Уважаемые господа, продавцы и покупатели…
Так вышло, что 2011 год петербургский телеком встречал, меняя форму. Крупные компании получали новых собственников и переходили из рук в руки. Про небольшие сделки уже никто не вспоминал. Вся «большая тройка» активно скупала активы, и операторы «на выданье» (про многие компании так и говорят: «ее создавали, чтобы выгодно продать») из корпоративного и частного сектора прихорашивались, заявляли о перспективных проектах, допустим, за пределами города, публиковали статистику…
В общем, все это было. 2011-й оказался весьма скромным на новые сделки. Конечно, они тоже не прошли незамеченными, укрепили то, подправили это. Однако основные игроки даже не пытались сделать вид, что куда-то торопятся, давая понять бойким продавцам, что готовы ждать более выгодных предложений столько, сколько понадобится. Рынок-то уже поделен.
Самым удачливым покупателем 2010-го, напомним, считается «МегаФон», который махом взял под контроль весь рынок фиксированной связи для «корпоратов». Ему достался «ПетерСтар» (через покупку «Синтерры»), безусловный лидер B2B-сегмента, а также компания под третьим номером «Метроком» с ее административным ресурсом. Распорядиться ими в «МегаФоне» пообещали с умом и принялись за интеграцию. Причем с «ПетерСтар» решили объединяться наиболее рьяно, что следовало из рекламы, из информирования абонентов; даже общие акции появились, что следует называть не иначе, как «конвергентными предложениями». «Метроком» же продолжил обслуживать абонентов под собственным брендом.
Впрочем, весь фиксированный рынок «Мегафону» не достался, так как его частный сегмент оказался неохваченным. У «ПетерСтар» имеется несколько тысяч квартирных абонентов в Василеостровском и Невском районе, но это же капля в море. В результате «МегаФон» пока может считаться и самым значимым покупателем 2010 года, ведь он сумел закрыть сделку по приобретению 100% акций компании «Вэб Плас» (до прихода «Северо-Западного Телекома» на рынок интернет-доступа она являлась безусловным лидером с технологией ADSL). За годы упадка компания более чем в два раза сократила абонентскую базу, к «МегаФону» перешло всего около 20 тыс. пользователей – зато это были преимущественно физлица. «Вэб Плас», несмотря на многочисленные попытки, так и не смог закрепиться в корпоративном секторе.
«ВымпелКом», в отличие от «МегаФона», представлен на рынке связи более равномерно. «Билайн Бизнес» традиционно шел вторым после «ПетерСтар» (традиционно – значит, со времен отошедшего «ВымпелКому» «Голден Телекома»). На частном рынке сеть также входит в пятерку лидеров (создавалась на базе «Корбины Телеком»). Правда, домашняя сеть «Билайна» постепенно сдает свои позиции, пропустив вперед сначала InterZet, а потом и «ПиН Телеком». Сделка между InterZet и «ПиН Телеком» считалась чуть ли не самой ожидаемой в прошлом году. Но InterZet, набрав более 150 тыс. абонентов, по слухам, так взвинтил цену, что менеджеры федерального оператора решили довольствоваться в Петербурге тем, что у них есть. Тем не менее в 2010-м «ВымпелКом» приобретение в Питере все-таки совершил, купив оператора «Элтел», о котором стало известно в январе 2011-го. Это дало ощутимый эффект с точки зрения расширения домашней сети: «Элтел» работал с 1 тыс. корпоративных клиентов и более чем 25 тыс. частных лиц.
Компания МТС, чьей фиксированной сетью заведует «Комстар», также позволила себе несколько сделок в 2010 году, в частности став владельцем «Ланк Телеком» (второй дивизион в B2B-сегменте). «Комстару» же достались и несколько локальных сетей «Мультирегиона», расположенных в Петербурге и Ленобласти. «Комстар» неплохо чувствует себя на частном рынке СЗФО, но в Петербурге этот сегмент охвачен в основном за счет абонентов кабельной сети «Теликса» и небольшой домашней сети «ЛАНК Телекома». В корпоративном секторе «Комстар» добивался хороших показателей еще до приобретения «Ланка», ориентируясь на крупных сетевых клиентов федерального уровня. Представители «Комстара» не раз и не два намекали, что в Петербурге необходимо покупать домашние сети и тем самым расширять свою долю. Подготовка по сделкам велась, информация о них, как сообщали в компании, перенаправлялась в головной офис. Однако самих сделок так и не последовало. Помимо InterZet, к перспективным, с точки зрения покупки, активам относят интернет-провайдера SkyNet (шестое место на частном рынке, более 100 тыс. абонентов) и Mns.ru, замыкающего вторую пятерку.
