Цифровая трансформация за девять шагов

Логотип компании
Цифровая трансформация за девять шагов
Как решить главные проблемы производственных предприятий с помощью технологий

Чтобы производство решилось на перемены, внедрение нового ИТ-решения должно быть оправданным и просчитанным. В отличие от других сфер, здесь каждое небольшое изменение может высвободить ресурсы, оцениваемые в миллионы рублей, — или же, наоборот, принести огромные убытки.

Мы автоматизируем крупнейшие компании страны уже 20 лет. Собрали гид по направлениям цифровой трансформации производств с кейсами из нашей практики. Мы вместе пройдем через главные вехи в автоматизации ключевых бизнес-функций, оценим их преимущества и расскажем о проектах с доказанной эффективностью, которые внедряют ведущие промышленные компании.

Итак, цифровая трансформация за девять шагов:

1) повысить управляемость с помощью ERP,

2) автоматизировать бюджетное управление,

3) трансформировать склады,

4) перейти на «умные» продажи,

5) ускорить согласования

6) тестировать изменения на моделях,

7) работать с аналитикой,

8) создать платформу для коммуникации,

9) делать большее при меньших инвестициях.

Впрочем, обо всем подробнее.

Шаг первый: процессы как на ладони

За качественным продуктом кроется не только отлаженная работа производственных цехов, но и зрелые процессы управления, планирования, закупок, расчетов, взаимодействия с контрагентами. И с ростом компании поддерживать все эти процессы без специальных ИТ-решений становится всё сложнее.

Внедрение систем для контроля над основными бизнес-процессами и инфраструктурой — первостепенная, фундаментальная задача. Поэтому внедрение ERP-систем, которые координируют работу предприятия, автоматизируют ключевые бизнес-функции, сводят к минимуму ручные операции и создают цифровую прозрачность – это необходимая база для дальнейшей трансформации бизнеса.

Такая задача стояла перед «Аквафор». Новая веха в развитии компании – и в России, и на международных рынках – требовала полной прозрачности производственных процессов и управленческого учета. Предстояло создать комплексную, централизованную и масштабируемую ИТ-систему, которая объединит все производственные и торговые компании холдинга в единую среду. «Аквафор» отказался от консервативных решений и выбрал облачную ERP-систему.

Облачная инфраструктура позволяет существенно экономить на масштабировании ИТ-решений, а также на подключении инновационных продуктов, технологий и инструментов. Кроме того, задача по ее поддержке не ложится на плечи ИТ-отдела и не требует дополнительных средств.

Шаг второй: бюджет на автомате

Бюджетирование в электронных таблицах – раздолье для человеческого фактора: забыл, не учел, случайно задвоил показатель. В масштабах производства малейшая ошибка может стоить миллионы рублей, а подсчет плановой себестоимости и вовсе превращается в невыполнимую задачу. На помощь приходят специализированные решения для автоматизации бюджетирования, которые существенно упрощают сложные многоуровневые процессы, обеспечивают «единую версию правды» различных вариантов планов и фактов их исполнения.

ОАО «Зарубежнефть» вышла на новый уровень управления активами и проектами в разных сегментах бизнеса за счет автоматизации планирования и бюджетирования. Система создает единый для всей группы механизм проведения бюджетной кампании и поддерживает прозрачный процесс создания бизнес-планов с горизонтом в три года и ежеквартального прогноза их исполнения. Рутинный ручной процесс происходит централизованно и по единым правилам, а значит, риск ошибок сведен к минимуму.

Сейчас внедрённое решение обеспечивает взаимосвязь и достаточный уровень детализации планов, сопоставимость данных дочерних обществ. В системе можно рассчитывать плановую управленческую себестоимость, сверять показатели оборота внутри группы, формировать консолидированную плановую отчётность, делать план-факт анализ — всё это в едином интерфейсе.

Пример «Зарубежнефти» не единственный. Подобные системы бизнес-планирования в разное время внедрили такие компании как Газпромнефть, ОАК, «Корпорация «Иркут», «Компания «Сухой», «Вертолёты России», ПМХ, ГК «Русагро», ТОАЗ и многие другие добывающие и перерабатывающие производственные компании.

Шаг третий: склад на грани фантастики

Современное ПО для склада способно повысить прозрачность работы, настроить сквозное отслеживание товаров, сократить издержки, наладить работу с разными квантами товара и свести к минимуму человеческий фактор. В этом бизнесу помогают WMS-системы. На деле они способны решать и локальные важные задачи: контролировать правильность хранения товаров, проводить сквозное отслеживание сырья и даже поштучно отгружать продукцию. Для одних это возможность повысить качество сервиса, а для других — шанс быстро перейти на модель D2C и удовлетворять потребности не только оптовых, но и розничных.

