Российский телеком прирастает подводными ВОЛС
Оптоволокно под водой на территории России начали прокладывать с 1990-х годов и с помощью ПВОЛС соединили Россию с европейскими государствами, а также такими странами, как Япония и Корея.
Всё началось в 1993 году с прокладки линии связи Копенгаген – Кингисепп)» длиной 1250 км и пропускной способностью 565 Мбит/с. Проект, осуществленный АО «Интертелеком» (предшественник «Ростелекома»), Telecom Denmark Ltd и GN Great Northern Telegraph Company Ltd, позволил в шесть раз увеличить число международных телефонных каналов РФ. Кроме того, эта ПВОЛС стала частью трассы «Копенгаген – Москва» протяженностью 2085 км, соединив Транссибирскую линию связи (ТСЛ) с европейскими государствами. Стоимость работ превысила $100 млн.
Затем наступило время строительства ПВОЛС на Дальнем Востоке. ТСЛ быстро загрузила подводную магистраль первого поколения от порта Находка до японского города Наоэцу, запущенную еще во времена СССР (в 1969 году) по дну Японского моря и проработавшую до 1995 года, когда ей на смену пришла линия «Россия – Япония – Корея».
Модернизация магистрали предполагала и перекладку самого кабеля по морскому дну, и усовершенствование обслуживающей аппаратуры, в частности оборудования береговой станции. Система второго поколения позволяла одновременно передавать около 10 тыс. телефонных или 80 телевизионных каналов.
Далее последовала международная ПВОЛС ITUR (Italy – Turkey – Ukraine – Russia), соединившая по дну Черного и Средиземного морей Италию, Турцию, Украину и Россию и введенная в эксплуатацию в 1996 году. Совладельцами ее кабельной системы стали 36 зарубежных телекоммуникационных предприятий: к этой ВОЛС имеются подсоединения в Италии (Палермо), Турции (Стамбул), на Украине (Одесса) и в нашем Новороссийске. Таким образом, ТСЛ получила выход на страны Северной, Южной Европы и Юго-Восточной Азии.
Подводные ВОЛС на Дальнем Востоке
Через 10 лет эксплуатации пропускная способность линии до Японии оказалась на грани заполнения, и «Ростелеком» совместно с японской фирмой KDDI в 2008 году запустил в эксплуатацию двухсегментную ПВОЛС, чьи возможности во много раз выше, чем в предыдущих поколениях. Магистраль «Россия – Япония» – это два равноценных кабеля общей протяженностью более 1,8 тыс. км, идущих на удалении друг от друга: в случае повреждения одного из них поток информации не остановится ни на секунду. Максимальная пропускная способность линии – 1,28 Тбит/с.
Далее планировались две внутрироссийские ПВОЛС на Дальнем Востоке: «Сахалин – Магадан – Камчатка» и «Сахалин – Курилы». Впервые о строительстве первой было объявлено в 2012 году: предполагалось участие «Ростелекома» и операторов большой тройки – «ВымпелКома», МТС и «МегаФона», но последний вышел из проекта и работы так и не начались.
В 2014-м «Ростелеком» принял решение действовать самостоятельно. Подряд на строительство выполнила компания Huawei. Начальный бюджет составил 3 млрд рублей, однако прокладка обошлась в 5 млрд рублей – с учетом модернизации наземной инфраструктуры. По данным TAdvisor, первоначально планировалось проложить дополнительный (резервный) канал – от Магадана до Камчатки, замыкающий «треугольник» Сахалин – Магадан – Чукотка, но из-за дороговизны от идеи отказались.
В итоге за 665 дней было проложено 250 км наземных линий и свыше 1700 км ПВОЛС от города Оха до поселка Ола близ Магадана (882 км) и далее до населенного пункта Усть-Большерецка недалеко от Петропавловска-Камчатского (884 км). Максимальная пропускная способность составила 8 Тбит/с, что способно обеспечить доступ к цифровым услугам связи 500 тыс. человек. В 2017 году объект был введен в эксплуатацию.
