Первые ИИ-«Ласточки» поедут по МЦК

Логотип компании
Первые ИИ-«Ласточки» поедут по МЦК

Иллюстрация: fifg/ shutterstock.com

Компания «РЖД» готова приступить к массовой эксплуатации отечественных беспилотных поездов. Первые «Ласточка» начнут коммерческую перевозку пассажиров по МЦК уже летом этого года. Предполагается, что использование беспилотных технологий позволит сократить интервалы даже между курсирующими в час пик поездами почти на 25%.

Разработка и испытания первых российских автономных электропоездов шли несколько лет. В тестовом пробеге «Ласточка» без управления машинистом демонстрировалась на испытательном кольце ВНИИЖТ (Щербинка) почти 5 лет назад, в августе 2019 года, в рамках Международного железнодорожного салона PRO//Движение. ЭКСПО. Первыми пассажирами, испытавшими все преимущества проезда под управлением ИИ, были занимавший кресло вице-премьера РФ Максим Акимов и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Сообщалось, что во время этой поездки беспилотник продемонстрировал реакции на внештатные ситуации и умение распознавать требующие обязательной остановки препятствия, автоматически затормозив перед помещенным на путях манекеном.

Разработки технологии беспилотных электропоездов в РФ начались еще в 2015 году в Санкт-Петербургском филиале Института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). В 2017 году на непассажирской станции «Лужская» в Ленинградской области заработал первый беспилотный локомотив. Тестирование первых электропоездов с системами технического зрения и дистанционного управления на МЦК началось в 2019 году.

Летом беспилотные «Ласточки» начнут курсировать по Московскому центральному кольцу. Эксперты отмечают, что системы технического зрения и дистанционного управления для них - полностью российские продукты – разрабатывались специально для функционирования на открытом пространстве и отличаются от тех, которые используются на подземных ветках метрополитена. Они способны самостоятельно распознавать знаки сигнализации, а также обнаружить препятствия на расстоянии 750 м при разном освещении и погодных условиях, и автоматически затормозить состав электропоезда перед ними.

Первое время беспилотные «Ласточки» будут частично самоуправляемыми - с беспилотным вождением на уровне 3А. В головной кабине вместо машиниста будет присутствовать оператор, функции которого – реагирование на возможные внештатные ситуации и контроль посадки и высадки пассажиров. Предполагается, что такие поезда будут отличаться от традиционных электричек цветовой гаммой, но какой именно – пока неизвестно. Решение, как сообщалось ранее, должны были выбрать сами пассажиры.

По планам «РЖД», в 2026 году на рельсы отечественных железных дорог выйдут полностью беспилотные поезда с наивысшим уровнем автоматизации 4, предполагающим отсутствие машиниста на борту и управляемые операторами в удаленном режиме. Системами беспилотного управления будут оснащены поезда под названием «Финист». Это полностью импортозамещенный аналог «Ласточки», построенный на заводе «Уральские локомотивы». Как сообщалось в марте, РДЖ уже располагает 16-ю такими составами, и еще 6 должны быть поставлены до конца II квартала текущего года.

Как сообщается на официальном сайте mosmetro.ru, в будние сутки по МЦК курсируют 242 пары поездов «Ласточка», в выходные – 211 пар. В часы пик электрички по МЦК ходят с интервалом в 4 минуты, во внепиковое время – 8 минут. Запуск беспилотных составов позволит существенно сократить интервалы движения. К примеру, 4 минуты – это минимальный интервал, сократить который при функционировании систем, где задействованы человеческие ресурсы, невозможно. Беспилотный режим позволит уменьшить интервал движения в час пик примерно на 1 минуту.

Читайте также
Кризис — это не только вызов, но и шанс. Вместо попыток скопировать прошлые решения, российские ИБ-разработчики фокусируются на том, что действительно нужно сегодня — на надежных и понятных инструментах для безопасности. Заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов рассказал, как вопреки уходу иностранных технологий и непрерывным кибератакам удается перестраивать цифровую оборону и создавать решения, которые отвечают реальным вызовам, а не формальным требованиям.

Опубликовано 24.04.2024

Похожие статьи