Одна из крупнейших мировых производственных компании автоматизировала весь контур производственно-складской базы. Это поддержало бесперебойную работу фабрики и обеспечило своевременное перемещение продукции с производственного склада на склад готовой продукции. Теперь WMS полностью управляет «жизнью» склада: хранением на производстве, учетом партий. Больше никаких ручных операций — все автоматизировано в рамках доработок системы, даже нетипичные процедуры

А производителю автомобилей и автозапчастей удалось автоматизировать полный цикл товаропотоков складов, «подпитывающих» товарные запасы дилеров в регионах России. Единая архитектура позволила организовать полный цикл складской обработки и хранения товаров и централизованно управлять данными по главному и региональным складам. Теперь всё управление цепочками поставок — как на ладони.

Шаг четвертый: продажи с «умом»

Производители стремятся планировать производственную загрузку с учетом реальных потребностей покупателей и напрямую управлять циклом продаж. Для этого они всё чаще прибегают к использованию цифровых инструментов.

Одно из таких решений — B2B-порталы, оптовые интернет-магазины, автоматизирующие рутинные операции по оформлению заказов крупных партий и переводящие бизнес-клиентов на самообслуживание.

Читайте также
Российский ИТ-рынок в 2024 году продолжает сталкиваться с новыми вызовами на фоне санкций, логистических трудностей и сокращения импорта технологического оборудования. IT-World проанализировал состояние рынка с акцентом на ключевые сегменты и их динамику в условиях новых экономических реалий.

«Газпромнефть — смазочные материалы» автоматизировала взаимодействие с дистрибуторами и повысила точность прогнозирования производства нефтехимии благодаря личному кабинету B2B-портала. Онлайн-площадка автоматизировала весь процесс оптовых продаж нефтепродуктов: от планирования потребности до исполнения закупки. Теперь дистрибуторы самостоятельно оформляют прогнозную заявку на закупку (заполняют форму, оформляют дополнительное соглашение), далее в режиме реального времени отслеживают информацию о согласованных объемах и прайс-листах, а затем контрактуют продукцию и формируют разнарядку на доставку. В личном кабинете контрагент сам контролирует свои финансовые показатели, информацию по каждому договору, подает заявки на спеццены, отслеживать план/факт по заявленной и отгруженной продукции и резервирует нераспроданные остатки. Все самостоятельно — почти без участия менеджеров.

Шаг пятый: молниеносные согласования

Чем больше в компании уровней согласований, тем дольше идея воплощается в жизнь. В производстве длительность этого процесса напрямую влияет на результат: не подписал договор вовремя — не закупил сырье — не произвел партию — нарушил срок поставки дистрибьютору.

Сегодня электронным документооборотом не удивишь ни одну российскую компанию. Но на смену внедрениям базовых СЭД приходит модернизация уже внедренных ранее систем и подключение новых продвинутых инструментов, расширяющих возможности конкретных сегментов бизнеса.

Производственная компания «Борец», одно из крупнейших международных предприятий нефтяного машиностроения, оцифровала и упорядочила нетиповые процессы работы с документами, которые сопровождают разработку, производство и сервисное обслуживание погружного нефтедобывающего оборудования.

Перед тем, как произвести продукт, компания получает заявки от заказчиков, производит экономическую оценку возможности тиражирования, потенциального спроса и маржинальности и затем принимает решение о подготовке производства. Чтобы упорядочить управление жизненным циклом продукта компания внедрила PLM-систему. Теперь в системе формируются планы разработки, график изготовления и испытаний, составляется технико-экономические обоснования, а также планируются расходы. В результате весь цикл регламентирован и автоматизирован, а топ-менеджмент всегда знает статус текущих проектов, контролирует процесс и может быстро оценить ситуацию, чтобы принять взвешенное и обоснованное решение.

Чтобы улучшить процесс обработки тендерной документации и снизить трудозатраты (сотрудникам приходилось вручную разбивать огромные таблицы в Excel и отправлять их на оценку и проработку в разные департаменты, что отнимало много времени и могло приводить к ошибкам и даже потере данных) компания внедрила специализированный модуль подготовки тендерной документации. Система помогла ускорить проведение тендеров и максимально автоматизировать его, повысить качество и прозрачность процессов, снизить влияние человеческого фактора. Теперь сотрудники компании централизованно отслеживают статусы выполнения задач разных подразделений по заполнению спецификаций, оперативно готовят технические предложения, вместе разрабатывают и редактируют тендерную документацию и при необходимости проводят мониторинг вносимых в систему изменений, контролируют версионность и просматривают статус обработки.

Шаг шестой: моделирование в действии

Раньше, чтобы спрогнозировать финансовый результат возможных изменений и оценить их целесообразность, компании использовали электронные таблицы. Они позволяли еще до внедрения новшеств предсказать, как поведет себя производство под влиянием различных факторов и каким будет эффект.

Но для сложных задач финансового планирования нужны специализированные решения, которые могут учесть гораздо больше взаимосвязей и влияющих друг на друга факторов, работать огромными массивами данных и строить точные прогнозы на несколько десятилетий вперед. Внедрение подобных ИТ-инструментов становится практически обязательным.

