Обзор IT-Weekly: китайцы изобрели замену Bluetooth, стартовало производство смартфона «Р-фон» на ОС «Роса Мобайл»
Новые продукты
«Аврора Центр 4.0» - единое управление корпоративными устройствами с ОС Аврора, Android и Linux
Компания «Открытая мобильная платформа» представляет новый релиз российской платформы управления корпоративными мобильными устройствами Аврора Центр 4.0, которая добавляет:
- поддержку рабочих станций и терминалов на платформе Linux (на базе отечественных ОС Альт и Astra Linux) для промышленного применения в компаниях с большим парком Linux-устройств, требующих управления.
Релиз Аврора Центр 4.0 позволяет управлять устройствами на ОС Android, обеспечивая единый центр управления
В новом релизе появилась возможность конфигурирования устройств для работы в режиме «киоска», доставлять и обновлять корпоративные приложения, ограничивать работу устройств в контуре помещений и пр.
Так же UEM-платформа Аврора Центр дает сервис-провайдерам или организациям возможность обслуживания парка устройств нескольких организаций или подразделений с независимыми настройками, данными и администраторами из одной развёрнутого экземпляра Аврора Центр, что существенно сокращает требования к ресурсам по обслуживанию общей инфраструктуры.
Стартовало производство смартфона «Р-фон» на ОС «Роса Мобайл»
Поверхностный монтаж плат Р-ФОНа, его заводская прошивка операционной системой РОСА Мобайл и полный выпуск смартфона стартовал в России на мощностях АО «Рутек» в Саранске. Смартфон защищен от шпионских атак на данные пользователей: инженеры НТЦ ИТ РОСА, разработчика мобильной ОС, сами пишут драйверы для всех аппаратных компонентов смартфона.
Выход «РОСА мобайл» на потребительский рынок запланирован на 2024 г. Для корпоративного сектора и госзаказчиков операционная система выйдет 2023 г.
Обновление модуля «Р7 Команда»
Обновился модуль видеоконференцсвязи «Команда» в составе «Р7-Офис» — в новой версии 1.8.0 можно мгновенно подключить внешних пользователей к звонку или конференции, а также удаленно управлять рабочим столом.
Модуль видеоконференцсвязи «Команда» — часть офисной среды с расширенным функционалом для совместной работы и коммуникации «Р7-Офис». В новой версии «Команда» позволяет мгновенно подключать по ссылке к звонку внешних пользователей (например, входящие звонки с АТС), а также удаленно управлять рабочим столом пользователя во время демонстрации экрана.
Кроме того, в новой версии «Команды» появился раздел «Статистика» с подразделами «Активность пользователей», «Звонки», «Сообщения». Теперь выяснить, какой в коллективе процент активных пользователей сервисов «Команды», или какого типа вызовы (личные, групповые, внешний и др.) совершаются чаще всего, не представит труда.
Вышел релиз платформы администрирования СУБД Tantor 3.1
Среди важных изменений – появление инструментов для локализации интерфейса и интеграция с Microsoft Active Directory.
Это минорный релиз, выпущенный спустя месяц после обновления Tantor 3.0, ключевым нововведением которого стала поддержка кластеров Patroni, позволяющей обеспечить высокий уровень доступности и автоматическое управление базами данных PostgreSQL. В новой версии разработчики упростили процесс установки агента для инстанса Patroni, а также добавили в меню кнопку переключения мастер-сервера Switchover, отвечающую за переключение роли «мастер» с одной ноды кластера на другую. Если имеется синхронная реплика БД, операцию Switchover можно выполнить только с ней, в противном случае данные можно перенести в любую доступную реплику.
В меню кластеров появилась кнопка PAUSE/MAINTENANCE. С ее помощью можно поставить кластер на паузу для обслуживания. Это необходимо делать регулярно для оптимизации его производительности, повышения доступности, уменьшения времени простоя и снижения затрат на обслуживание. Повторным нажатием на ту же кнопку режим паузы отключается и кластер вновь запускается в работу.
Технологии
В Москве разработали технологию производства пластин из оксида галлия
Компания «Рокор» запустит массовое производство пластин из оксида галлия. Это уникальная отечественная разработка, которая призвана занять нишу полупроводниковых материалов самого современного, четвертого поколения. Потенциальными покупателями пластин являются мировые производители электронных компонентных баз (ЭКБ).
