отслеживание успеваемости и др., ведение электронных журналов, дневников, управление на основе данных, подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде.

На мероприятии обсудили шаги, которые необходимо предпринять для достижения показателей цифровой зрелости.

По словам вице-губернатора Ирины Потехиной, существует ряд факторов, которые требуют изменений в образовании. К ним относятся неограниченный доступ к информации, при этом плохо структурированный; стремительные (драматичные) изменения на рынке труда, за которым образование должно поспевать; появление самых разнообразных сервисов, в том числе и сервисов в образовании, в частном образовании, которые начинают жестко конкурировать с государственным образованием.

В Петербурге обсудили цифровизацию образования. Рис. 1

вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина

«Есть два и интересанта в том, как развивается система образования. Это семья и государство. Их цели в чем-то совпадают, в чем-то нет. Школа должна удовлетворить запрос и государства и семьи», – сказала вице-губернатор. По ее словам семья хочет равный доступ к хорошему образованию, реализации талантов ребенка, приобретения навыков, востребованных на рынке труда. Государство хочет, чтобы ребенок вырос патриотом, гражданином, сохраняющим базовые ценности, также государство хочет получить квалифицированные кадры, оно нуждается в талантах, которые могут придумывать и реализовывать прорывные технологии. Школа должна соединить эти ожидания в одну стратегию для обучения и воспитания детей. Что для этого нужно школе? В первую очередь – ресурсы. Поэтому 26% бюджета Санкт-Петербурга сегодня выделяется на образовательные цели.

По мнению Ирины Потехиной, в настоящее время в городе виден ряд тревожных тенденций. Во-первых, доля петербургских выпускников, поступающих в ведущие вузы города постоянно снижается, в университеты поступает все больше приезжих, обладающих лучшей подготовкой. Во-вторых, в колледжи растет конкурс на получение среднего специального образования. И зачастую очень сильные ученики покидают школу после 9-го класса, а в 10-11-х остаются слабые, которым впоследствии будет сложно конкурировать с приезжими и при поступлении в вуз, и при трудоустройстве. И третья проблема- несоответствие запросов рынка труда и системы образования.

Вице-губернатор считает, что в настоящий момент в городе существует разрыв между «цифровыми детьми и аналоговыми преподавателями», который надо закрывать и бороться с управленческими несовершенствами, чтобы действительно выйти на новый качественный уровень сферы образования в целом.

Одним из направлений, вызывающих много споров является обучение по индивидуальной траектории, потому что темп усвоения материала у детей разный. Так как государственное образование не умеет сегодня работать таким образом, это компенсируется частным образованием.

«Сегодня мы понимаем, что подготовка ребенка к успешности невозможна, если школа не будет выходить за пределы школы. Наш город должен стать образовательным пространством, в котором дети и преподаватели смогут жить и учиться», - сказала Ирина Потехина.

В мероприятии участвовали научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге Андрей Курпатов, директор института педагогики СПБГУ, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова, президент Ассоциации кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев, а также доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская.

В Петербурге обсудили цифровизацию образования. Рис. 2

Андрей Курпатов

«Цифровой волной» назвал доктор Курпатов состояние, при котором психика меняется под воздействием цифровой среды. Он уверен, что сегодня дети получают в основном поверхностные знания. У детей утрачиваются авторитеты. Нарастает отсутствие доверия к источникам информации. Уходят навыки коммуникаций. Это приводит к тому, что исчезает способность учиться. Такую ситуацию доктор Курпатов считает «цифровым аутизмом». Он представил данные исследований, согласно которым у современного ребенка самый низкий уровень счастья за день отмечается в школе. Это тревожный фактор, который нельзя оставлять без внимания.

После обсуждения текущих задач и проблем отрасли, эксперты, представители системы образования, учителей, родителей разделились на группы, призванные методом командной игры сформировать образ цифрового будущего для школ, родителей и государства.

На вопрос, как будет выглядеть образование в 2030 году, ответили, обозначив 15 главных направлений развития отрасли. В первую пятерку вошли:

  • новое качество кадров;

  • эффективная открытая образовательная среда;

  • комфортная среда для обучения;

  • бесшовный переход из школы на следующую ступень образования, в контексте четкого понимания подростком сферы своих интересов;

  • гибкое нормативное регулирование и управление.

Эти направления станут приоритетными в обсуждении и принятии решений, касающихся цифровой трансформации образовательной сферы.

«Я считаю, что концепты, которые озвучили эксперты, действительно расширяют кругозор, помогают спрогнозировать модернизацию образования. И мы, в свою очередь будем помогать решать эти задачи с помощью цифровых технологий», - сказал вице-губернатор Станислав Казарин, отвечая на вопросы прессы.

Читайте также
Одной из самых критичных инженерных систем центра обработки данных (ЦОД) можно назвать систему электроснабжения. На нее вместе с системой бесперебойного питания может приходиться до 25% от общей стоимости. Поэтому, прежде чем приобрести то или иное решение, бизнес тщательно взвешивает не только его преимущества, но и недостатки, а также связанные с ним риски.

В ближайшее время запланированы стратегические сессии по определению дорожных карт цифровой трансформации здравоохранения, ЖКХ и других отраслей жизни Санкт-Петербурга.

Опубликовано 05.04.2021

Похожие статьи