Чтобы принимать инвестиционные и управленческие решения Polymetal производил в электронных таблицах финансовое моделирование развития месторождений с горизонтом 20 лет. Но инструмент не мог консолидировать большие объемы данных, создавать нескольких версий отчетности и моделировать долгосрочные сценарии, зависящие от различных факторов.

Специализированное ПО позволил бы в режиме реального времени создавать сценарии анализа в удобном интерфейсе и в единой системе планировать ключевые натуральные и финансовые показатели, производить сценарное моделирование результатов в зависимости от макропараметров и автоматически получать консолидированную отчетность по всем месторождениям.

Сперва были сформированы требования к эталонной модели месторождений и перерабатывающего комбината. Далее — подготовлены формы, алгоритмы, информационные панели для формирования экономики месторождений в зависимости от характеристик, производственных показателей, бюджетных нормативов и макропараметров. В итоге была создана новая система, которая производит сценарное моделирование и анализ показателей — в том числе для оценки эффективности активов.

Шаг седьмой: единая точка правды

Один из трендов во многих индустриях — data-driven подход. Компании любых профилей и любых масштабов стремятся опираться при принятии своих решений на объективные данные, а не на интуицию. Это помогает принимать верные и обоснованные решения, а не экспериментировать на основе предчувствий.

Консолидация разрозненных аналитических данных в единую систему, создание визуализаций и автоматических отчетов — то, над чем сейчас работают многие компании в ритейле, логистике и, конечно, производстве.

Пример применения такой технологии — аналитическое решение для одного из российских заводов. До 2019 года отчетность по основным показателям деятельности для руководителей строилась вручную с использованием Excel и PowerPoint. Для такой работы с данными, подготовки отчетов и визуализаций нужно было много времени и ручного труда.

Самой главное проблемой для предприятия были сбор и обработка исходных данных. Чтобы автоматизировать учет и анализ в компании внедрили BMP-платформу и интегрировали ее с другими системами компании. Решение позволило сформировать более 40 дашбордов по 70 показателям и более 110 визуальных элементов (графиков, табличных форм, отслеживаемых KPI).

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Другое крупное производственное предприятие автоматизировало сбор, обработку данных и «рабочее место руководителя», что позволило создать единое информационное пространство для анализа и удобный дашборд для менеджеров со всей информацией, нужной для принятия решений.

Шаг восьмой: общий информационный контур

Все больше компаний задумываются, как объединить разные департаменты, проекты и производства и скоординировать их действия для достижения стратегических целей. Для этого заводы и фабрики все чаще внедряют корпоративные порталы и решения для управления задачами и стратегией.

Пивоваренной компании «Балтика» было важно упростить работу со стратегическими целями компании. Благодаря автоматизации теперь каждая цель в компании разбивается на задачи, за выполнения которых отвечает конкретный сотрудник. Ход выполнения задач и результативность сотрудников также отображаются в системе — в единой «карте целей». Инструмент связал действия каждого специалиста с общими корпоративными целями, стратегию и тактику, обеспечив удобство контроля «куда идет компания» и выстроив прозрачную мотивацию сотрудников на базе результатов.

Шаг девятый: больше возможностей при меньших инвестициях

Не все компании готовы внедрять новые ИТ-инструменты. Им предстоит прорасти во все существующие системы предприятия, и многие боятся, что внедрение будет долгим, масштабным дорогим.

Но если компания уже работает с эффективной ИТ-системой, которая неплохо справляется с задачами, логичнее оптимизировать ее работу или разработать для нее дополнительный функциональный блок.

Например, чтобы эффективнее вести учет, можно расширить возможности за счет разработки дополнительной функциональной части: логистики, финансов, контроля. В одном из наших проектов такой подход позволил создать в существующей системе личный кабинет покупателя и поставщика.

Менять CRM не планировалось (она была удобна для клиентов), а вот информации в ней было недостаточно для полноценной картины в личном кабинете. ERP же, по сути, хранила данные о предыдущих заказах и позволяла строить ценообразование с учетом разных способов доставки. И нужно было интегрировать уже работающий в компании ERP с CRM так, чтобы у всех клиентов компании отображалась вся история взаимодействия, статус текущих заявок и возможность получения скидок.

Теперь каждый клиент контролирует в системе свои заявки и оплаты, видит историю контактов с промышленным предприятием и даже отслеживать перемещение заказа.

***  

Промышленная ИТ-революция уже наступила, и задача крупнейших предприятий сейчас — совершить собственный промышленный переворот, который не останется незамеченным. Этот гайд не охватывает все технологичные решения, которые помогут автоматизировать рутину и ускорить работу над проектами. Но на сегодняшний день это можно считать гигиенической базой, которая принесет результат в виде миллионов сэкономленных рублей и станет надежной основой для дальнейшей трансформации.

Группа экспертов КОРУС Консалтинг

Опубликовано 24.06.2021

Похожие статьи