Почему в креативной команде нужно использовать человекоцентричное управление и как его внедрять

Логотип компании
Почему в креативной команде нужно использовать человекоцентричное управление и как его внедрять
В чем особенности такого подхода? Почему он способствует профессиональному росту творческих специалистов и повышает конкурентоспособность компании?

Большинство исполнительных директоров называют креативность наиболее востребованным навыком для менеджеров и их подчиненных: от  всех них ждут перспективных бизнес-идей и инноваций. Однако во многих компаниях существует дисбаланс между твердым управлением и творческой свободой сотрудников: 35% специалистов признаются, что им дают возможность проявить инициативу лишь несколько раз в году или даже реже. Особенно критично это для креативных команд, где вся работа строится на генерации новых идей.

В чем особенность работы с креаторами и почему ими нельзя управлять с помощью жестких методов


При стандартном директивном управлении менеджер держит сотрудников в строгих рамках, дает прямую обратную связь и оценивает результаты работы подчиненных по четким критериям. Руководители творческих специалистов, которые придерживаются такого подхода, сталкиваются с некоторыми проблемами:

1.    Сотрудники остро реагируют на критику. Некоторые креаторы болезненно воспринимают обратную связь: иногда они думают, что негативный отклик на проект — это признание их непрофессионализма. Поэтому когда менеджер не подбирает слова, а говорит резко и прямым текстом, он может демотивировать сотрудника и способствовать его эмоциональному выгоранию.

2.    Непросто организовать работу творческого коллектива. К таким людям необходим особый подход: с одной стороны нужно устанавливать жесткие дедлайны, как и в любой другой команде, а с другой — учитывать то, что поиск вдохновения или разработку креативной идеи порой сложно уложить в строгие временные рамки.

3.    Руководитель может столкнуться с неожиданными увольнениями сотрудников. Когда лидер не создает безопасную среду, в которой подчиненные могут открыто предлагать любые идеи и высказывать свое мнение, даже насчет работы своего начальника, у человека может накапливаться стресс и недовольство, от которого он решит избавиться с помощью ухода из компании по собственному желанию.

Справиться с перечисленными сложностями с помощью жестких методов не получится. Менеджеры, практикующие такой стиль управления, уверены, что креатив можно поставить на поток. Однако они не учитывают, что его создание — это процесс, который сложно загнать в строгие рамки, и поэтому для руководства нужно использовать особую стратегию.

Чтобы работа в креативной команде была одновременно комфортной и продуктивной для всех ее участников, стоит строить взаимодействие на демократических ценностях и находить персональный подход к каждому подчиненному — все это относится к стратегии человекоцентричного управления. При ее внедрении лидер обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе и развивает сотрудников, а они могут свободно делиться своим мнением или обращаться за помощью. Это позволяет бизнесу достигать лучших результатов: так, по данным исследования, человекоцентричное управление  способствует развитию креативности и инновационной активности в компании, которая напрямую влияет на повышение ее конкурентоспособности.

Можно выделить несколько главных особенностей человекоцентричного управления:

1.    Принцип невмешательства. Руководитель перестает контролировать сотрудников и направляет их, позволяя самостоятельно принимать решения. Также он не отслеживает, сколько часов работает специалист, а обращает внимание только на соблюдение сроков и качество выполнения задач. К лидерам, которые придерживались такого подхода, можно отнести сооснователя Apple Стива Джобса или председателя и CEO Berkshire Hathaway Уоррена Баффета.

2.    Эмпатия и толерантность. По данным внутреннего исследования Google, люди именно с такими качествами работают в самых продуктивных командах корпорации. Благодаря тому, что лидер ставит себя на место сотрудников и при необходимости оказывает им поддержку, команда чувствует себя комфортно и свободно — этот фактор способствует рождению инноваций.

3.    Постоянная экологичная обратная связь. Так как работу креаторов сложно измерить, им важно получать регулярный фидбек, причем как позитивный, так и негативный, чтобы специалисты могли определить свои зоны роста. По данным исследования Gallup и Workplace Medicine, без его использования в команде даже успешный бизнес может недополучать до 22% выручки. Поэтому, например, в Adobe внедрили систему непрерывной обратной связи: вместо ежегодных рейтингов сотрудников по выполнению годовых целей специалисты начали обсуждать свои стратегические задачи с руководителями и регулярно обновлять их — в результате число увольнений снизилось на 30%.

4.    Создание уникального стиля управления командой. Стандартный подход при руководстве творческими людьми не работает: чтобы найти оптимальный вариант, необходимо ориентироваться в первую очередь на индивидуальные особенности сотрудников.

