Внедрение новых технологий в приоритете у предпринимателей
В список необходимых мер вошли обеспечение персонала новыми технологиями и оборудованием, сервисами коммуникации и совместной работы, позволяющими перевести бизнес в онлайн, а сотрудникам — работать удаленно или в гибридном формате.
В тройку наиболее значимых активностей в сложный для бизнеса период вошли сохранение рабочих мест (об этом сообщили 65% респондентов) и поддержание бизнеса любой ценой (62%). Для этого собственникам бизнеса пришлось принимать непростые решения. Так, в 40% компаний был сокращен бюджет, в 30% временно закрыты некоторые или все офисы и другие физические площади (например, торговые точки или склады). В то же время были и те, кто увидел в сложной ситуации новые возможности. В каждой пятой небольшой компании были запущены новые продукты или услуги.
В результате опроса выяснилось, что удержание персонала стало приоритетом для компаний даже несмотря на вынужденное сокращение бюджета. Так, в следующие 12 месяцев в 42% предприятий МСБ-сектора планируется повышение зарплат.
«Мы видим, что вызванные пандемией сложности породили у бизнеса новые потребности в технологиях. Особую актуальность приобрели онлайн-сервисы. И предприятия, род деятельности которых позволял запустить их, оказались в более выгодном положении по сравнению с теми, для которых цифровизация по каким-либо причинам была невозможна. К счастью, существует множество простых в управлении сервисов, включая бесплатные, для установки, управления и обслуживания которых не нужен выделенный IT-администратор. Однако еще раз хочется отметить, что такая цифровизация должна быть безопасной», — прокомментировал Андрей Данкевич, эксперт «Лаборатории Касперского» по киберзащите малого и среднего бизнеса.