Почему мобилизованным не дают кредитных каникул

Логотип компании
Почему мобилизованным не дают кредитных каникул
Россиянам, попавшим под частичную мобилизацию, и добровольцам СВО банки отказывают в кредитных каникулах. ЦБ РФ утверждает, что отказы единичны, связаны с техническими проблемами у банков, и обещает разобраться с каждой жалобой.

Кредитные каникулы предусмотрены Федеральным законом №377 от 7 октября 2022 г. Они должны были стать одной из самых значимых преференций в ряду различных мер поддержки, предоставленных мобилизованным в рамках СВО.

Отсрочка по кредиту – от ипотечного до потребительского – предоставляются не только непосредственно на сам срок службы по мобилизации, контракту или добровольному участию в спецоперации, но и на 30 дней сверх этого срока, указывается на официальном сайте Банка России. В случае ранения или заболевания мобилизованного заемщика этот срок может быть увеличен на время лечения в стационаре.

Претендовать на отсрочку по кредиту могут не только сами военнослужащие, но и члены их семей, в том числе супруги, несовершеннолетние дети и студенты очных форм обучения.

Заявление о кредитных каникулах заемщик может подать не только в письменным виде. Можно это сделать, например, по телефону или любым другим способом – главное, чтобы он был предусмотрен кредитным договором. Документы, которые подтверждают участие в СВО, желательны, но не обязательны – не исключено, что такой возможности у того, кто находится в зоне боевых действий, просто нет. В этом случае кредитор – банк или МФО - может самостоятельно запросить их в Минобороны. И от членов семьи, естественно, потребуют подтверждения родства. Все это нужно предоставить до конца следующего 2023 г. Такие разъяснения размещены на официальном сайте Госдумы.

Кредитору для рассмотрения поступившего заявления дается срок в 10 дней. После этого он должен направить заемщику свое решение и составить новый график платежей, а если заемщик не дождется ответа в течение 15-ти дней, кредитные каникулы считаются наступившими автоматически с момента подачи заявления.

Эта преференция оказалось высоко востребованной. По сообщениям в СМИ, ВТБ получил несколько тысяч заявлений, «Уралсиб» - около 800, а Совкомбанк уже успел одобрить порядка 7 тыс. из поступивших заявлений.

Казалось бы, все просто и прозрачно. Однако только в первый месяц действия закона мобилизованным и членам их семей уже пришлось столкнуться с недобросовестным подходом кредиторов. Так, на специализированных форумах, сообщают СМИ, появляется все больше жалоб на отказы со стороны банков или на оформление отсрочки по кредиту с ошибками. В списке отказавших кредиторов фигурировали Сбербанк РФ, ВТБ, Тинькофф-банк и Альфа-банк. Один из заемщиков жаловался на то, что банк просто игнорировал его запросы по телефону горячей линии и в чате, другой – на то, что банк прислал ему отказ почти сразу же, третий – на то, что банк, одобрив отсрочку, не изменил график погашения кредита, из-за чего у заемщика образовалась задолженность. Получается, что банк не только испортил ему кредитную историю, но и, вдобавок ко всему, начислил пеню за неуплату кредита в срок.

Опрошенные СМИ банки уверяют, что, в общем и целом, программа реализуется исправно. Но признают, что задержки с предоставлением кредитных каникул были вполне возможны, и ссылаются при этом на «проблемы технического характера» и «необходимость доработки настроек».

Получившие отказ в кредитных каникулах отправляют жалобы в адрес ЦБ РФ, комментирует в СМИ представитель мегарегулятора. Несколько десятков из этих жалоб, которые Банк России счел обоснованными, уже улажены. Наиболее часто встречающиеся проблемы были связаны с доработкой программного обеспечения на стороне кредитора и с запросом от заемщиков подтверждающих документов.

«В основном, проблемы носят информационный и технический характер, - цитируют СМИ комментарий Банка России. - Банкам требовалось определенное время на доработку ИТ-систем, либо их сотрудники или сами заявители были недостаточно информированы об условиях кредитных каникул». Мегарегулятор также напомнил, что автоматизированная проверка статуса мобилизованного через информационную систему ФНС стала доступна банкам только с 23 ноября.

Мегарегулятор призвал тех, кто столкнулся с отказом или проблемами в получении кредитных каникул, обращаться непосредственно к нему. Всем обратившимся ЦБ РФ обещает предоставить необходимые разъяснения. К банкам, нарушившим права мобилизованных на получение отсрочки по кредитам, обещано применить «надзорные меры».

Читайте также
Вокруг нас проносятся миллиарды байт информации — тексты в мессенджерах, видеопотоки с камер уличного наблюдения, запросы и ответы на Госуслугах. Мы не задумываясь пользуемся удобными сервисами, чтобы наша жизнь становилась комфортнее и безопаснее, а управление городским хозяйством эффективнее. Об информационных системах и технологиях для жителей и государства рассказывает в интервью директор по цифровым регионам «Ростелекома» на Северо-Западе Максим Ситников.

Похожие статьи