ПО для мониторинга и безопасной печати
После ухода основных зарубежных вендоров печатного оборудования российские компании оказались наедине со статичной инфраструктурой, состоящей из печатного парка и программного обеспечения для мониторинга и управления печатью. Какие-то организации остались без доступа к привычным системам, поскольку были вынуждены отказаться от развернутой головными офисами глобальной инфраструктуры, частью которой являлись.
Самый простой и понятный бизнесу способ решения возникших задач — сформировать новую локальную установку нужного ПО на базе доступных в России иностранных решений, максимально соответствующих функционалу ушедших компаний. Некоторые международные производители все еще поставляют лицензии и оказывают техническую поддержку новым и текущим российским заказчикам.
Другой вариант — перейти на отечественное ПО и исключить риски, связанные с потенциальным уходом вендора. У российских разработчиков появились возможности занять вакантное место в проектах. Если раньше локальными продуктами в основном интересовались государственные компании в рамках программы импортозамещения, то сейчас их стал рассматривать и бизнес. Но, как правило, у него нет достаточного опыта работы с такими решениями, поэтому приходится обращаться за экспертизой к провайдерам услуг сервиса печати.
Сегменты ПО для печати
Программное обеспечение для печати можно разделить на два основных сегмента — системы мониторинга работы печатного оборудования и системы управления печатью (СУП). Рассмотрим подробнее каждый сегмент.
Системы мониторинга
В первую очередь система мониторинга нужна для контроля работы печатного оборудования в онлайн-режиме. Она позволяет вести статистику печати, контролировать нагрузку на устройства, получать уведомления по статусу и ошибкам, проактивно реагировать на инциденты.
В некоторых системах из реестра российского ПО присутствует модуль управления складом расходных материалов (РМ) и запасных частей (ЗиП): можно настроить оповещения о приближении срока замены основных ресурсных деталей, вести учет замен и контролировать своевременное пополнение позиций на локальном складе. У решений бывает дополнительный уникальный функционал: возможность загрузить планировки со схематическим расположением оборудования или самостоятельно вести базы РМ и ЗиП. Тем не менее главная задача системы мониторинга — контролировать корректную техническую эксплуатацию и нагрузку печатного парка.
Провайдеры услуг аутсорсинга печати часто используют системы мониторинга на старте проекта для сбора первичной информации по парку техники и разработки предложения по оптимизации. На этапе операционного сопровождения сервисы помогают собирать корректную статистику по объемам печати и выставлять ежемесячные счета по услуге покопийного сервиса. Полученные отчеты и выгрузка полезны сотрудникам: от системного администратора до ИТ-директора.
Обычно производители предлагают два варианта инсталляции решений по мониторингу печати. Первый — локальная установка на серверных мощностях заказчика без передачи данных за ее пределы. Более простой в сравнении с предыдущим вариант подразумевает установку агента, который собирает информацию и отправляет необходимые технические данные и алерты на сервер производителя или исполнителя. Следует отметить, что при использовании систем из реестра сервер в любом случае будет находиться в России. Международные продукты в облачном варианте реализации часто используют зарубежные серверы, что противоречит политикам безопасности и правилам обработки печатных заданий большинства российских компаний. В Единый реестр отечественного ПО включены интересные решения с нужным пользователю функционалом, отвечающие требованиям безопасности.
Системы управления печатью (СУП)
От системы по управлению печатью чаще всего требуется:
- организация безопасной печати, копирования и сканирования с авторизацией пользователей,
- логирование заданий и сбор персонализированной статистики,
- формирование и контроль выполнения правил и политик печати. Например, ограничение доступа к определенным функциям печатного устройства, квотирование объемов печати и перенаправление больших заданий на более производительные устройства, печать в двустороннем формате и т. д.
Распространено мнение, что системы управления печатью включают функции мониторинга и сбора статистики. Действительно, существуют универсальные системы, в том числе от российских производителей, которые объединяют модули мониторинга и управления печатью, но чаще компании устанавливают продукты отдельно, чтобы получить максимум от каждого.
Реализовать безопасную печать можно в двух вариантах:
- с установкой считывателя магнитных карт, embedded-приложения (встроенного приложения) и управления заданиями непосредственно с дисплея МФУ,
- с креплением МФУ или рядом с ним внешних терминалов управления, которые содержат как дисплей для работы с заданиями, так и встроенный считыватель.
При встроенном варианте на устройстве устанавливается минимум дополнительных аппаратных компонентов. Преимущественно это только считыватель, который фиксируется в специальных посадочных местах под панелью устройства. Пользователь авторизуется, прикладывая магнитную карту к промаркированному месту авторизации, затем выбирает нужные функции и управляет выполнением своих заданий — печати, копирования или сканирования. Альтернативные варианты авторизации — PIN-код или комбинации «логин-пароль». Такой вариант долгое время был самым привычным и предоставлялся в рамках популярных международных решений.
Встроенное решение представляет собой интеграцию на уровне производителя «железа». Создание подобного приложения возможно, если производитель ПО подписал соглашение с изготовителем техники о разработке и получил доступ к технической документации и SDK (Software Development Kit, комплект для разработки ПО). Иногда печатный вендор не только предоставляет доступ к комплекту технической информации, но и привлекает свою R&D-команду для активного участия в процессе разработки и верификации решения.
В связи с тем, что часть международных производителей печатной техники заморозила поставки оборудования в РФ, согласовать подобную разработку после 2022 года для стало практически невозможно. Из-за этого отечественные производители ПО могут использовать только раннее согласованные и разработанные совместно с вендорами встроенные приложения, а значит, список совместимости решений и оборудования в некоторых продуктах ограничен.
Тренд на импортозамещение в направлении офисной печати начался несколько лет назад, уже появились новые компании и разработки в этой сфере. Тем не менее пока еще нет решения, которое подошло бы абсолютно всем. Создание конкурентоспособного с западными аналогами продукта требует времени и усилий.
Сложности самостоятельной установки
Как сервис-провайдер мы активно тестируем различное ПО и замечаем, что каждое имеет технические нюансы. Так, некоторые решения ориентированы на системных администраторов, имеющих глубокие знания в области ИТ. Если в компании мало печатных устройств, то их можно легко интегрировать в систему. При наличии значительного парка техники, как, например, в ретейле, для внедрения и корректной настройки всех устройств потребуется определенное время.
В части сервиса печатного оборудования у бизнеса серьезных переживаний сейчас нет. Но в части ПО не всем хватает экспертизы для самостоятельного выбора и внедрения оптимального решения. Интеграция печатного оборудования в систему управления печатью требует комплексного подхода и тщательного тестирования решений. Важно выбирать программное обеспечение, которое соответствует потребностям бизнеса, полноценно интегрируется с текущим парком оборудования и обеспечивает надежную работу печатной инфраструктуры. Для этого компания может обратиться к реселлеру ПО, предоставить информацию о своем парке оборудования, развернуть небольшую пилотную установку с использованием триальных лицензий на основных проектных устройствах, а затем принять решение о масштабировании проекта.
За последние два года российские разработчики сделали значительные шаги в развитии отечественных продуктов. В реестр уже внесены постоянно модернизирующиеся решения. С точки зрения требований компании ориентируются на привычный функционал международных решений, который в текущих условиях не всегда может быть реализован в привычном виде и требует рассмотрения альтернативных вариантов. В то же время на рынке достаточно сервисных партнеров печатных вендоров, которые имеют экспертизу и возможность качественно обслуживать технику разных марок, внедрять программное обеспечение за разумные деньги.
Опубликовано 23.10.2024