После модернизации ЛесЕГАИС у лесопромышленников возникли большие проблемы
Вологодские компании ЛПК написали письмо в Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров с просьбой инициировать изменения в законодательстве об учете древесины и исключить из него пиломатериалы, узнал «КоммерсантЪ». После очередной модернизации системы ЛесЕГАИС требование о внесении информации в систему стало распространяться на места складирования и переработки древесины.
Балансовая модель, которая отражает остатки продукции на складах, должна была стартовать с 1 января прошлого года, однако все еще работает в тестовом режиме, запуск полноценной версии откладывается из-за частых сбоев.
Из-за санкций изменились логистические цепочки при реализации лесопродукции. При перевозках несколькими видами транспорта экспортеры вынуждены организовывать несколько мест складирования древесины в разных регионах, в итоге необходимо вносить в ЛесЕГАИС информацию о движении древесины по каждому из них, формировать новые электронные сопроводительные документы и прекращать действие старых. «Все это несет дополнительные финансовые и временные затраты, требует привлечения персонала. А в условиях возросшей стоимости перевозки, проблем с выделением подвижного состава, существенным снижением цен на пиломатериалы на основном рынке сбыта — Китае дополнительные затраты ведут к убыточности продаж пиломатериалов».
В настоящее время декларация с указанием номера электронных документов на товар формируется на месте отгрузки, на предприятии. Однако при окончательном введении балансовой модели учета древесины делать это придется в месте создания последнего электронного документа (в точке отправки на экспорт). В рамках балансовой системы ЭСД на продукцию можно оформить только при подтверждении в ЛесЕГАИС положительного остатка на складе, иначе оформление блокируется. Таким образом, если необходимо перевезти древесину в несколько этапов, сначала оформляют ЭСД с первого места складирования, затем он гасится, и после возникновения в системе положительного остатка можно оформить ЭСД на следующий этап транспортировки. А таможенные службы отслеживают выполнение требования по оформлению ЭСД до подачи декларации.
В итоге перевозки выходят из-под режима экспорта, предприятия не смогут применять нулевую ставку НДС в рамках ст. 164 НК, так как этот режим начинается от места и с момента подачи таможенной декларации на товары. В случае принятия законодательной нормы, обязывающей подачу таможенной декларации в месте формирования последнего ЭСД, стоимость перевозки товаров от производителя до портов Дальнего Востока будет увеличиваться на 20%. Затраты лесопромышленников на логистику в Китай вырастут на 21 тыс. руб. с каждого контейнера.