Демократизация CPM: всем сестрам по серьгам

Логотип компании
Демократизация CPM: всем сестрам по серьгам
С ПО класса CPM (Corporate Performance Management), одного из сегментов бизнес-аналитики, российские банки знакомы без малого два десятка лет. Эти системы, реализованные на основе хранилищ данных, предназначены для сбора первичной информации...

В списке приоритетов IT-директоров западных банков данные и аналитика неизменно занимают призовые места (Gartner Survey Finds Banking and Investment Services CIOs are the Most Focused on Digitalization. October 30, 2017; Gartner Data & Analytics London Day One. March 19, 2018). Главная причина – практическая значимость бизнес-аналитики для заказчиков как инструмента, помогающего дифференцировать организацию в глазах потребителей и создавать конкурентные преимущества.

С ПО класса CPM (Corporate Performance Management), одного из сегментов бизнес-аналитики, российские банки знакомы без малого два десятка лет. Эти системы, реализованные на основе хранилищ данных, предназначены для сбора первичной информации для дальнейшего представления в различной банковской отчетности и автоматизации управленческих задач, таких как финансовое планирование и бюджетирование, подготовка управленческих отчетов и управление прибыльностью, в том числе трансфертное управление ресурсами, аллокации накладных расходов и пр.

CPM-первопроходцы

Одними из первых заказчиков этих систем стали финансовые департаменты, а также топ-менеджеры и акционеры, которым финансовые службы докладывают о результатах работы банка.

На сегодняшний день банковских финансистов можно отнести к наиболее опытным пользователям систем управления эффективностью, именно они заложили практику CPM-самообслуживания. С помощью СРМ-решения они могут самостоятельно без привлечения IT-специалистов выполнять работы по совершенствованию применяемых банком моделей финансового управления и бюджетирования и их адаптации к меняющимся условиям бизнес-среды: настраивать управленческие модели, описывать алгоритмы расчета показателей, подбирать удобные формы отчетов, создавать и перенастраивать маршруты согласования бюджетных документов и контроля хозяйственных платежей и прочее. Например, в Новикомбанке сотрудники финансового управления самостоятельно корректируют модель расчета финансового результата, реализованную на CPM-платформе «Контур», - дополняют правила классификации новых лицевых счетов аналитическими признаками для их отражения в управленческой отчетности, проводят реклассификацию счетов в связи с изменениями в сегментации клиентов, перенастраивают правила перераспределения накладных расходов и т.д.

Для финансистов, использующих эти системы в качестве инструмента для детального препарирования всех слагаемых финансового результата по любому объекту аналитики, следующим шагом в освоении CPM-технологий, очевидно, должно стать совершенствование финансового планирования. Автоматизация на основе CPM-системы позволит перейти к централизованному бизнес-планированию с поддержкой сценарного анализа и прогноза денежных потоков, просчета плановых показателей с учетом индикаторов рынка, внутренних нормативов (курсов валют, трансфертной стоимости ресурсов и др.) и требований регулятора.

В зарубежных банках именно улучшение операционного бюджетирования и прогнозирования является вопросом, которому финансовые директора уделяют первоочередное внимание (Kaufman, Hall & Associates, LLC. 2018 CFO Outlook. Performance Management Trends and Priorities in Financial Institutions. 2018). Стоит отметить, что отечественные банки уже продвинулись в решении этой задачи, накопив практический опыт в применении специализированных CPM-решений для реализации сметного планирования и контроля в рамках хозяйственного бюджетирования, а также планирования финансовых результатов основной деятельности. Так, свыше двух десятков заказчиков Intersoft Lab внедрили приложение «Бюджет хозяйственных расходов». К примеру, в Примсоцбанке приложение задействовано для планирования сметы, контроля хозяйственных платежей и подготовки план-факт отчетности по бюджету, а данные сводной сметы используются при подготовке единого бюджета доходов и расходов банка. В Банке «Возрождение» уже более 10 лет на СРМ-платформе поддерживается технология коллективного планирования бюджетов - планы готовятся как в разрезе филиалов и центров финансовой ответственности головного офиса, разделенных на центры прибыли и центры затрат, так и по отдельным направлениям деятельности и банковским продуктам.