В том же году «Ростелеком» приступил к реализации проекта «Сахалин – Курильские острова». Линия, связавшая Южно-Сахалинск с островами Итуруп, Кунашир и Шикотан по дну Охотского моря, вошла в эксплуатацию в 2019 году: ее общая протяженность превысила 850 км, включая 765 км подводного участка, а максимальная пропускная способность составила 8 Тбит/с.
В ходе работ была полностью подготовлена прибрежная телекоммуникационная инфраструктура: к оптике подключили не только дома и квартиры курильчан, но и органы государственной власти, а также социально значимые объекты. Стоимость проекта составила 3,3 млрд рублей, из них 2,7 млрд — из федерального бюджета, а еще 0,6 млрд — собственные средства «Ростелекома». Кроме того, компания дополнительно инвестировала около 100 млн рублей в модернизацию инфраструктуры связи на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан.
Обе подводные ВОЛС на Дальнем Востоке значительно повысили уровень проникновения телекоммуникационных услуг в Магаданской области и Камчатском крае: практически все СМБ-компании региона были подключены к оптическим линиям связи.
Новые проекты подводных ВОЛС на Балтике и Севере
Следующей важной вехой стала линия связи между Кингисеппом и Калининградом по дну Балтийского моря, которая напрямую соединила материковую часть РФ с Калининградской областью, минуя территории сопредельных государств. Благодаря реализации проекта «Ростелекома», в феврале 2021 года самый западный регион нашей страны был подключен к единой системе передачи данных.
Строительство продолжалось два года. Линия протяженностью 1115 км обладает пропускной способностью 100 Гбит/с с возможностью расширения до 8 Тбит/с. До этого российский регион был вынужден использовать для связи каналы иностранных операторов, что представляло серьезную проблему с точки зрения информационной и инфраструктурной безопасности. Новый подводный кабель зарезервирован спутниковым каналом.
Теперь уже явно наступает время практических решений для полярных проектов в Северном Ледовитом океане. Ранее это считалось невозможным, но климат изменился, таяние ледяного покрова позволяет решить эту насущную, пусть и весьма дорогую задачу. К примеру, в США уже в 2010-е годы была проложена подводная ВОЛС вдоль побережья Аляски.
В России тоже рождались интересные идеи, такие как РОТАКС (российская трансарктическая кабельная система), предполагавшая прокладку трансконтинентальной телекоммуникационной трассы по дну Северного Ледовитого океана по маршруту Лондон – Токио с ответвлениями к ряду населенных пунктов на территории РФ. Этот проект компании «Поларнет Проект» обсуждался, но о дальнейшей его судьбе я ничего сказать не могу.
В последние годы на повестке дня стояли еще три российских проекта – «Северное сияние», Arctic Connect, а также «Полярный экспресс», ставший, похоже, фаворитом. Эта ПВОЛС на трассе Мурманск – Владивосток протяженностью 12 650 км и пропускной способностью 104 Тбит/с сооружается под эгидой Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) подведомственными предприятиями – ФГУП «Росморпорт» и «Морсвязьспутник». Головным исполнителем определено АО «Управление перспективных технологий», оператором – компания «Морсвязьспутник». Главная цель – развить портовую инфраструктуру на трассе Северного морского пути и создать условия для цифровизации арктического региона и дальневосточных территорий страны.
К данному проекту уже присоединились ПАО МТС, АО «Атомэнергопром» и ООО «Единство» (ГК «Норникель»). Важнейшим событием стало подписание соглашения о сотрудничестве между «Росатомом», выступающим оператором Севморпути, и фирмой «Морсвязьспутник» – оператором ПВОЛС «Полярный экспресс». Проект уже вступил в практическую фазу реализации: изготовлены кабельные суда, построен завод в Мурманске, выпускающий по 150 км подводного волоконно-оптического кабеля в месяц, возведена и оборудована береговая станция связи в поселке Териберка близ Мурманска. В августе прошлого года кабельное судно начало укладку ВОК. Запуск «Полярного экспресса» предполагается в 2026 году.
Опубликовано 02.05.2022