ИТ-активы под полным контролем

Логотип компании
ИТ-активы под полным контролем

В банке ВТБ внедрена система управления ИТ-активами, построенная на решении HP Asset Manager. Этот проект дал руководству компании возможность заранее получать полную совокупную стоимость владения ИТ-активов, направлений деятельности, проектов и задач ДИТ, а также информацию об ИТ-активах на протяжении всего их жизненного цикла - от закупки до вывода из эксплуатации, что позволяет минимизировать риски и наиболее эффективно распределять ресурсы.

О достоинствах проекта нам рассказал Владислав Плетнев, руководитель службы поддержки систем отчетности и рисков ОАО «Банк ВТБ».

В банке ВТБ внедрена система управления ИТ-активами, построенная на решении HP Asset Manager. Этот проект дал руководству компании возможность заранее получать полную совокупную стоимость владения ИТ-активов, направлений деятельности, проектов и задач ДИТ, а также информацию об ИТ-активах на протяжении всего их жизненного цикла - от закупки до вывода из эксплуатации, что позволяет минимизировать риски и наиболее эффективно распределять ресурсы.

О достоинствах проекта нам рассказал Владислав Плетнев, руководитель службы поддержки систем отчетности и рисков ОАО «Банк ВТБ».

Какие области охватывает новая система?

Всё, что можно отнести к ИТ-активам: серверное оборудование (включая СХД, Blade-системы, виртуальные серверы и пр.), сетевые устройства рабочие станции, лицензии на программное обеспечение. Создана система, которая включает в себя разные слои. Например, есть проектный разрез, с которым связываются серверное и сетевое оборудование. Кроме того, здесь учитываются договоры и прочая документация. Фактически речь идет о неком «кубе», в котором сосредоточены все данные по активам банка. На этой базе можно получать разнообразную информацию, касающуюся как управления мощностями, так и финансовой составляющей. Скажем, сколько стоит ЦОД, во что нам обойдется то или иное оборудование, какова конечная стоимость проекта в договорном аспекте и применительно к цене задействованного оборудования и лицензий и т. д. Иными словами, стояла главная задача – посчитать все косвенные издержки, которые несет тот или иной продукт.

А для чего нужны такие знания?

Мы перешли к глобальной бизнес-линии и подвели к ней продуктовую линейку, поэтому нужно было решить задачу по учету затрат. Издержки надо оценивать, чтобы грамотно ими управлять. Исторически так сложилось, что у нас работали разные системы по учету активов: в одной учитывались серверы, в другой – сетевые устройства. Было много наследуемых систем, но не было единой картины. Сегодня у нас есть такая всеобъемлющая картина, поэтому мы можем управлять мощностями, оптимизировать проекты и портфели проектов. Мы добились того, что часть старого оборудования отключается и постепенно выводится из эксплуатации. Система оповещает нас, что в течение трех лет, к примеру, за ту же сумму можно купить более мощное оборудование и заключить более выгодный договор техподдержки.

Вы сказали, что ИТ-активы управлялись разрозненными системами. Что это были за решения?

К примеру, у нас работала интегрированная банковская система «Центавр Омега», но не существовало взаимосвязей. Допустим, сервер учитывался как балансовая единица. Но этот сервер конфигурировался, менялся, а учет конфигураций опаздывал на полгода. Соответственно, получить актуальную стоимость было возможно, но с задержкой на несколько кварталов. Есть у нас и система бюджетирования, договорная система, HP Service Manager и uCMDB. Но именно внедрение HP Asset Manager позволило интегрировать все эти решения. В итоге мы получили статистику, на основании которой можем принимать более зрелые управленческие решения. Кроме того, мы разработали комплект отчетности как по совокупной стоимости владения того или иного актива, так и по стоимости проекта и направления. Сейчас идет новая фаза проекта: мы спустились на более глубокий уровень и уже можем считать стоимость задачи.

Что подразумевается под словом «задача»?

