ПО для мониторинга и безопасной печати

Логотип компании
ПО для мониторинга и безопасной печати

Изображение создано нейросетью на shutterstock.com

После ухода основных зарубежных вендоров печатного оборудования российские компании оказались наедине со статичной инфраструктурой. Как бизнесу решить проблему? Сформировать новую локальную установку нужного ПО на базе доступных в России иностранных решений или же перейти на отечественное ПО? IT-World рассказывает о системах мониторинга работы печатного оборудования и системах управления печатью.

После ухода основных зарубежных вендоров печатного оборудования российские компании оказались наедине со статичной инфраструктурой, состоящей из печатного парка и программного обеспечения для мониторинга и управления печатью. Какие-то организации остались без доступа к привычным системам, поскольку были вынуждены отказаться от развернутой головными офисами глобальной инфраструктуры, частью которой являлись.

Самый простой и понятный бизнесу способ решения возникших задач — сформировать новую локальную установку нужного ПО на базе доступных в России иностранных решений, максимально соответствующих функционалу ушедших компаний. Некоторые международные производители все еще поставляют лицензии и оказывают техническую поддержку новым и текущим российским заказчикам.

Другой вариант — перейти на отечественное ПО и исключить риски, связанные с потенциальным уходом вендора. У российских разработчиков появились возможности занять вакантное место в проектах. Если раньше локальными продуктами в основном интересовались государственные компании в рамках программы импортозамещения, то сейчас их стал рассматривать и бизнес. Но, как правило, у него нет достаточного опыта работы с такими решениями, поэтому приходится обращаться за экспертизой к провайдерам услуг сервиса печати.

Сегменты ПО для печати

Программное обеспечение для печати можно разделить на два основных сегмента — системы мониторинга работы печатного оборудования и системы управления печатью (СУП). Рассмотрим подробнее каждый сегмент.

Системы мониторинга

В первую очередь система мониторинга нужна для контроля работы печатного оборудования в онлайн-режиме. Она позволяет вести статистику печати, контролировать нагрузку на устройства, получать уведомления по статусу и ошибкам, проактивно реагировать на инциденты.

В некоторых системах из реестра российского ПО присутствует модуль управления складом расходных материалов (РМ) и запасных частей (ЗиП): можно настроить оповещения о приближении срока замены основных ресурсных деталей, вести учет замен и контролировать своевременное пополнение позиций на локальном складе. У решений бывает дополнительный уникальный функционал: возможность загрузить планировки со схематическим расположением оборудования или самостоятельно вести базы РМ и ЗиП. Тем не менее главная задача системы мониторинга — контролировать корректную техническую эксплуатацию и нагрузку печатного парка.

Провайдеры услуг аутсорсинга печати часто используют системы мониторинга на старте проекта для сбора первичной информации по парку техники и разработки предложения по оптимизации. На этапе операционного сопровождения сервисы помогают собирать корректную статистику по объемам печати и выставлять ежемесячные счета по услуге покопийного сервиса. Полученные отчеты и выгрузка полезны сотрудникам: от системного администратора до ИТ-директора.

ПО для мониторинга и безопасной печати. Рис. 1

Обычно производители предлагают два варианта инсталляции решений по мониторингу печати. Первый — локальная установка на серверных мощностях заказчика без передачи данных за ее пределы. Более простой в сравнении с предыдущим вариант подразумевает установку агента, который собирает информацию и отправляет необходимые технические данные и алерты на сервер производителя или исполнителя. Следует отметить, что при использовании систем из реестра сервер в любом случае будет находиться в России. Международные продукты в облачном варианте реализации часто используют зарубежные серверы, что противоречит политикам безопасности и правилам обработки печатных заданий большинства российских компаний. В Единый реестр отечественного ПО включены интересные решения с нужным пользователю функционалом, отвечающие требованиям безопасности.

Системы управления печатью (СУП)

От системы по управлению печатью чаще всего требуется:

  • организация безопасной печати, копирования и сканирования с авторизацией пользователей,
  • логирование заданий и сбор персонализированной статистики,
  • формирование и контроль выполнения правил и политик печати. Например, ограничение доступа к определенным функциям печатного устройства, квотирование объемов печати и перенаправление больших заданий на более производительные устройства, печать в двустороннем формате и т. д.

