В России впервые рухнул пиратский рынок
Group-IB сообщила о том, что впервые за 5 лет рынок Интернет-пиратства в России не только остановился в росте, но и показал падение. Его объем составил $63,5 млн., что на 27% ниже аналогичного показателя 2018 года.
Основными причинами стали удар по рекламной модели монетизации пиратских ресурсов, падение “большой тройки” пиратских CDN, снабжавшей контентом до 90% онлайн-кинотеатров России и СНГ, а также совершенствование законодательного поля и антипиратский меморандум. При этом желание смотреть нелегально распространяемые фильмы и сериалы у россиян даже выросло.
За последние пять лет пиратский рынок в России рос катастрофически быстрыми темпами благодаря мощной рекламной поддержке со стороны нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор, ИТ-платформе, базирующейся на технологии CDN и взятой пиратами на вооружение, а также элементарному росту трафика. В 2019 году по каждому пункту был нанесен мощный удар, что тут же обрушило рынок. В результате впервые за последние пять лет рынок онлайн-пиратства в России фактически сжался до уровня 2016 года.
Не только законодательные изменения последних лет помогли, в дело также пошло широкое распространение практики досудебных блокировок пиратских ресурсов.
Специалисты также отметили, что в 2015 году объем рынка составил $32 млн, в 2016 году он вырос практически вдвое до $62 млн, в 2017 году составил $85 млн (рост +21%), в 2018 году $87 млн (рост +2,3%). Однако в 2019 году заработок Интернет-пиратов за год сократился на 27% и приблизился к отметке $63,5 млн.
К слову, среднемесячный доход от рекламы с крупных пиратских сайтов достигает порядка $10 000.
Против «пиратки» сыграли и поисковые системы. Совершенствование алгоритмов поиска и пессимизация страниц со встроенной рекламой всех видов (баннеры, поп-апы, подложки, реклама, встроенная в плеер, и др.) привели к сокращению возможности пиратов для ее размещения и, как следствие, к падению доходов. Однако «тектонический сдвиг» обеспечило подписание в ноябре 2018-го года антипиратского меморандума с участием «Яндекса», Mail.Ru, Rambler, «Первого канала», ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-медиа». Согласно новой директиве, теперь поисковики обязаны удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Практически за год правообладатели внесли в реестр около 600 000 ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов.
На любое действие всегда найдется противодейстие. Несмотря на значительную трансформацию рынка пиратства в 2019 году, желание россиян использовать бесплатную «пиратку» по сравнению с прошлым годом даже немного выросло. Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов на пиратских ресурсах по итогам года составил 10,4 млрд (+0,06%). Так что, в скором времени рынок может подняться уже на новых обходных путях.