Григорий Иванов: «Прогресс определяется средствами коммуникаций»
Ни одна компания не живет в вакууме — сотрудникам приходится постоянно общаться с поставщиками, подрядчиками, заказчиками. Ранее единственным корпоративным стандартом коммуникации была электронная почта на персональном рабочем компьютере. Сейчас же понятия «рабочее место» и «рабочее время» размываются: деловое общение происходит в автомобиле, метро, кафе; а инструменты стали разнообразнее: мобильные приложения, мессенджеры, видеоконференции. Унифицированные коммуникации — способ не только сделать общение более удобным, но и вернуть деловой трафик в компанию и защитить его от утечек.
Тем не менее, по словам нашего собеседника Григория Иванова, основателя компании Neutronix, «ни у одной большой корпорации в мире нет продукта, который обеспечивал бы весь объем унифицированных коммуникаций и покрывал все потребности пользователей». Почему так сложилось и что собираются предпринять группа компаний Neutronix и другие участники альянса, мы выяснили в ходе интервью.
Унифицированным коммуникациям уже несколько десятков лет. Почему именно сейчас разработчикам потребовалось усилить это направление путем создания альянса?
Ответ лежит на поверхности — пандемия подстегнула интерес к данной форме корпоративного взаимодействия. Но я считаю, и многие мои коллеги со мной согласны, что пандемия — это все-таки не главный катализатор. Реальной причиной создания альянса стало неудовольствие крупных компаний решениями, которые не выдержали проверки, устроенной пандемией. Продукты для корпоративных коммуникаций, чья основа была заложена еще 20 лет назад, серьезно отстали от поведенческой модели пользователей. Как вы думаете, что говорят сотрудники, большинство которых в эпоху зарождения корпоративных коммуникаций еще в школу ходили, когда им сообщают, что стандарт делового общения в компании опирается на e-mail? Между собой в мессенджерах они шутят о том, как хорошо, что от них не требуют отправлять документы и письма факсом. Сегодня все понимают, что простой обмен письмами не может быть основным инструментом как внутренних, так и внешних деловых взаимоотношений. Требуется более широкий функционал: интерактивные календари, файловые хранилища, документооборот, обмен мультимедиа и многое, многое другое. В рамках альянса мы хотим предоставить крупным корпоративным клиентам продукт, который вернет общение их сотрудников в контур компании. За каждым участником альянса годы НИОКР, багаж успешно реализованных кейсов, обкатанные сценарии совместного применения, разработанная документация и т. д. Цель альянса — чтобы каждая из подсистем, созданная его участниками, при интеграции предоставляла возможности, которые по отдельности не могут дать даже крупнейшие вендоры унифицированных коммуникаций. Мы пошли по пути объединения лучших решений, а не покупки популярных сервисов. Мы считаем себя визионерами этого подхода, а в некоторых областях — пионерами. Мы предлагаем рынку новые продукты, а не те же самые в новой обертке.
А как планируется строить сотрудничество? Это будет единый продукт альянса или множество продуктов, объединенных одним брендом?
У нас есть единый архитектор альянса. Его задача — развивать прикладные сценарии использования продуктов Neutronix, Vinteo, CommuniGate Systems и eXpress. Единая архитектура предполагает кросс-функциональные связи между продуктами. Эти доработки попадают в основную ветку продуктов каждого вендора. Мы создаем независимые продукты, которые, тем не менее, интегрированы между собой, какие бы решения заказчики ни выбирали. Важно, что члены альянса обеспечивают кросс-функциональность своих продуктов, во-первых, «из коробки», а во-вторых, и при дальнейших обновлениях, как минимум в горизонте пяти-восьми лет. Ведь часто бывает, что в рамках проекта вендор разрабатывает решения, которые интегрируются с продуктами другого производителя, но при этом проблема заказчика не решается, ведь при обновлении одного из таких продуктов никто не ручается за сохранение возможностей гибкой интеграции. Внутри альянса принята политика, согласно которой каждый вендор, выпуская релиз-кандидат, проверяет его на совместимость с решениями других участников. То же самое можно сказать о сервисной поддержке. Ни один вендор не будет менять службу сервиса ради другой компании, а мы будем, потому что ориентируемся на «коробочные» решения, объединенные, повторяю, общей кросс-функциональностью.
Но существуют и другие способы получить желаемое. Привлечь системных интеграторов, создать собственное решение...
Горизонт, на который планируется внедрение решений интеграторами, — пять-восемь лет. Надо понимать, что на этот период вендоры имеют разные дорожные карты развития продуктов: у каждого по-своему меняется версионность, применяемые технологии и прочее. В таких условиях размывается ответственность. Самостоятельно внедряя разные решения, невозможно прийти к разработчику ВКС и заявить, что решение перестало интегрироваться с почтой, например, и наоборот. Когда внедрение происходит через интегратора, подобные вопросы решает он, но ответственности при этом не несет, поскольку не занимается «синхронизацией» разработок. Кроме того, при таком подходе, заказчик не получает никаких гарантий.
