Китайские банки закрывают двери для России: бизнес ищет выходы через крипту и Гонконг

Логотип компании
12.08.2024
Китайские банки закрывают двери для России: бизнес ищет выходы через крипту и Гонконг

Изображение: asharkyu/shutterstock.com

В июле небольшие региональные банки Китая начали массово отказываться от приёма платежей из России, что значительно осложнило финансовые расчёты между странами. Российский бизнес с мая активно использовал эти банки, полагая, что они менее подвержены западным санкциям. Однако за последние недели ситуация стала ещё сложнее: более 98% китайских банков прекратили обработку прямых трансакций в юанях.

С мая по июнь расчёты через небольшие региональные банки Китая проходили, но в июле один из таких банков приостановил платежи, и уже почти месяц средства зависли, рассказала «Известиям» гендиректор компании-импортера Atvira Екатерина Кизевич. Она связывает ограничения с опасением рестрикций от США.

Могут возникнуть проблемы с поставками товаров в Россию и вырасти цены, пояснил коммерческий директор компании «Импая Рус» Алексей Разумовский.

Напомним, в середине июля крупные китайские банки начали делить входящий юань на «чистый» и «грязный» (связанный с РФ), а затем отказываться принимать «грязный».

Китайские банки закрывают двери для России: бизнес ищет выходы через крипту и Гонконг. Рис. 1

Несмотря на это, остаются альтернативные способы отправки денег (использование услуг платёжных агентов, проведение операций через гонконгские банки, трансакции через зарубежные филиалы, применение криптовалюты, взаимозачет с помощью бартерных сделок).

Но некоторые финорганизации КНР уже начали отказываться работать и с Гонконгом. Вариантом отправки платежей являются филиалы российских банков в Китае, но их работа сопряжена с необходимостью покупать юани по завышенному курсу.

Список банков КНР, которые перестали принимать юани из России, расширился

Взаиморасчеты между Россией и Китаем начали затрудняться в конце 2023 года, когда китайские банки стали массово отказываться от обработки платежей из РФ. Это совпало с введением 12-го пакета санкций против России, который значительно осложнил проведение долларовых транзакций. В декабре 2023 года первые крупные финансовые учреждения Китая, такие как ICBC и Ping An Bank, прекратили принимать платежи в долларах из России, опасаясь последствий отслеживания транзакций со стороны США.

Ситуация начала ухудшаться в январе 2024 года, когда несколько китайских банков отказались обрабатывать даже платежи в юанях. Среди первых, кто прекратил взаимодействие с российским бизнесом, были такие учреждения, как Ping An Bank и Bank of Ningbo, которые занимают лидирующие позиции по капитализации в Китае. К марту 2024 года список банков, отказывающихся работать с российскими компаниями, расширился за счет таких гигантов, как China Citic Bank, Industrial Bank и Bank of Taizhou.

Основатель российско-китайской B2B-платформы цифровой торговли КИФА Сунь Тяньшу называет участившиеся сообщения о блокировке платежей китайскими банками несколько преувеличенными:

«КИФА работает с широкой базой банков в России и Китае, а также имеет многолетний практический опыт проведения трансграничных сделок между двумя странами.

Задержки платежей вызваны в большей степени ужесточением процедур комплаенса в китайских банках – ни один китайский банк официально не заявлял об отказе работы с российскими контрагентами.

Важно понимать, что дополнительные вопросы у банков возникают в связи с платежами за поставки тех товаров, которые могут быть отнесены к продукции двойного назначения, а это могут быть даже всем привычные электроника, бытовая техника, и т.д. в связи с особенностью кодов ТН ВЭД.

Чтобы у китайского банка не возникало дополнительных вопросов необходимо подавать максимально полный пакет документов по трансграничной сделке, причем в полном соответствии с требованиями каждого конкретного банка. К тому же определенное недоверие, либо даже опасения со стороны китайского банка, могут возникать в отношении новых участников ВЭД – здесь действуют те же принципы, что и при кредитной истории у рядового покупателя.

Таким образом, приводимые СМИ цифры в 80 и более процентов возвратов платежей по нашей практике ежедневного взаимодействия с банками являются преувеличенными в разы.

Да, единичные задержки или возвраты могут происходить, но они зачастую вызваны конкретными операционными причинами.

Призываю всех партнеров, работающих на данном рынке, не обращать внимания на слухи и не доверять непроверенной информации».

Читайте также
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

Похожие статьи