Рынок IT-аутсорсинга в России 2020-2021 гг.
Аутсорсинг – это замечательный и доступный всем инструмент, с помощью которого можно грамотно оптимизировать расходы компании. Более того, это одна из немногих областей экономики, не столь сильно пострадавших в течение 2020 года. Тем не менее ответы на вопросы, касающиеся аутсорсинга в целом и IT-аутсорсинга в частности, стали еще более важными. Ведь от этого напрямую зависят расходы и доходы как заказчиков, так и самих сервис-провайдеров. Мы пообщались с крупными игроками рынка IT-аутсорсинга с целью выяснить, как меняется этот сектор, какие услуги более востребованы, какие менее, а что не стоит отдавать на аутсорс ни под каким предлогом.
Ветер перемен
Заместитель генерального директора компании «Росукреп» Павел ЗАЛЕЦКИЙ утверждает, что во всех последних кризисах, в том числе 2020 года, проявились два конкурирующих тренда. Первый: в компаниях, использующих аутсорсинг, этот вид затрат может попасть под нож. Например, во время весеннего локдауна «Росукреп» по просьбе многих клиентов снижал стоимость действующих договоров либо даже приостанавливал их действие. Второй тренд – противоположный: к аутсорсингу, как альтернативе собственного персонала, для сокращения затрат начинают присматриваться компании, которые ранее его не использовали либо использовали ограниченно, особенно заметно это было в конце года. В 2020 году, в отличие от 2008-го и 2014-го, добавился третий тренд – рост востребованности услуг, связанных с пандемией, в том числе поддержки сотрудников на удалёнке, заключает г-н Залецкий.
Директор центра компетенций по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв» Дмитрий ШИЛОВ перечисляет основные причины, сдерживающие рост рынка ITO в России. Во-первых, жесткие требования со стороны служб безопасности: многие компании, особенно финансовые, видят риски в привлечении внешних поставщиков услуг. Во-вторых, крупные компании способны обеспечить эффективность собственными силами за счет масштаба: их IT-структуры значительно шире, чем у большей части потенциальных поставщиков, а значит, рынку зачастую сложно предложить эффективную услугу. В-третьих, в стране значительно усилилась конкуренция, ярким отражением чего могут служить результаты конкурсов, в которых проекты уходят на реализацию с маржинальностью, близкой к нулю. В-четвертых, в экономике страны все большую роль играет государство, что приводит к консолидации бизнеса вокруг денежных потоков, генерируемых госзаказами. Поэтому ключевым фактором жизнеспособности сегодня становятся специализация, повышение внутренней эффективности и возможность сотрудничества с экосистемами, связанными с государством, заключает г-н Шилов.
Генеральный директор компании Sky Dynamics Александр АНДРЕЕВ подтверждает, что пандемия ударила по рынку IT-аутсорсинга, как и по всей экономике. И если в первой половине года крупный бизнес оптимизировал услуги по отдельным проектам, то СМБ переживал этот период особенно трудно. Однако компании малого бизнеса также не отказывались от услуг аутсорсинга полностью, а сокращали затраты за счет перевода сотрудников, обслуживание которых передавалось на аутсорс, на удаленный режим работы.
Как отмечает г-н Андреев, для многих организаций изменившаяся экономическая ситуация стала триггером, чтобы пересмотреть реализацию тех или иных сервисов не с помощью штатных сотрудников (модель CapEx), а посредством аутсорсинга (модель OpEx). Причины: зачастую цена услуги меньше, чем оклад сотрудников, а налоги и соцотчисления, которые увеличивают стоимость штатного сотрудника до 40%, теперь ложатся на компанию-аутсорсера. Плюс заказчик получает профессиональный сервис с понятным SLA и не испытывает необходимости разбираться, что не так в том или ином сервисе своей компании.
«В целом, если не рассматривать особенно тяжелые первые два квартала 2020 года, мы видим, что все больше компаний стараются подстраиваться под новые условия», – резюмирует г-н Андреев. Многие работодатели не стали возвращать персонал в офисы, а сервисы, отданные на аутсорсинг, так на нем и остаются.
Исполнительный директор компании «Рексофт» Евгений МИНЕЕВ отмечает, что крупные организации продолжают наращивать использование инсорсинговых моделей, что в значительной степени подогревает рынок труда. Кроме того, пандемия сняла барьеры по привлечению удаленных сотрудников, что перенесло борьбу за ресурсы в регионы. В то же время г-н Минеев подчеркивает, что его комментарии следует рассматривать в контексте специализации «Рексофта» на заказной разработке ПО.
Старший бизнес-архитектор компании ICL Services Александр ГОНЧАРОВ отмечает, что в прошлом году цифровизация стала не просто модным словом, а необходимостью для бизнеса. Этот тренд останется долгосрочным для российской экономики, поскольку понадобятся глубинные изменения, в частности трансформация сознания всего бизнес-сообщества и государства, убежден он.