«Выращивание кристаллов оксида галлия – одно из условий, необходимых для производства большинства электронных компонентных баз. Зарядки для электромобилей, солнечные батареи, чипы и микросхемы, платы, транзисторы и другие товары, для создания которых нужны полупроводники, подойдут для размещения пластин. Использование оксида галлия сегодня осложнено из-за необходимого для его создания тигля из иридия – металла редкого и дорогостоящего, что многократно увеличивает стоимость конечного продукта. Разработка исключает использование иридия и позволит в три – семь раз снизить производственную стоимость, а также снимет на мировом рынке ограничения по доступности и требуемому количеству материала.
Компания находится в финальной стадии подготовки к производству монокристаллических пластин оксида галлия. Области применения разработки крайне широкие – от военной промышленности и силовой электроники до возобновляемой энергии и фотоники. Сегодня цена одной 100-миллиметровой пластины японского производства составляет примерно $6,4 тысячи, в то время как прогнозируемая цена такой же отечественной пластины не превышает трех тысяч долларов.
Для полноценного вывода товара на мировой рынок будет достаточно полутора лет. Уникальное технологическое оборудование, а также невозможность прямого повторения технологических режимов на этапе выращивания кристалла дает компании временное и технологическое конкурентное преимущество на ближайшие пять – восемь лет.
Китайцы изобрели замену Bluetooth
Китайская компания Huawei разработала новую технологию беспроводного соединения малого радиуса действия, которую уже поддержали более 300 компаний — NearLink. IT-эксперт Полунин оценил возможные перспективы разработки.
Инновационная разработка представляет собой комбинацию преимуществ Wi-Fi и Bluetooth, обеспечивая быструю и энергоэффективную передачу данных на короткие расстояния.
По утверждениям разработчиков, скорость передачи данных с помощью NearLink превосходит аналогичные показатели Bluetooth в шесть раз, при этом задержка меньше в 30 раз, а энергопотребление ниже на 60%.
Технология NearLink уже внедрена в новейший смартфон компании — Mate 60. Ожидается, что она будет интегрирована и в операционную систему HarmonyOS, а также в другие продукты Huawei и их партнёров.
Совместимость
Оборудование АТОЛ совместимо с ОС Astra Linux
ГК «Астра» и АТОЛ продолжают технологическое партнерство, в рамках которого была подтверждена совместимость ряда моделей контрольно-кассового и торгового оборудования с ОС Astra Linux Special Edition. В перечне устройств, получивших сертификаты в рамках программы кооперации ИТ-производителей Ready for Astra — POS-терминал АТОЛ Optima, POS-компьютер NFD10 PRO, моноблоки JAZZ 15 и Jazz 15 Pro. Оборудование прошло все необходимые тесты и готово для работы в среде российской ОС.
Совместимость решений разработчиков позволяет обеспечить работоспособность и корректность совместного функционирования операционной системы с торговым оборудованием.
Сервер видеосвязи TrueConf MCU совместим с ОС Astra Linux
ГК «Астра» и «Труконф» продолжают активно сотрудничать в рамках партнерской программы Ready for Astra и в середине августа провели комплексное тестирование, по итогам которого выпустили сертификат, подтверждающий совместимость TrueConf MCU 2.0 c ОС Astra Linux Special Edition 1.7.
Технологический стек подходит для организации защищенной видеосвязи в госсекторе и в частных компаниях, использующих парки аппаратных ВКС-устройств. Это позволит организовать безопасные видеокоммуникации на защищенном отечественном ядре и сохранить вложенные ранее инвестиции в SIP/H.323-терминалы, в том числе сторонних производителей.
Информационная безопасность
Эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили в App Store несколько мошеннических приложений,
нацеленных на русскоязычных пользователей. Программы мимикрируют под различные платформы для учёта криптовалют и даже под мини-игру для проверки финансовой грамотности. Цель злоумышленников — получить личные данные владельцев iOS-устройств, чтобы затем заманивать потенциальных жертв в финансовые скам-проекты.
Если человек устанавливает одно из таких приложений из App Store и запускает его, программа загружает фишинговую HTML-страницу. На ней пользователю предлагают получить доступ к инвестиционной платформе якобы от крупной ресурсодобывающей компании. Для убедительности злоумышленники добавили на страницу узнаваемый логотип и оформили её в корпоративных цветах организации. При этом авторы фальшивого проекта уверяют, что его участники могут зарабатывать 100—150 тысяч рублей в месяц.
Сбер усовершенствовал сервис информирования о телефонных мошенниках
Сбер улучшил сервис «Сообщите о мошенничестве» на своём сайте. Теперь в нём можно оставить жалобу сразу на несколько номеров, с которых позвонили преступники, а также на звонки и сообщения из мессенджеров, адреса электронной почты, фишинговые сайты и мошеннические электронные кошельки.
