Корпоративная почта: востребованная лазейка для киберпреступников

Логотип компании
Корпоративная почта: востребованная лазейка для киберпреступников
Чтобы обезопасить свою компанию и, возможно, избежать серьезного ущерба, нужно понимать, каким образом корпоративная почта подвергается атакам, каковы основные угрозы и что можно сделать для минимизации рисков.

Темпы развития цифровизации в бизнес-среде уже мало кого удивляют. В нашем распоряжении оказывается все больше новых продвинутых инструментов и алгоритмов машинного обучения, однако корпоративная электронная почта по-прежнему остается одним из ключевых инструментов коммуникации. При этом она же становится все более привлекательной мишенью для киберпреступников. Согласно последним данным, число кибератак на корпоративные почтовые ящики продолжает расти, а методы хакеров становятся все более изощренными. Объем фишинговых атак вырос на 40% по сравнению с предыдущим годом, при этом стоит учитывать высокую латентность таких атак.

Чтобы обезопасить свою компанию и, возможно, избежать серьезного ущерба, нужно понимать, каким образом корпоративная почта подвергается атакам, каковы основные угрозы и что можно сделать для минимизации рисков. Ответы на эти вопросы не только помогут сформировать более полную картину текущей ситуации в области информационной безопасности, но и определить стратегии для более эффективной защиты корпоративных ресурсов.

Уязвимые места

Слабости в программном обеспечении часто становятся точками входа для злоумышленников, желающих скомпрометировать корпоративную почту. Здесь можно привести два примера: эксплоиты ProxyLogon для Exchange, поставившие под угрозу сотни тысяч серверов во всем мире, и уязвимость в Exim, зарегистрированную совсем недавно, 30 сентября 2023 года.

Подобного рода «дыры» в безопасности позволяют атакующим обойти системы аутентификации и получить несанкционированный доступ к почтовым ящикам. Злоумышленники могут прочитать, изменить и даже удалить ваши электронные письма. Некоторые уязвимости также позволяют атакующим запустить свой произвольный код на удаленном сервере и получить полный контроль над вашей системой.

В случае с Exchange может быть полезна регулярная установка патчей и обновлений от Microsoft, однако даже техногиганты мирового масштаба часто реагируют на подобные угрозы с задержкой.

Наиболее резонный способ обезопасить данные компании — по-прежнему регулярное обновление систем вместе с периодическим аудитом средств безопасности для выявления уязвимостей. Здесь важно играть на опережение и реагировать на информацию о новых уязвимостях как можно скорее: злоумышленники и открывают их, и начинают эксплуатировать очень быстро.

Виды атак и вредоносные тактики

Особое место среди методов атаки на корпоративную почту занимает фишинг. Этот относительно простой способ остается в числе наиболее эффективных даже при наличии развитых систем защиты.

Первая причина этого заключается в «человеческом факторе». Пользователи, не обладая достаточными знаниями в области ИБ, становятся легкой мишенью для хакеров. Например, письмо с поддельным адресом отправителя, мимикрирующим под адрес руководителя компании, может легко заставить сотрудника открыть вложенный файл с вредоносной программой или перевести деньги на указанный счет.

Вторая причина — сложность и многоуровневость корпоративных систем. На каждом этапе обработки электронного письма — от получения до хранения и отправки — существуют потенциальные уязвимости. Поэтому атакующие активно используют фишинговые техники, чтобы получить первичный доступ к системе, после чего начинают дальнейшее изучение сетевой инфраструктуры.

Наконец, свою негативную роль играет быстрота и масштабируемость фишинговых атак. Злоумышленники могут отправить тысячи писем за короткое время, повышая, таким образом, шансы на успешное проникновение в систему.

Помимо этого, свою позицию среди способов атаки сохраняет всем привычный спам. Не стоит его недооценивать: нежелательные письма не только портят настроение, но и могут содержать маскированные ссылки, которые перенаправляют пользователя на сайты с вредоносным ПО, или вложенные файлы, при открытии которых на устройстве пользователя запускается скрытый код.

Многие сегодня слышали и о методах социальной инженерии. Здесь подход строится на манипулировании сотрудниками для получения конфиденциальной информации. Здесь, опять же, атакующий может выдать себя за руководителя компании и запросить у финансового департамента срочный перевод средств.