Четвертый общероссийский оператор, «Ростелеком» (в данном случае «Ростелеком-Северо-Запад»), от которого не очень-то ожидали активных действий в сторону M&A, сделал два резких выпада с отличным попаданием по стратегическим целям. В 2010 году в Петербурге тогда еще СЗТ («Северо-Западный Телеком») обзавелся оператором «Северен-Телеком» – в B2B-секторе возглавляет череду альтернативных операторов наряду с «Ланком», «ВестКоллом», «Смарт Телекомом» и «Обитом». СЗТ, безоговорочно уйдя вперед не только с телефонией, но и с сервисом интернет-доступа (более 350 тыс. абонентов) на частном рынке, не так прочно чувствовал себя в бизнес-среде и практически не был заметен в бизнес-центрах.
При таком раскладе помощь оператору на «квартирном» рынке вроде бы была не нужна, но федеральный центр решил иначе. «Ростелеком» приобрел холдинг «Национальные телекоммуникации» (НТК), количество подписчиков платного ТВ которого доходило на тот момент до 4 млн. В свою очередь, частью НТК является и крупнейший кабельный оператор Петербурга ТКТ (около 1,2 млн абонентов по «социальной» антенне и порядка 200 тыс. абонентов ШПД). ТКТ и «Ростелеком Северо-Запад» до сих пор работают как отдельные структуры, но зарабатывают сообща, контролируя теперь немногим менее половины всего рынка интернет-доступа Северной столицы.
Когда «четверка» операторов, за исключением «МегаФона», покупать в Питере перестала (компания МТС, например, сосредоточилась на регионах, только что завершила сделку в Татарстане), M&A-сделки, конечно, не закончились, но потеряли даже намек на сенсационность, превратились в нечто малоприметное. В корпоративном сегменте «Смарт Телеком», на счету которого в общей сложности свыше десяти сделок, приобрел оператора «Объединенные ТелеСистемы» (подключил более 20 бизнес-центров по городу). Для «Смарт Телеком» поглощение более мелких операторов – процесс планомерный, такой же дежурный, как заключение договоров с застройщиками и управляющими компаниями для выхода на новые объекты. В то же время представители оператора отмечают, что из-за консолидации рынка подходящих активов становится все меньше. Непосредственный конкурент «Смарт Телеком», компания «ВестКолл», присоединила в 2011 году оператора «Телепорт СПб».
На частном рынке, где всегда толчея и давка, в этом году также непривычно тихо. В октябре «Сумма Телеком» объявила о покупке провайдера «Реалнет», обслуживавшего около 10 тыс. абонентов. Больше всего сделок на счету «ПиН Телеком», в частности только что им приобретен небольшой провайдер IntraStar (числится аж в третьей десятке по объему абонбазы). Ранее «ПиН Телеком» заявил о своих правах на Demos, Well-Com, «Курорт Телеком» – это только сделки, совершенные в течение года. Именно скупка активов позволила оператору выйти на четвертое место по количеству квартирных абонентов ШПД в Петербурге. Впрочем, последние сделки оператор объясняет стратегическими соображениями – они совершались больше ради инфраструктуры, выхода в неохваченные районы, незначительно влияя на абонентскую базу. «МегаФон», приобретая «ВестКолл», скорее всего, собрал больше абонентов, чем «ПиН Телеком» за целый год покупок. Точные данные о количестве абонентов в небольших сетях получить сложно.
Наталья Рыжкова
Источник: IT News №19 (ноябрь 2011 года)
Опубликовано 21.11.2011