Через сервис любой человек, который столкнулся с преступными действиями на основе социальной инженерии, может сообщить об этом в службу безопасности Сбера. Клиентом банка для этого быть необязательно. В обновленном сервисе можно пожаловаться сразу на несколько контактов (до пяти), выбрать способ связи, к которому прибегли преступники (телефон, WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте», Viber, сайт, электронный кошелёк, e-mail или другое), указать, кем представились мошенники (служба безопасности, госучреждение, полиция, операторы связи и так далее), дату и детали события. Можно также оставить свой номер телефона для обратной связи. Переданная информация помогает защитить других клиентов: номера телефонов мошенников Сбер после проверки вносит в чёрные списки, а адреса фишинговых сайтов блокирует.
«Лаборатория Касперского» и Centerm подписали OEM-соглашение
Centerm будет предустанавливать на производстве ПО Kaspersky Thin Client на аппаратную платформу — тонкий клиент Centerm F620 — и распространять готовые программно-аппаратные комплексы через региональных партнёров и дистрибьюторов.
Особенность сделки заключается в том, что продукты на базе KasperskyOS являются не традиционным для «Лаборатории Касперского» прикладным ПО, а самостоятельными кибериммунными решениями, которые обеспечивают безопасную работу устройств.
Продукт может быть востребован в государственных, коммерческих структурах, на транспортных и промышленных предприятиях, в частности в сфере энергетики, в финансовых структурах и ретейле, в инфраструктуре умного города, а также в отрасли индустриальной автоматизации.
По данным IDC, ожидается, что рынок тонких клиентов будет демонстрировать среднегодовой темп роста около 6% в течение 2023—2026 гг.
По оценке «Лаборатории Касперского», к концу 2023 года в мире будет продаваться более 5 млн тонких клиентов на сумму примерно в $1,5 млрд, а объёмы продаж решений для организации виртуальных рабочих столов (VDI/DaaS) достигнут $2,6 млрд. В России же в 2023 году соответствующие рынки составят не менее 3 млрд рублей.
Волна кибератак захлестнула университеты и НИИ в РФ
Аналитики компании «Газинформсервис» последние несколько месяцев фиксируют волну фишинговых атак на университеты и НИИ и их сотрудников, задействованных в проектах с государственной поддержкой.
Злоумышленники пользуются стандартным приемом – получают сведения об аккаунтах и электронных адресах руководящего состава и затем от имени директора (ректора или проректора) направляют грозное письмо с запросом персональных данных сотрудников, которые задействованы в проектах с государственной поддержкой.
Вот пример части текста из такого письма: «Обращаюсь к Вам в связи с важным вопросом, который требует Вашего внимания. Нам поступил запрос от организации «Х», в котором запрашивают предоставить Ваши данные. Согласно запросу, организация «Х» требует от нас предоставить информацию о Ваших доходах в виде выписки, а также контактный номер телефона…» и т.д.
Кибератаки носят таргетированный характер. В чатах университетов и НИИ еженедельно предостерегают от мошеннических схем, направленных на сотрудников учебных заведений.
ЦОДы
M1Cloud усовершенствовал собственный сервис управления облаком Automate
Automate – это платформа управления виртуальной инфраструктурой в режиме реального времени различными гипервизорами, с возможностью расширения для управления гипервизорами отечественной разработки. Он позволяет конфигурировать виртуальные машины, управлять виртуальными сетями, разграничивать права доступа, использовать удобный поиск, получать отчеты, аналитику и финансовую информацию, а также имеет другой широкий функционал.
Логистика
ПЭК: 3PL на треть расширит складские площади для комплексной логистики
Компания открывает новые склады вслед за ростом спроса на аутсорсинг складской логистики, который возник в связи наращиванием объемов хранения и обработки у бизнеса. За 8 месяцев 2023 г складские стоки российских компаний выросли на 15%, заполненность действующих площадок — на 10%, до 96-97%. При этом собственную площадку арендовать все сложнее, так как доля вакансии в России стремится к нулю.
До конца года ПЭК: 3PL расширит складские мощности для комплексной логистики со 100 до 150 тысяч кв. м.
Согласно данным NF Group, по итогам третьего квартала доля вакантных складов в России составила 0,3% и до конца года может упасть до 0%.
