Госдума приступила к работе над законами о криптовалюте
Госдума РФ приняла в первом чтении ряд законопроектов, регулирующих оборот криптовалют на территории России: «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах».
Первый из ряда рассмотренных депутатами документов — проект «О цифровых финансовых активах» — вводит в российское законодательство такие понятия, как «токен» и «криптовалюта», а также «операция с цифровыми финансовыми активами». Криптовалюта определена как цифровой актив, который создается и учитывается в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра, следующими определенным правилам. Токен, согласно законопроекту — вид цифрового финансового актива, который выпускается эмитентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) для привлечения финансирования.
И криптовалюты, и токены законотворцы наделяют статусом имущества, ввиду чего они не могут служить средством платежа на территории России. Обменять криптовалюту на фиатные (реальные) деньги будет нельзя, а токены – можно.
Еще одно новое определение, которое документ вводит в российское законодательство — понятие майнинга. Под майнингом авторы законопроекта подразумевают деятельность по созданию криптовалют. При этом ее предлагается ограничивать определенными лимитами энергопотребления. И если майнер будет превышать их три месяца подряд, его деятельность перейдет в разряд предпринимательской.
Второй из принятых депутатами ГД в первом чтении документов – проект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» — устанавливает правила для онлайн-привлечения инвестиций с использованием новых информационных технологий. Авторы документа определили краудфандинг как услугу, предоставляющую инвесторам доступ к инвестиционной онлайн-платформе, где последние могут проводить финансовые транзакции. Такая платформа позволит проводить ICO — первичное размещение токенов различных криптовалют. Токенами авторы инициативы предлагают считать вид криптовалюты, которая выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для привлечения финансирования.
Кроме того, с помощью инвестиционной платформы пользователи смогут заключать смарт-контракты – электронные договоры о переводах (транзакциях) средств в режиме онлайн с помощью технологии блокчейн. Порядок заключения таких договоров также прописан в законопроекте.
За работу новой инвестиционной платформы будут отвечать операторы — хозяйственные общества (коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом), размер собственных средств которых должен будет превышать 5 млн рублей. При этом в число операторов не смогут войти банки и некредитные финансовые организации. Функции ведения реестра операторов инвестиционной платформы предложено возложить на Центробанк PФ.
Третий документ — проект закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемый законопроект «О цифровых правах») рекомендовал принять в первом чтении Комитет по государственному строительству и законодательству. Члены комитета полагают, что этот шаг позволит закрепить базовые нормы для регулирования оборота цифровых «вещей» и цифровых денег, для совершения и исполнения сделок с ними.
Авторы документа предлагают ввести в российское законодательство понятие «цифровое право». Его обладателем станет лицо, имеющее уникальный доступ к цифровому коду или обозначению, позволяющему совершать действия по распоряжению цифровым правом.
Документ позволит закрепить в гражданском законодательстве несколько базовых положений, позволяющих регулировать рынки «токенов», «криптовалют» и других подобных объектов экономических отношений, а также обеспечить условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде. Сегодня эти объекты – и токены, и криптовалюты – активно создаются и используются российскими участниками информационно-телекоммуникационных сетей (как частными лицами, так и юридическими), но никакого законного статуса на территории РФ до сих пор не имеют.
Авторы документа предлагаю заменить термин «токен». Изначально он использовался для обозначения идентификационного устройства, а в настоящее время стал применяться IT-сообществом для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в Сети. На замену предлагается понятие «цифровое право», как отвечающее традициям российского права. Под «цифровым правом» предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), удостоверяющих право на объекты гражданских прав. Сущность «цифрового права» близка к сущности ценной бумаги.
Цифровые права будут признаваться только в случаях, предусмотренных законом. Это позволит разграничить важные для экономики сущности (на данный момент в обиходе они называются «токенами», но не исключено появление новых) и второстепенные, не имеющие значения или имеющие весьма ограниченное значение (бонусы по картам лояльности, виртуальные предметы в сетевых играх и т.д.).
Принятие законопроекта, помимо этого, позволит обеспечить судебную защиту их обладателей от злоупотреблений, создаст также правовую основу для построения системы налогообложения таких объектов или деятельности по их созданию и обороту.
По мнению экспертов, все три документа требуют серьезной доработки.
Так, накануне в Российской ассоциации криптовалют и блокчейна подвергли серьезной критике проект «О цифровых финансовых активах». В частности, за то, что он не предусматривает возможности оборота виртуальных денег.
Порядок обмена токенов на реальные деньги также еще не установлен – это предстоит сделать Центробанку РФ совместно с Кабинетом министров.
Кроме того, не все депутаты согласились с тем, что для деятельности по майнингу определяющим показателем должен являться объем потребляемой электроэнергии. Как завил в ходе дискуссии глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, майнеров следует включить в реестр ФНС и обязать их платить налоги. При небольших объемах майнинга для предпринимателя можно установить упрощенную систему налогообложения, при крупных – взимать налог на прибыль или НДС. Но для вывода этого бизнеса из тени и его легализации в первые два-три года было бы правильным установить мораторий на налогообложение.
Дискуссия над проектом закона «О цифровых правах» также продлится еще несколько месяцев, в течение которых Центробанку РФ и Минэкономразвития предстоит выработать единую позицию по этому вопросу.
Ко второму чтению в Госдуме все три проекта закона предполагается подготовить одновременно.
Опубликовано 25.05.2018