Допустим, какой-то департамент занимается расчетами резервов в разрезе продуктов и клиентов . Это и есть задача. Она выполняется на конкретных серверах, использует конкретные системы хранения данных и т. д. При этом задействуется часть приобретенных лицензий, а также сюда включена проектная работа по развитию. Совокупная цена всего этого и есть стоимость задачи. И на основании этих данных уже можно принимать решения.

Насколько быстро можно теперь получить такую информацию?

Сейчас у нас выстроена отчетность, которая позволяет получать ее с задержкой всего в один день. В действительности же сама по себе отчетность формируется в течение 3- 5 минут. Но, поскольку оборудование занято в работе, все интеграции и загрузки осуществляются в ночное время.

От кого исходила инициатива по интеграции разрозненных учетных систем - от ИТ или топ-менеджмента?

Первоначально истоки проекта шли от ИТ – нам нужно было понять, какими мощностями и резервами мы располагаем. А когда убедились, что это уже сделано, перешли на уровень финансов. Здесь уже подключились финансовый департамент и топ-менеджмент. Та информация, которую мы получили, как я уже сказал, позволяет оптимизировать портфели. Допустим, какой-то банковский продукт является прибыльным, при этом у него есть инфраструктура. Можно увеличить мощности и обслуживать клиентов быстрее. Но мы обслуживаем не клиентов, мы обслуживаем бизнес, причем крупный. Когда подключились финансисты, мы начали считать совокупную стоимость активов и направлений. Сейчас, в ходе третьей фазы, идет подсчет TCO задач и направлений деятельности ДИТ. И мы подошли уже к следующему уровню, когда Asset Manager является поставщиком для системы аллокации, то есть распределения расходов на бизнес-процессы и продукты банка.

Как происходил выбор платформы и поставщика системы управления ИТ-активами?

У нас есть определенные внутренние процедуры, согласно которым было отобрано три решения. После многоступенчатого анализа, а также с учетом того, что у нас уже был внедрен HP Service Manager и имелась готовая uCMDB, в финал вышли две системы. В ходе проведения пилотного проекта выяснилось, что Asset Manager имеет больший потенциал для развития – он выполнил задачи в определенный срок и в заданное время. И мы остановились на данном решении. Сегодня можно сказать, что благодаря ему нам удалось сэкономить примерно 18 миллионов долларов. Но мы еще в начале пути.

Насколько интеграция ИТ-активов в ВТБ связана с ITSM-процессами?

Актуальная информация по конфигурационным единицам сохраняется благодаря процессам управления конфигурациями. Интеграционная цепочка выглядит следующим образом: HP Service Manager – HP uCMDB – HP Asset Manager. Первично отслеживается серверное оборудование (включая СХД, Blade-системы, виртуальные серверы и пр.), АРМ-ы и пр., далее- задействуется процесс управления изменениями, а также процесс управления конфигурациями. Без uCMDB было бы значительно труднее внедрять Asset Manager в составе единой линейки. Фактически сейчас у нас Asset Manager служит паровозом, который тащит за собой всю линейку. Как только появляется информация, что какой-то участок можно оптимизировать, мы начинаем работать в этом направлении.

И последний вопрос. Какие выгоды, помимо финансовой, получила банковская группа ВТБ благодаря внедрению системы управления ИТ-активами?

Можно говорить о повышении управляемости активами, отслеживания поставок, совершенствовании поиска неиспользуемых активов, оптимизации ресурсов путем перераспределения мощностей, оперативности поиска и устранения ошибок. Но самое важное – снижение рисков несоответствия требованиям внешних и внутренних регуляторов. Например, соответствие количества имеющихся лицензий и реальных установок ПО. Сюда же можно отнести выгоды от перехода на другую, более выгодную схему лицензирования ПО, отказ от устаревших программ, возможность получения более детализированных отчетов, так необходимых финансовому департаменту. Наконец, мы можем теперь заниматься и прогнозированием.

Читайте также
IT-World рассказывает о наиболее результативных приемах, позволяющих улучшить именно качество ИТ-услуг, которые предоставляет подрядчик, а не просто повысить NPS (индекс удовлетворенности клиента).

Опубликовано 01.10.2014