Все большее распространение получают Man-in-the-Middle (MITM) атаки, когда злоумышленник перехватывает и, возможно, альтерирует сообщения между двумя сторонами. Этот тип угрозы часто сложно обнаружить без специализированных средств мониторинга безопасности, в числе которых системы обнаружения и предотвращения сетевых вторжений (NIDS и NIPS), шлюзы безопасности веб-приложений (WAF), а также зашифрованные протоколы передачи данных.

Стоит также упомянуть такие «классические» подходы злоумышленников, как атака на слабые пароли и подмена адреса отправителя письма на похожий.

С учетом того, что инструменты кибернападений становятся все более доступными, а спектр возможностей для атаки лишь расширяется, разумно, чтобы в компании о разнообразных методах атак и способах защиты от них знали не только сотрудники IT-департамента, но также руководство и персонал других подразделений.

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

Как предупредить атаку?

Чтобы противостоять разнообразным угрозам безопасности корпоративной почты, для начала можно предпринять несколько базовых шагов:

  1. Многофакторная аутентификация: хорошо известный метод, который требует от пользователя ввести в дополнение к паролю еще и код, отправленный на мобильный телефон, на электронную почту или в специальное приложение. Это затруднит жизнь злоумышленникам, даже если они уже получили ваш пароль.

  2. Адекватная настройка спам-фильтров: они будут отсеивать письма с подозрительным содержимым или от неизвестных отправителей.

  3. Обучение персонала: регулярные тренинги для сотрудников помогут им узнать, как распознавать фишинговые атаки, вредоносные вложения и методы социальной инженерии.

  4. Тестирование на проникновение: специализированные компании в сфере ИБ могут провести симуляции атак, чтобы выявить слабые места в вашей ИТ-инфраструктуре.

  5. Мониторинг и анализ: существуют программные решения для постоянного мониторинга трафика электронной почты и анализа необычных паттернов поведения, например решения от PT, Bi.Zone.

  6. Резервное копирование: постоянное обновление бэкапа важных файлов и переписки позволит быстро восстановить систему в случае успешной атаки.

  7. Цифровые подписи для писем: технология гарантирует, что письмо действительно отправлено утвержденным отправителем и не было изменено в процессе передачи. Это особенно важно для финансовых и юридических документов, где критичны целостность и подлинность происхождения информации.

Вам будет гораздо проще снизить риски непоправимого ущерба и укрепить защиту корпоративной почты, соблюдая эти рекомендации. Однако следует иметь в виду уже упомянутый «человеческий фактор» и обращать внимание на тенденции в поведении сотрудников.

Слабое место

Даже при наличии хорошо развитой системы ИБ низкая грамотность персонала может стать серьезным препятствием для эффективной защиты организации. Есть ряд типичных ситуаций, с которыми постоянно сталкиваются специалисты в сфере защиты данных.

Например, сотрудник, не прошедший соответствующего обучения, легко может открыть фишинговое сообщение и даже следовать инструкциям злоумышленника, скажем, вводя логин и пароль на поддельной веб-странице.

Отсутствие осведомленности о базовых принципах ИБ, таких как необходимость регулярного обновления паролей или неиспользование одного пароля для разных сервисов, также может привести к компрометации данных. Кроме того, сотрудник может просто случайно отправить конфиденциальную информацию на внешний адрес или сохранить ее в незащищенном месте, не осознавая рисков своего поступка.

Также часто встречается банальное неумение работать с ПО: ошибки в использовании VPN, инструментов шифрования или других средств безопасности являются плодом недостаточного обучения и упрощают жизнь хакеров.

При этом сами злоумышленники становятся все более изобретательными, а методы атак — сложнее. Обучение сотрудников должно проводиться регулярно и включать в себя актуальные примеры и сценарии, адаптированные под специфику вашей организации.

В заключение

С учетом быстрого развития технологий и углубления процессов цифровизации число атак неизбежно будет расти. Поэтому важно не только внедрять у себя в компании передовые технологии защиты, но также адекватно оценивать существующие рисков и уровень подготовки персонала. Держите руку на пульсе и не позволяйте себя обмануть.

Опубликовано 01.11.2023

Похожие статьи