Но польза от CPM-системы не заканчивается на финансовой службе. Несмотря на то, что риск-менеджмент принято считать относительно молодой, динамично развивающейся дисциплиной, представителей риск-департаментов уже стали традиционными CPM-пользователями. Например, заказчиками хранилища данных «Контур» в Еврофинанс Моснарбанке и банке «Санкт-Петербург» выступили риск-менеджеры, а в банке группы СМП наряду с финансовым департаментом первыми пользователями CPM-системы стали и сотрудники департамента управления рисками.

В соответствии с базельскими стандартами и указаниями банка России, процессы управления рисками и капиталом банка должны выстаиваться на основе информационной системы, в которой можно сосредоточить данные для хронологического анализа, мониторинга и контроля всех видов рисков. Наличие полного объема данных по всем кредитным договорам в хранилище дает возможность службам риск-контроля выпускать отчетность для оценки, контроля и прогнозирования ликвидности, процентного риска и управления активами и пассивами, анализировать показатели качества рабочих активов, просроченной задолженности по винтажам, удельного веса просроченной задолженности в общей сумме рабочих активов и т. д.

Список CPM-заказчиков из финансового блока будет неполным, если не упомянуть о бухгалтерии и казначействе. Так, в банке «Санкт-Петербург» на базе хранилища «Контур» развернуты специализированные витрины данных для решения аналитических задач представителей этих подразделений, в частности для выполнения расчета отдельных, наиболее трудоемких, показателей для обязательной отчетности (показателя краткосрочной ликвидности по Basel III, кодов нормативов). По данным, собранным в хранилище «Контур», ведется подготовка отчетных форм по РПБУ в банке «Россия», группе СМП Банка, Еврофинанс Моснарбанке, Фондсервисбанке и др.

Примечательно, что банки, построившие хранилища данных преимущественно для решения управленческих задач, начинают использовать его как фундамент для решения множащихся RegTech-задач. Например, данные, уже собранные в хранилище, предположим для целей риск-менеджмента, могут быть эффективно использованы и другими подразделениями. Как показывает проектный опыт, кредитная витрина, используемая службами управления рисками, может, как правило, на 40-50% покрыть потребности бухгалтерии для реализации функции подготовки данных для обязательной отчетности. Сбор и данных о депозитах, ценных бумагах и прочих финансовых инструментах и построение соответствующих витрин также могут удовлетворить требования к составу данных со стороны казначейства, что позволит ему, вооружившись соответствующей прикладной CPM-функциональностью, взять на себя функции «внутреннего банка», осуществляющего перераспределение ресурсов между центрами прибыли в системе трансфертного ценообразования, и эффективно управлять процентным и валютным рисками банковского портфеля и риском ликвидности.

Начавшееся в последние годы внедрение в надзорную практику data-ориентированного подхода - введение стандарта МСФО 9 и модели вычисления рисков на основе внутренних рейтингов и др. – предъявляет очень высокие требования к исходным данным и несомненно подстегнет интерес к CPM-системам в части управления данными - консолидации, обогащения, контроля и обеспечения их качества. Кроме того, если учесть, что с организационной точки зрения переход на МСФО 9 лежит на пересечении функций отчетности, риск-менеджмента и бухгалтерии, совместное использование одних и тех данных и CPM-системы является выгодным для всех этих подразделений.

Ломка стереотипов:

CPM-системы перестают быть прерогативой финансового блока

Одна из тенденций последнего времени на рынке бизнес-аналитики - аналитическая поддержка бизнеса. Управленческая аналитика на базе хранилища данных становится востребованной у бизнеса: у руководителей и сотрудников бизнес-направлений, департаментов розничного и корпоративного бизнеса, продуктовых и клиентских менеджеров, акционеров и топ-менеджеров и др.