К концу года ожидается исторический максимум по объему сделок со складской недвижимостью в Московском регионе, где суммарно может быть сдано в аренду и продано около 3 млн кв. м качественной складской недвижимости. Ставка аренды достигла 6 900 руб./кв. м/год triple net и к концу года вырастет до 7 200 руб./кв. м/год triple net.
Образование и обучение
Университет «Синергия» и российская компания PIX Robotics подписали соглашение о сотрудничестве
Они приступили к реализации программы «PIX Просвещение» в вузе. В рамках соглашения Университет введет в образовательные программы для IT-специалистов работу с продуктами PIX Robotics и получит доступ к программному обеспечению, которое студенты и преподаватели смогут использовать при выполнении лабораторных и научно-исследовательских работ.
Для обновления программ 18 учебных дисциплин 26 преподавателей факультета информационных технологий Университета «Синергия» уже начали проходить обучение у экспертов PIX Robotics.
Телеком
МТС ускорила на 20% мобильный Интернет на южном участке Московского скоростного диаметра
«МТС» улучшила связь МСД от развязки с шоссе Энтузиастов до МКАД в районе Варшавского шоссе протяженностью 28 километров. МТС установила на южном участке МСД более 90 новых базовых станций, около 60% из которых работают в стандарте LTE, и перевела действующие базовые станции 3G, расположенные на прилегающих к трассе территориях, в стандарт 4G. Средняя скорость мобильного интернета на новом участке достигает 60 Мбит/с, максимальная – 110 Мбит/с.
Всего новую 68-километровую столичную магистраль и прилегающие к ней в радиусе нескольких сотен метров объекты обслуживают более тысячи базовых станций компании, две трети из которых – в стандарте LTE.
Сервисное обслуживание
Webinar Group объявила о приобретении сервиса для создания онлайн-досок Jespo
Webinar Group завершила сделку по покупке российского сервиса интерактивных онлайн-досок Jespo. Переговоры с создателями решения велись с декабря 2022 года. За счет приобретения сервиса Webinar Group рассчитывает повысить свою конкурентоспособность на рынке B2B-продуктов и усилить предложение в области унифицированных коммуникаций для бизнеса.
Развитием продукта в Webinar Group будет заниматься отдельный департамент, руководителями которого стали основатели Jespo Александр и Иван Богатовы. Найм разработчиков в команду уже идет.
Jespo — это бесконечная онлайн-доска для совместной работы, которая подходит, в частности, для создания всех видов схем и диаграмм, дорожных карт, планирования и ретроспективы в рамках подхода Scrum. Решение призвано упрощать взаимодействие распределенных команд и управление проектами благодаря визуализации и общему рабочему пространству. Сервис уже интегрирован с платформой Webinar: пользователи получили возможность добавлять интерактивные доски в мероприятия, а также регистрироваться в Jespo прямо из встречи.
Спрос на ремонт гаджетов вырос на 76%
С начала сентября спрос на услуги специалистов по ремонту техники по всей стране вырос на 76%, а количество объявлений от исполнителей — на 17%. Эксперты Авито Услуг подсчитали, как изменился интерес на ремонт девайсов разных брендов.
Интерес к услугам ремонта iPhone в сентябре вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот интерес к ремонту IPad и MacBook наоборот, снизился на 81% и 62% соответственно.
По данным Авито Услуг, спрос на ремонт компьютерной техники этим летом вырос на 82% по сравнению летом 2022 года. Среди техники, с которой заказчики часто обращаются к специалистам, присутствуют ноутбуки таких производителей как Acer и Asus. Спрос на услуги по их ремонту в этом году вырос на +93% и +82% соответственно. Также мастера, чьи объявления размещены на платформе Авито Услуги, стали чаще получать в работу технику Dell — +43%. Потребность в обслуживании ноутбуков от Lenovo возросла на +38%, а от компании Xiaomi — на +35%.
Интеграция
ГК Softline помогла аэропорту Хабаровска повысить эффективность
Softline провела обследование Microsoft SQL Server для международного аэропорта Хабаровск. Инженеры Softline провели технический аудит сервера баз данных и выявили потенциальные уязвимости, влияющие на стабильность работы системы. По итогам работ для клиента составлены подробные рекомендации по оптимизации Microsoft SQL Server, следуя которым аэропорт смог повысить производительность системы на базе 1С:Предприятие 8.3 (Управление производственным предприятием 1.3) и снизить риски непрерывности бизнеса. Работы были проведены в рамках комплексной услуги – Премьер Cервисы Softline.
В своей деятельности аэропорт активно использует бизнес-критичную систему «1C». Ее ключевыми элементами являются сервер управления базами данных и кластер Microsoft SQL Server.