Директор по инновационному развитию компании «Онланта» (ГК «ЛАНИТ») Олег КОНОВАЛОВ подчеркивает, что IT-услуги стали более востребованы в онлайн-ретейле и не только. Одни компании сталкиваются с необходимостью наращивать мощности, тогда как другим необходимо правильно заморозить свою среду, дабы в нужный момент в кратчайшие сроки запустить ее снова. Для этого нужны как человеческие ресурсы – инженеры и разработчики, так и гибкая инфраструктура. Вырос спрос и со стороны других отраслей экономики, а также в госсекторе – это связано с переводом сотрудников на удаленный режим работы, автоматизацией документооборота, созданием платформ интеграции и систем управления технологическими процессами. Многие предложения на рынке трансформируются в сторону модели «ИТ по подписке», позволяющей заказчикам эффективно распределять финансы, оставаясь на плаву, и не тормозить решение важных бизнес-задач, оплачивая только те ресурсы, которыми они пользовались, отмечает г-н Коновалов.
Директор по развитию компании «Информзащита» Иван МЕЛЕХИН поясняет, что первый квартал был традиционным периодом затишья и добора «хвостов» предыдущего года, а во втором-третьем кварталах последовал сильный спад из-за введенных ограничений. Однако в четвертом квартале спад был отыгран благодаря тренду к росту рынка. «В нашей предметной области наблюдалось интересное явление, когда резко вырос спрос на пилотные или отложенные услуги и сервисы для обеспечения безопасного перехода на удалёнку, которые заказчики просили оказать срочно и бесплатно. Практически все эти пилоты в конце года преобразовались в контракты», – рассказывает г-н Мелехин.
Директор направления IT-сервиса и аутсорсинга компании X-Com Вячеслав ЛОГУШЕВ говорит, что пандемия заставила компании переосмыслить перспективы собственного IT-развития и в предельно сжатые сроки запустить необходимые изменения. Технологические компании в свою очередь поддерживали эти инициативы, делая все возможное, чтобы оперативно предоставить бизнесу инструменты обеспечения и поддержки бизнес-процессов. При этом многие решения принимались в авральном режиме и не всегда удавалось предложить и внедрить оптимальные для заказчиков системы, отмечает г-н Логушев. Прошлый год ярко проявил синергию взаимодействия потребителей и поставщиков услуг. «Сейчас мы ожидаем очередного витка роста рынка, связанного с восстановлением деловой активности», – резюмирует он.
Ротация востребованности
Какие аутсорсинговые направления стали менее востребованы, а какие более?
Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») отмечает, что появилось много задач по поддержке удаленных сотрудников, а также по администрированию и развитию как офисной, так и облачной инфраструктуры, позволяющей обеспечить работу таких сотрудников.
Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») считает, что значительных изменений не происходит, скорее вслед за сменой парадигм в ИТ происходят изменения в формах аутсорсинга. Так, обслуживание IT-инфраструктуры может быть заменено или дополнено в портфеле поставщика услуг различными вариантами облачных сервисов.
Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics) выделяет несколько направлений IT-аутсорсинга, получивших новый импульс в минувшем году. Это передача диспетчеризации, заведение и ранжирование обращений в service desk по скриптам, аутсорсинг и аутстафинг высококвалифицированных работников (системных архитекторов, специалистов по сетям и инфраструктуре, разработчиков приложений), миграция сервисов и инфраструктуры в облака или ЦОДы, а также полная передача инфраструктуры на аутсорсинг, что больше характерно для СМБ.
Александр ГОНЧАРОВ (ICL Services) среди наиболее востребованных аутсорсинговых направлений называет провайдеров логистических услуг, промоушен, рекрутинг, юридическое сопровождение, бухгалтерские услуги, обеспечение безопасности, техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта») утверждает, что как никогда актуальным стал вопрос информационной безопасности. Только в первом квартале 2020 года было реализовано на 23% больше кибератак, чем в предыдущем. Со стороны бизнеса растет спрос на межсетевые экраны для веб-приложений, направленных на выявление и блокировку атак из списка OWASP Top 10. «Мы также получали много запросов на реализацию комплексной защиты ресурсов. Это связано с тем, что документооборот и общение в целом перешли в онлайн-формат и требования к конфиденциальности в Сети стали многократно важнее, чем раньше», – рассказывает г-н Коновалов. Еще одним актуальным направлением он назвал ВКС, виртуальные рабочие места, сервис совместной работы над документами, системы по контролю за рабочим временем удаленных сотрудников, системы отчетности и мониторинга. По оценкам экспертов, до 30% сотрудников останутся в режиме удаленной работы, поэтому интерес к таким сервисам сохранится. Кроме того, возрастает спрос на облачные продукты.
Иван МЕЛЕХИН («Информзащита») отмечает рост спроса как на традиционную техподдержку и сопровождение, так и по услугам, связанным с мониторингом и реагированием на киберугрозы, защитой конечных точек, управлению уязвимостями.
Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) говорит, что сегмент малого и среднего бизнеса оказался на грани выживания и вынужден был сокращать все статьи расходов. Крупные же предприятия в свете негативных макроэкономических тенденций замораживали отдельные капиталоемкие проекты, тем более что действующие IT-инфраструктуры вполне справлялись с нагрузкой. В то же время резко возрос спрос на услуги организации и поддержки удаленных рабочих мест и связанных с ними сервисов: создание инфраструктуры виртуальных рабочих мест (VDI) и подключение к ней сотрудников территориально распределенных офисов, электронный документооборот, обеспечение безопасности дистанционной работы и техническую поддержку сотрудников.
Опубликовано 09.03.2021