В 2017 году компания The Boston Consulting Group (BCG) провела сравнительный анализ эффективности в корпоративном банковском бизнесе, результаты которого показали снижение прибыли у значительной части зарубежных банков. По оценке экспертов, доходность корпоративного бизнеса в России во всех клиентских сегментах также находится под давлением. В качестве рецепта от консультантов BCG «прописана» цифровая трансформация, и важное место в ней занимают данные и аналитика (Цифровизация как ключ к повышению доходности корпоративного банкинга. Банковское обозрение. №5 МАЙ (232)/2018).

Не секрет, что в корпоративном банкинге бонусное премирование нередко опирается на объемы и количество продаж, без учета цены продажи продукта и его себестоимости, что далеко не всегда может обеспечить желаемый результат по доходности проданных продуктов. Сегментация клиентской базы, основанная на доходности обслуживания каждого клиента, позволяет построить соответствующую модель продаж для каждой группы клиентов, и в конечном итоге увеличить доходность всего клиентского портфеля.

Например, в Банке Казани, система управления прибыльностью на основе платформы «Контур» создавалась в интересах различных подразделений: финансового управления, бизнес-подразделений, топ-менеджеров. Для корпоративного бизнеса была разработана и выпускается аналитическая отчетность о прибыльности крупных клиентов и рентабельности продуктов.

Читайте также
О том, как живет и развивается проект «Умный город», чем он уникален и как вписывается в национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», порталу IT-World рассказывает Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город».

Что касается розничного бизнеса, то, как отмечают эксперты, его маржинальность снижается, а конкуренция между банками усиливается (Е. Пашутинская. ВТБ решил поддержать маржу за счет розничного бизнеса. РБК. 26 февраля 2018). Перспективной для продаж становится сегментация клиентской базы на основе модели потребления, для реализации которой нужно знать эффективность каждого задействованного канала продаж и рентабельность продуктов.

Для поддержки розничного бизнеса состав данных в хранилище банка «Санкт-Петербург» был расширен данными по пластиковым картам, а также данными по программе лояльности для клиентов. Собранная информация полезна для анализа потребительского поведения и оценки эффективности клиентов, совершенствования программы «ЯРКО» и подготовки персонализированных предложений, позволяющих держать баланс между выгодой для клиента и возможностями банка и его партнеров.

Хотя, как упоминалось выше, руководители и акционеры банков были одними из первых пользователей CPM-систем, сегодня они по-новому отрывают для себя CPM. Технологический прогресс, в первую очередь мобилизация и комодизация смартфонов и планшетов, а также зрелось самих CPM-решений привели к тому, что топ-менеджмент ожидает видеть управленческую аналитику мобильной - контролировать внутренние бизнес-индикаторы и отслеживать внешние значимые события с помощью мобильных устройств.

Перспективные пользователи CPM

В числе потенциальных пользователей CPM-систем - банковские маркетологи и эксперты по управлению человеческими ресурсами (HR). Маркетинг, основанный на данных и аналитике, становится неотъемлемой частью стратегии банков, а подбор ценных сотрудников и использование их потенциала для повышения прибыльности бизнеса - зона ответственности HR.

Опираясь на детальные количественные показатели прибыльности банковских продуктов, клиентов, каналов и точек продаж, и используя современные инструменты планирования и анализа, директора по маркетингу могут поднять качество всего комплекса маркетинга, а также непредвзято судить о результативности маркетинговых усилий и рассчитывать важнейший для CMO показатель - маркетинговый ROI.

В свою очередь HR-департаменты смогут получить объективную оценку вклада каждого подразделения и отдельного сотрудника в общий финансовый результат организации и использовать эти величины для разработки эффективных программ мотивации и обоснования каждого шага вычисления премиальных выплат.

Максим АСТАХОВ,

руководитель коммерческого офиса Intersoft Lab

Опубликовано 26.06.2018

Похожие статьи