Распространено мнение, что системы управления печатью включают функции мониторинга и сбора статистики. Действительно, существуют универсальные системы, в том числе от российских производителей, которые объединяют модули мониторинга и управления печатью, но чаще компании устанавливают продукты отдельно, чтобы получить максимум от каждого.

Реализовать безопасную печать можно в двух вариантах:

  • с установкой считывателя магнитных карт, embedded-приложения (встроенного приложения) и управления заданиями непосредственно с дисплея МФУ,
  • с креплением МФУ или рядом с ним внешних терминалов управления, которые содержат как дисплей для работы с заданиями, так и встроенный считыватель.

При встроенном варианте на устройстве устанавливается минимум дополнительных аппаратных компонентов. Преимущественно это только считыватель, который фиксируется в специальных посадочных местах под панелью устройства. Пользователь авторизуется, прикладывая магнитную карту к промаркированному месту авторизации, затем выбирает нужные функции и управляет выполнением своих заданий — печати, копирования или сканирования. Альтернативные варианты авторизации — PIN-код или комбинации «логин-пароль». Такой вариант долгое время был самым привычным и предоставлялся в рамках популярных международных решений.

Преодолевая санкции. Опыт перехода на российское ПО

Встроенное решение представляет собой интеграцию на уровне производителя «железа». Создание подобного приложения возможно, если производитель ПО подписал соглашение с изготовителем техники о разработке и получил доступ к технической документации и SDK (Software Development Kit, комплект для разработки ПО). Иногда печатный вендор не только предоставляет доступ к комплекту технической информации, но и привлекает свою R&D-команду для активного участия в процессе разработки и верификации решения.

В связи с тем, что часть международных производителей печатной техники заморозила поставки оборудования в РФ, согласовать подобную разработку после 2022 года для стало практически невозможно. Из-за этого отечественные производители ПО могут использовать только раннее согласованные и разработанные совместно с вендорами встроенные приложения, а значит, список совместимости решений и оборудования в некоторых продуктах ограничен.

Тренд на импортозамещение в направлении офисной печати начался несколько лет назад, уже появились новые компании и разработки в этой сфере. Тем не менее пока еще нет решения, которое подошло бы абсолютно всем. Создание конкурентоспособного с западными аналогами продукта требует времени и усилий.

Сложности самостоятельной установки

Как сервис-провайдер мы активно тестируем различное ПО и замечаем, что каждое имеет технические нюансы. Так, некоторые решения ориентированы на системных администраторов, имеющих глубокие знания в области ИТ. Если в компании мало печатных устройств, то их можно легко интегрировать в систему. При наличии значительного парка техники, как, например, в ретейле, для внедрения и корректной настройки всех устройств потребуется определенное время.

В части сервиса печатного оборудования у бизнеса серьезных переживаний сейчас нет. Но в части ПО не всем хватает экспертизы для самостоятельного выбора и внедрения оптимального решения. Интеграция печатного оборудования в систему управления печатью требует комплексного подхода и тщательного тестирования решений. Важно выбирать программное обеспечение, которое соответствует потребностям бизнеса, полноценно интегрируется с текущим парком оборудования и обеспечивает надежную работу печатной инфраструктуры. Для этого компания может обратиться к реселлеру ПО, предоставить информацию о своем парке оборудования, развернуть небольшую пилотную установку с использованием триальных лицензий на основных проектных устройствах, а затем принять решение о масштабировании проекта.

Читайте также
IT-World рассмотрел основные компоненты работы Zero Trust и узнал, почему концепцию сложно применить на практике. Расскажем о технологических решениях, которые поддерживают принципы Zero Trust.

За последние два года российские разработчики сделали значительные шаги в развитии отечественных продуктов. В реестр уже внесены постоянно модернизирующиеся решения. С точки зрения требований компании ориентируются на привычный функционал международных решений, который в текущих условиях не всегда может быть реализован в привычном виде и требует рассмотрения альтернативных вариантов. В то же время на рынке достаточно сервисных партнеров печатных вендоров, которые имеют экспертизу и возможность качественно обслуживать технику разных марок, внедрять программное обеспечение за разумные деньги.

Опубликовано 23.10.2024

Похожие статьи