Анализируя данные

Логотип компании
«Информация намного, намного дороже носителя!» — много лет твердили нам производители носителей информации, и, кажется, это сработало. Сейчас количество данных, сохраняемых компаниями, исчисляется петабайтами. К сожалению, это вовсе не означает, что они приносят им пользу...

Слишком много информации

Кто умножает познания, умножает скорбь.

Екклесиаст, глава 1, стих 18

Количество данных, хранимых компаниями, растет, удалять их – не вариант, поэтому надо что-то с этим делать. Когда Hewlett Packard Enterprise провела опрос среди своих клиентов, то оказалось, что большинство из них пребывает в растерянности: 52% не могут извлечь полезную информацию из накопленных данных, а 61% и вовсе «не полностью их контролируют».

К тому же информация научилась воспроизводить сама себя. Как заметил Алексей Петунин, исполнительный директор SAP CIS: «Теперь в процесс создания новых данных включились не только реальные физические объекты. Искусственный интеллект сам становится генератором данных». (Признаюсь, я вырвал эти слова из контекста, на самом деле они были сказаны в положительной коннотации. — Прим. автора.)


Анализируя данные. Рис. 1

Оплачивая очередное расширение дата-центра, покупку дисков для Data Warehouse или увеличивая объем облачного хранилища, руководители компаний ищут возможности извлечь прибыль из этого набора цифр, текстов, отсканированных документов и всего остального, что так очевидно требует затрат, поскольку занимает все больше места. А им хотелось бы получать аналитику и принимать управленческие решения, ориентируясь на эти данные, и управлять ими.

Рынок управления данными с точки зрения вендоров

Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Натан Ротшильд

Оценивая рынок систем управления данными, мы рассматривали не только СУБД, но и прикладные платформы — решения для предприятий, учитывающие особенности их бизнеса. И первое, что выяснилось: разработчики по-разному оценивают российский корпоративный рынок, его насыщенность и готовность к внедрению как СУБД, так и прикладных систем. Так, по словам Алексея Петунина: «Сегодня этот рынок можно назвать насыщенным, но нельзя сказать, что он зрелый. Дело в том, что многие поставщики предлагают разные нишевые продукты под определенные потребности клиента, но комплексных систем, покрывающих все задачи сразу, почти нет, и у компаний появляется не решение по управлению данными, а некое лоскутное одеяло, мелкие компоненты которого еще надо интегрировать между собой».

Российские же разработчики СУБД видят ситуацию иначе. По словам Романа Симакова, директора департамента развития системных продуктов «РЕД СОФТ», рынок отечественных СУБД, как и прикладных систем для управления данными и автоматизации бизнес-процессов, оценивается как достаточно зрелый, способный составить конкуренцию зарубежным компаниям. Тем не менее этот рынок не насыщен, поскольку разработка СУБД требует серьезных вложений».

Анализируя данные. Рис. 2

Дело в том, что полноценной конкуренции между глобальными разработчиками и российскими производителями СУБД, особенно по части прикладных продуктов, нет. Они встречаются в тендерах, но закрывают различные задачи своих пользователей.

Впрочем, существует нишевая конкуренция, и, по словам Ивана Панченко, заместителя генерального директора Postgres Professional, в отдельных нишах отечественные компании неплохо конкурируют с иностранцами, создавая технологически насыщенные, очень качественные решения.

Анализируя данные. Рис. 3

«Однако им трудно конкурировать с иностранными монстрами, предоставляющими большие, комплексные решения, покрывающие все потребности заказчика в широком спектре. Российским производителям еще предстоит этап создания софтверных мегакорпораций» – считает он.

С Иваном Панченко согласен и Иван Мугалев, генеральный директор компании «ОТ-ОЙЛ»:


Анализируя данные. Рис. 4

«Одно из ключевых преимуществ российских производителей платформ управления данными – узкая отраслевая специализация, отражающая долговременность присутствия того или иного вендора в отрасли. Это отражает не только максимальную глубину покрытия им отраслевой потребности, но и недостаточность покрытия задач в других отраслях».

Слишком дорого для большинства

Естественные монополии хребет российской экономики,

и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока.

Виктор Черномырдин

«Продукты универсальны, но зрелость отраслей в части использования их или их аналогов разнится, — утверждает Антон Балагаев, директор по консалтингу компании Arenadata. — Лидерами традиционно остаются телекоммуникационные, финансовые организации и розничная торговля — те, кто в прошедшие годы трансформировался в сторону client centricity в противовес product centricity. Последние несколько лет к ним подбираются нефтяная промышленность, производство, металлургия и добыча. Нельзя оставить за скобками и государственный сектор: ряд ведомств уже показывают высочайшую степень цифровизации, но многим еще предстоит пройти длинный путь».

Анализируя данные. Рис. 5

В начале этого пути, по мнению Антона Балагаева, стоят энергетика, сельское и лесное хозяйство. «Мировая практика уже есть, кейсы интересные, отдача должна быть существенной, но присущий этим отраслям здоровый консерватизм пока сдерживает результаты», — считает он.

Отраслевая специфика — вот где российский бизнес чувствует себя более спокойно. «Компаний с отраслевой экспертизой мало, — говорит Иван Мугалев («ОТ-ОЙЛ»). – Транснациональные компании не владеют российской отраслевой спецификой, а современные задачи управления данными базируются на особенностях процессов и традиций регионов, что повышает конкурентность отечественным производителям».

Зато транснациональные игроки обладают огромным ресурсом, который они вкладывают в развитие своего продукта. Фактически ни один из российских разработчиков решений для управления данными в одиночку не способен на подобные инвестиции. Зато на это способны open source. Мы задали вопрос вендорам систем управления данными: кого они считают своими конкурентами?

«Я бы разделил этот вопрос на два направления, — ответил SAP CIS в лице Алексея Петунина. — Первое – это глобальная конкуренция, здесь нашим основным оппонентом являются open-source-продукты. Второе – нишевые решения для разных задач, которые обозначает клиент: hadoop, системы управления базами данных, средства администрирования, загрузок, pipeline и др. Здесь мы конкурируем с российскими и иностранными поставщиками в зависимости от необходимого клиенту функционала».

«Свое ПО мы строим на opensource, поэтому сравнивать подход к инвестициям в продукт нужно не напрямую. Обширное community из множества компаний позволяет, во-первых, создать продукт с сопоставимым объемом вкладываемого кода, а во-вторых, может более гибко и динамично реагировать на потребности клиентов», — соглашается Антон Балагаев (Arenadata).

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

«На первый взгляд, все производители продукции управления данными предлагают один и тот же набор функциональности, но в реальности у каждого есть свои основные направления, можно сказать, «ноу-хау», в которые направляется большая часть инвестиций. Остальные же модули выгоднее покрывать open-source решениями или решениями партнеров/конкурентов. Поэтому в разных проектах вендоры создают гибриды из своих продуктов, а в разных тендерах эти компании могут быть и партнерами, и конкурентами» - говорит Иван Мугалев.

(Окончание следует)

Опубликовано 05.07.2021

Похожие статьи