А нередкие ситуации «разработки под заказ»?
К сожалению, вендор слишком часто не может справиться с искушением обещать выполнить все пожелания клиента, лишь бы заполучить крупный заказ. Желание угодить понятно, но зачастую неисполнимо, потому что за разработкой каждой подсистемы кроется труд, требующий десятков, а то и сотен человеко-лет. Нельзя написать Zoom за несколько месяцев, особенно если до этого вы долгие годы занимались развитием почтового клиента или мессенджера. В результате я не могу назвать ни одного вендора, способного на одинаково высоком уровне разработать все приложения, входящие в систему унифицированных коммуникаций. Гипотетически для каждой из функций UC (unified communications — унифицированные коммуникации) можно было бы обратиться к отдельным разработчикам, которых на рынке сейчас довольно много. Все они амбициозны и дерзко заявляют о том, что способны в кратчайшие сроки решить любые задачи заказчика. Но в альянсе мы понимаем, что, чем крупнее бизнес, тем выше цена ошибки не только для заказчика, но и для нашей репутации, поэтому предостерегаем от передачи такого непростого и критичного для бизнеса процесса фактически в руки стартаперов. Мы все знаем примеры подобных проектов, подавляющее их большинство не дотягивает по уровню надежности даже до минимума, к которому пришли участники альянса за десятки лет собственных разработок.
Наконец, третий вариант, который мне кажется очень плохим подходом, — разработка подобного решения собственными силами. Создание качественного продукта требует не только временных и финансовых инвестиций, но и ресурсов для развития. Мы в альянсе считаем, что каждый из участников является экспертом в своем направлении, а значит, не конкурируя друг с другом в этих областях, вместе мы можем предложить рынку enterprise наиболее качественное совместное решение. Все вендоры в альянсе сосредоточены на работе с крупными и очень крупными заказчиками. Критерии выбора систем для среднего и малого бизнеса отличаются от таковых в крупном бизнесе тем, что последний может себе позволить требовать не только создания самого специфичного функционала, но и его соответствия строгим стандартам безопасности и надежности. Часто необходимо брендирование, возможность адаптации системы под решение разных коммуникационных задач, гибкость в отношении количества участников коммуникации и многое другое. Все эти факторы не позволяют корпорациям быстро и часто менять системы коммуникаций. Крупный заказчик готов переплатить, если будет уверен, что его пожелания гарантированно учтут, а система останется стабильно производительной в ближайшие пять-восемь лет.
А можно ли рассказать о планах по развитию продуктов и партнерства за это время?
В течение первого полугодия 2022 года мы зафиксируем первый релиз продукта, который сейчас носит название UC 3.0. Его функционал будет доступен заказчикам «из коробки». Для него готовы вся документация, техническая поддержка, и, условно говоря, весной-летом мы выпустим этот продукт. В течение всего года мы будем собирать функциональные требования клиентов, дополнять продукт с их учетом и готовить следующую версию. Другими словами, наступающий год станет годом формирования продукта. Вторая задача на этот период — добиться, чтобы продукт стал более удобным, чем WhatsApp и Telegram, для рабочих целей, и постараемся вернуть коммуникацию сотрудников в контур корпораций. У нас «в рукаве» несколько козырей: например, использование искусственного интеллекта. Технология позволит создавать саммари деловых видеовстреч, на которых не могли присутствовать все члены команды, с назначением ответственных за исполнение задач. Кроме того, общие документы будут доступны в контуре одного приложения и многое другое. Таким образом, в течение ближайшего года мы будем делать наш продукт все более дружественным и комфортным не только с точки зрения функциональности, но и с учетом ментальности пользователей, их привычек и особенностей. Хотя мы развиваем абсолютно конкурентный продукт, без каких-либо скидок на импортозамещение, весь следующий год намерены ориентироваться лишь на российский рынок, а выход за рубеж предполагается не раньше 2023 года.
А нет планов по расширению альянса?
Члены альянса закрывают 90% потребностей рынка. Чтобы ввести в него пятого игрока, мы должны выполнить и в дальнейшем поддерживать взаимную интеграцию всех продуктов, что не так просто. Поэтому пока мы лишь внимательно изучаем рынок и оцениваем возможных кандидатов. Что же касается более отдаленной перспективы, я в принципе не готов сейчас определить, где мы будем через восемь лет. Пока изучаем динамику, строим дорожные карты. Но рынок быстро и зачастую неожиданно меняется. Могу лишь обещать, что мы будем следить за трендами и не пропустим новейших веяний.
Опубликовано 26.01.2022