Сбербанк и «Яндекс»: грядет ли раздел имущества?

Логотип компании
Сбербанк и «Яндекс»: грядет ли раздел имущества?
Поисковая система и интернет-портал «Яндекс» и Сбербанк готовятся прекратить сотрудничество в рамках двух крупных совместных проектов - «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Сам Сбербанк, как и инвестиционная компания Millhouse Capital, которой прочат статус наиболее вероятного будущего миноритария «Яндекса», назвали эти сведения не более, чем рыночными слухами.

Поисковая система и интернет-портал «Яндекс» и Сбербанк готовятся прекратить сотрудничество в рамках двух крупных совместных проектов - «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Сам Сбербанк, как и инвестиционная компания Millhouse Capital, которой прочат статус наиболее вероятного будущего миноритария «Яндекса», назвали эти сведения не более, чем рыночными слухами.

В капитале совместного предприятия «Яндекс.Маркет», созданного компанией «Яндекс» и Сбербанком РФ на базе одноименного сервиса по подбору товаров, и продвигающего сразу три проекта в области электронной коммерции - Яндекс.Маркет, маркетплейс «Беру» и маркетплейс Bringly, доли банка и IT-компании составляют сегодня по 45%, еще 10% находится в распоряжении менеджмента.

В другом предприятии, участие в котором партнеры готовятся прекратить – сервисе онлайн-платежей «Яндекс.Деньги» - Сбербанк РФ владеет капиталом в 75%, «Яндекс» - в 25% плюс одна акция.

Прекращение партнерства в этих проектах, утверждают информированные источники в СМИ, будет выглядеть следующим образом. Компания «Яндекс» выкупит у Сбербанка РФ его долю в «Яндекс.Маркет», останется единственным крупным акционером этого предприятия и далее будет самостоятельно заниматься развитием экосистемы проекта.

Сбербанк РФ, в свою очередь, получит 25% акций проекта «Яндекс.Деньги», которые сегодня принадлежат компании «Яндекс». После этого банк станет, фактически, единственным акционером сервиса онлайн-платежей, и снимет тем самым с компании «Яндекс» запрет на самостоятельное развитие других финтех-проектов.

Как прокомментировал ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков, такое изменение структуры владения в совместных проектах представляется вполне логичным. Для Сбербанка как структуры финансовых услуг более свойственна работа с деньгами, а для компании «Яндекс» важны направления рекламного дохода и маркетинга. Кроме того, эти шаги могут быть ответом на определенные изменения в поведении потребителей: шок от пандемии коронавирусной инфекции привел к увеличению дистанционной занятости и продаж через Интернет, что выявило интересы и экспертизы банка и IT-компании в соответствующих сферах.

Для дальнейшего развития проекта «Яндекс.Маркет» компания «Яндекс», утверждают источники информации, может разместить до 5% своих обыкновенных акций класса А (одна акция - один голос), что должно принести компании, исходя из текущей ее капитализации ($13,4 млрд), сумму порядка $670 млн. Кроме того, считают информированные СМИ, на выкуп доли банка в проекте «Яндекс» может направить средства от размещения облигаций на сумму в $1,25 млрд, произведенного в начале текущего года. Сбербанк РФ уже инвестировал в «Яндекс.Маркет» сумму в 30 млрд руб., но выкуп его доли, полагают эксперты, IT-компании придется произвести по рыночной цене. Правда, назвать предполагаемую сумму сделки они не смогли, но уточнили, что в апреле текущего 2020 г. аналитики оценили «Яндекс.Маркет» в сумму от 90 до 96 млрд руб.

Принять участие в размещении акций с большой долей вероятности могут инвестиционная компания Millhouse Capital, банк ВТБ и ряд других международных и российских инвесторов. К примеру, ВТБ и «Яндекс» уже работают над запуском совместного проекта - сервисом для непрофессиональных инвесторов для торговли ценными бумагами «Яндекс.Инвестиции». Но, считают информированные источники, ни один из новых возможных акционеров не консолидирует значительно более 1% и не будет претендовать на включение своих представителей в совет директоров.

О том, что Сбербанк РФ и компания «Яндекс» поняли, что их совместные предприятия в сферах e-commerce и финансовых технологий пересекаются и напрямую конкурируют с другими их проектами, СМИ сообщали еще год назад. Например, у Сбербанка РФ есть совместные проекты и с Mail.Ru Group - в сегментах онлайн-такси и доставки еды.

Как заявили источники, с этого момента у партнеров и начались расхождения во взглядах. Так, например, Сбербанк РФ хотел более плотной интеграции с IT-компанией, вплоть до вхождения в ее капитал, однако «Яндекс» предложение отверг. При этом, утверждают эксперты, банк не оставил идеи реализовать крупный проект в сфере интернет коммерции, и уже несколько месяцев интересуется покупкой какого-либо крупного онлайн-ритейлера.

Официальных сообщений, опровергающих или же подтверждающих муссирующиеся участниками рынка сведения, ни одна из сторон пока не сделала. Так, пресс-служба Сбербанка РФ, как и представитель Millhouse Capital, называют все «рыночными слухами», комментировать которые отказались. Пресс-служба ВТБ от комментариев воздержалась. Пресс-служба «Яндекс» заявила, что руководство компании действительно рассматривает возможную реструктуризацию своего владения в совместных предприятиях. Официальные сообщения о прекращении партнерства Сбербанка РФ и компании «Яндекс» в двух совместных проектах, как предполагается, могут появиться уже в июне текущего года.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Опубликовано 08.06.2020

Похожие статьи