Закон о сборе сведений и персонализированной рекламе вступил в силу
Отслеживание предпочтений пользователя позволяет владельцам сайтов выдавать персональные рекомендации посетителям. В первую очередь, это касается персонализируемой рекламы. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда после поисков чего-либо в интернет-магазине, все рекламные баннеры предлагают именно этот товар. Или новостные агрегаторы — они запоминают, какие новости нам интересны больше других — и в первую очередь предлагают читать именно их.
Онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы, интернет-библиотеки, соцсети и другие ресурсы изучают наше пользовательское поведение, чтобы подстраиваться под нас. Это чревато погружением пользователя в информационный пузырь и открывает простор для манипуляций его мнением. При этом у человека практически нет вариантов этого избежать — в силу того, что владельцы ресурсов включают сбор данных в условия использования сервисов по принципу «соглашайся или уходи».
Алгоритмы рекомендаций могут быть удобными. Хорошо, когда нужную информацию или товар можно найти быстро, буквально в один клик. Но и пользователи имеют право знать, какую информацию о них использует ресурс.
За работой рекомендательных систем будет следить Роскомнадзор. Если незаконные манипуляции заподозрит пользователь, то он сможет сообщить об этом в Роскомнадзор, и тот проведет проверку. Если нарушения подтвердятся, то ведомство попросит ресурс их устранить, иначе доступ к нему могут ограничить.
У пользователей не будет возможности отключать рекомендательный алгоритм — это сделали, чтобы не ставить отечественный бизнес в неравное положение с зарубежным.
Парламентарии будут следить за исполнением вступающего в силу закона, и когда будет ясно, насколько закон работоспособен, то они смогут принять и дополнительные решения. Например, ввести штрафы для ресурсов, которые не информируют пользователей о применении алгоритмов рекомендаций.
Источник: www.pnp.ru