А вот то, чего нельзя делать при взаимодействии с креаторами:

1.    Грубо критиковать их идеи. Творческие люди плохо переносят острую критику и высказывания в свой адрес. Более того, исследование Journal of Social Psychology показало, что токсичная среда в команде приводит к наибольшему разочарованию от работы.

2.    Устанавливать жесткие дедлайны. В идеале для определения комфортных сроков выполнения задач нужно учитывать мнение каждого члена команды. Для этого можно использовать технику покер планирования: всем участникам проекта выдаются карты  цифрами от 1 до 5, и каждый из них оценивает, сколько времени займет выполнение задачи. В итоге все значения складываются и определяется общий дедлайн.

3.       В оценке креативной идеи опираться исключительно на собственное мнение. Важно понимать, что идея должна в первую очередь соответствовать ожиданиям целевой аудитории и работать на продвижение продукта: не стоит оценивать ее лишь по тому, нравится она руководителю или нет. Особенно часто эта проблема возникает, когда менеджер приходит из другого сегмента, например, из люкса в масс-маркет, и переносит сформировавшееся там видение на текущий проект, где нужен абсолютно другой подход.

Также в человекоцентричном управлении важно уделять внимание непрерывному развитию команды. Именно благодаря этому можно грамотно выстроить креативные процессы, так как сотрудники со временем смогут выполнять стандартные задачи за меньшие сроки и предлагать инновационные решения. К тому же, осознавая свое развитие внутри компании, креаторы, как правило, остаются в ней дольше, что решает ряд и других важных проблем: снижает текучесть кадров, удешевляет найм, экономит время и средства на адаптацию новых сотрудников.

4 способа развития креативной команды


   Необязательно отправлять сотрудников на курсы повышения квалификации, чтобы они прокачали свои компетенции — есть несколько рабочих методов, как это можно делать внутри компании:

1.    Устраивать брейнштормы для создания отвлеченных креативных идей. Например, мы с коллегами можем созвониться и представить, что Нетология — это не образовательная платформа, а соус. Затем каждый начинает презентовать свои идеи и объяснять, почему выбрано именно такое решение. Выполняя нестандартные задачи, креаторы прокачивают «творческую мыщцу» и впоследствие могут предлагать более нетривиальные идеи.

2.    Упрощать задачи. Грамотный управленец должен использовать понятные принципы в работе и максимально подробно ставить задачи. В противном случае сотрудники будут фокусироваться на процессе, а не на результате, из-за чего может пострадает качество творческого продукта и скорость его создания. Согласно Международному индексу простоты SAP 2013 года, ежегодно компании теряют 10% прибыли из-за чрезмерной сложности.

Читайте также
Вокруг нас проносятся миллиарды байт информации — тексты в мессенджерах, видеопотоки с камер уличного наблюдения, запросы и ответы на Госуслугах. Мы не задумываясь пользуемся удобными сервисами, чтобы наша жизнь становилась комфортнее и безопаснее, а управление городским хозяйством эффективнее. Об информационных системах и технологиях для жителей и государства рассказывает в интервью директор по цифровым регионам «Ростелекома» на Северо-Западе Максим Ситников.

3.    Повышать уровень сложности задач. Главное — делать это постепенно, чтобы специалист шел от простого к сложному, с каждым новым проектом развивая свои профессиональные навыки.

4.    Позволять креаторам играть в разные роли. Можно, например, направлять сотрудников поработать в другие отделы, чтобы они принимали решения за своих коллег. Например, в банке HDFC рядовые специалисты меняются местами и изучают смежные обязанности каждые шесть месяцев. Такая практика позволяет им не только получить новый опыт, но и понять, как устроены разные бизнес-процессы, такие как продажи и разработка продукта.

Чтобы оценить эффективность руководства креативной командой и понять, нужно ли корректировать свой подход, можно опираться на несколько критериев. Во-первых, это бизнес-показатели. Если выросло количество продаж, повысилась узнаваемость бренда, увеличился трафик на сайт — значит руководитель успешно развивает команду и движется в правильном направлении. Во-вторых, — скорость выполнения задач. Люди с прокачанными профессиональными навыками работают быстрее: например, если раньше человек генерировал 5 креативных идей в месяц, а сейчас — 10, прогресс очевиден.

При этом даже если команда показывает отличные результаты, систему управления в человекоцентричном подходе все равно нужно время от времени обновлять и изменять. Чем свободнее и устойчивее чувствует себя креатор за счет упрощения процессов и создания благоприятной обстановки в команде, тем более инициативным и продуктивным он становится.

Опубликовано 04.05.2023